"Обыкновенные" и "необыкновенные" люди в рассказах В.Распутина

Разделы: Литература


Цели урока:

  • осмыслить одну из сквозных тем творчества В. Распутина – преодоление «поживательства и пожинательства»;
  • обучить информативному анализу изобразительных средств художественного текста;
  • воспитать потребность в самоанализе изменения и развития собственной личности.

Предварительная подготовка:

  • чтение рассказов;
  • просмотр кинофильма «Рудольфио» (режиссер Татьяна Преснякова, музыка Ираклия Габели, 1991г.)
  • индивидуальные задания:
  • Сопоставление эпизодов рассказа «Рудольфио» и сцен фильма, сравнение изобразительных средств двух видов искусства;
  • Выразительное чтение эпизодов полета во из рассказа «Наташа», таежных пейзажей из рассказа »Век живи – век люби».

Беседа по рассказу «Рудольфио»:

– Насколько, по-вашему, обыкновенна ситуация?
– Кто является источником необыкновенности?
– Кого и что придумывает героиня рассказа Ио? (Общее имя, веру в Маленького Принца, «правда, что Маленький Принц был у нас на земле», самого Рудольфа)
– А чувство, которое Ио испытывает к Рудольфу, – истинное или придуманное? (На взгляд Ио – истинное, на взгляд «взрослых и обыкновенных» – придуманное)
– Каким изображен Рудольф: обыкновенным, необыкновенным, счастливым, несчастным? Из чего состоит его жизнь? (Рработа, жена Клава, домашнее хозяйство – жизнь наполнена, устроена, стабильна)
– Что привносит в эту налаженную жизнь Ио? Как меняется отношение Рудольфа к вторгшейся в его мир девочке? (Смешная девочка, «совсем девчонка», неинтересно маленькая для него; она доводит его до свирепой ярости своей наивной назойливостью, потом вдруг волнует его обещанием будущей красоты; случайно напоминает ему о романтике и опасностях приключений в книгах Сент-Экзюпери).
– Удается ли Ио окончательно вытащить Рудольфа из надежной, безопасной обыденности? (Нет, в кульминационный момент он отгораживается от влюбленной девочки «проверенной истиной: «в губы целуют только самых близких»).
– А нужен ли ему был этот отрыв от действительности? (Возможно: «куда же дальше?» – думает он, потеряв ее навсегда).
– А что произошло с самой Ио? (Для нее разрушился первый в ее жизни воздушный замок, прекрасный принц обернулся обыкновенным Рудольфом, да и сама она, возможно, повзрослела, а значит, стала обыкновенной).
Конечно, у В. Распутина, в его точно и тонко организованном художественном мире, где герою, как и самому автору, удается удержаться на краю обрыва в пошлость, иной финал невозможен. Писатель не пустил своих «Рудольфио» в болото банального адюльтера и соблазнения очередной «Лолиты».
– Как акцентирована обыкновенность жизни Рудольфа в фильме по рассказу? (Углублением образа Клавы – изможденной трудной жизнью, невзрачно одетой, вечно жалующейся супруги).
– А полет, в который Ио зовет Рудольфа? (Танцем в девичьих снах, музыкальной темой).

Переходим к обсуждению рассказа «Наташа»:

– Как сочетаются реальность и сон, обыкновенное и необыкновенное в этом рассказе? (Странно соединяются)
– Кто такая Наташа? (Медсестра в больнице, где лежит герой-повествователь: проза жизни – операция, больные, несчастные в своей «торчащей на виду» болезни).
– Чем она поразила героя? («Цветущим добротой лицом», «способностью смущаться и краснеть», «исправно и с душой исполняет свои обязанности», «немного не от мира сего»).
– Что это значит? Каков же тогда мир, в котором такие люди воспринимаются как странные? (Мир людей «в своем могучем поживательстве и пожинательстве» – пробуем объяснить эти распутинские окказионализмы).
– Когда герой понял, что Наташа – девушка из сна, в котором научила его летать? (После наркоза, что вроде и оставляет рассказ вполне реалистичным: мало ли что привидится в таком состоянии!)
– Что увидел, услышал, почувствовал, понял герой в полете? (Выразительное чтение эпизода полета).
– Почему Наташа «работала в больнице недолго»? (Появилась ниоткуда, исполнила свой долг и исчезла в никуда, как добрый ангел).  

«Век живи – век люби»

– Что необыкновенного случилось в жизни Сани? (Он случайно приобрел так манившую его самостоятельность)
– Что открылось ему? («Ощущение высоты» в процессе самой «неприятной работы». Он почувствовал, что самостоятельность – это ответственность за себя, за свой маленький и общий огромный мир)
– Кто такой Митяй? Что происходит с ним в утро поездки за ягодой? (Преображение из вечно пьяного, несуразного мужика в «другого» человека с «уверенно поблескивающими глазами на поздоровевшем лице»)
– Почему? (Человек отправляется делать знакомое, любимое и нужное дело).
– Что подумал Саня об уходящих вереницей в тайгу ягодниках? («Уходящими в поисках вечного пристанища» и «уносящими…итоги своей жизни» показались ему люди с коробами за спинами: вековой сумрачный лес спросит с них за все совершенное).
– Какой тайга открывается самому Сане? (Читаем «тайга стояла тихая и смурная…», «только что шли по живому…»)
– В чем смысл загадочных слов Митяя: «сколь тайги из-за одного такого погубило»? (Это предостережение дяде Володе, который уже сейчас выглядит каким-то чужим в тайге)
– Что необыкновенного пережил Саня за этот поход? (Тяготы трудного пути по бурелому, открытие предопределенности и необходимости трудных испытаний, после испытаний – заслуженную радость не только от изобилия ягоды, но и от непостижимой красоты мира, борьбу с жадностью, преодоление ее напоминанием о «девочке Кате», которой ягода «очень нужна», наконец, предательство дяди Володи)
– Главное открытие – «век живи – век люби». Как истолковать финальный абзац? Можно ли надеяться, что Саня не скажет таких грубых слов таким привычно уверенным тоном «никогда»? («Он проснулся в ужасе»)

Дома дети пишут эссе о роли необыкновенного в нашей обыкновенно.

Особая благодарность Л. В. Андреевой, автору урока-размышления по рассказу В. Распутина «Рудольфио», участнику Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», за ключ к пониманию текста и побуждение к полемике. й жизни.