Урок-зачет по русскому языку по теме "Пунктуация простого предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • проверить знания, умения, навыки в постановке знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, запятая при однородных членах, двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами;
  • запятая в предложениях с однородными и неоднородными определениями, запятая при обращении и вводных словах);
  • воспитывать интерес учащихся к предмету, расширять их кругозор.

Форма урока: игра “За семью печатями”

Ход урока

Сообщение темы и целей урока

Учитель: Время нашей игры “За семью печатями” пошло. В конце игры вы, ребята, должны назвать тот раздел языкознания, которому она посвящена. Право назвать раздел будет предоставлено тому, кто наберет в игре большее количество печатей. Наша игра – это ещё и зачет за третью четверть восьмого класса.

Представление игроков.

Учитель: Ребята, вам нужно рассказать о себе самое главное, ответив на вопрос: “Кто он (она)?” (Класс делится на три группы: игроки, ассистенты, болельщики. У каждого – послужной формуляр, в него ребята пишут ответы у номера печати. Исправлять ответы во время игры нельзя).

Основная часть.

Учитель: Время первой печати.

Знаки препинания (скобки, кавычки, тире, многоточия и др.) появились намного позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. И правила их постановки были просты. “Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению к союзами” , - писал М.В. Ломоносов в 1755 году в “Российской грамматике”. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. И не напрасно. Ведь от расстановки знаков препинания, бывает, зависит человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза “Казнить нельзя помиловать” (записана на доске). Но не все знают, что в истории произошел подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь” Узник был спасен постановкой одной запятой.

- Внимание! Вопрос первой печати: М.В. Ломоносов в своей “Российской грамматике” назвал этот знак “единительный знак”. Название этого знака восходит к французскому слову “чёрточка”. Как только не называли этот знак! Чёрная полоса чернил, молчанка, длинная черта, горизонтальная черта, знак пересечения. Этот знак введён в употребление русским писателем и историком Н.М. Карамзиным. Графически прокомментировать постановку знаков препинания в задании Приложения №1.

- В каком по счету предложении есть данный знак? (Ответ: тире, предложение №2)

Учитель: Время второй печати.

Самая лаконичная в истории переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были напечатаны “Отверженные”, Гюго послал своему издателю письмо, где стоял один знак, и получил ответ от издателя тоже с одним знаком. Так Гюго узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

- Внимание! Вопрос второй печати:

Какие это были знаки?

- В каком из предложений их нет Приложения №2? (Ответ: “?”, “!” (вопросительный и восклицательный знаки, предложение №3)

Учитель: Время третьей печати.

Собственные значения знаков препинания складывались в течение многих десятилетий в результате обобщения миллионов примеров употребления того или иного знака. Всё случайное, неудачное отсеивалось, всё лучшее закреплялось.

- Внимание! Вопрос третьей печати:

Этот знак ставят, когда хотят сказать: “Я ещё не закончил своё сообщение, читайте дальше”. С одной стороны этот знак противопоставлен точке (сообщение не закончено), с другой – многоточию (Пишущий не намерен прерывать своё сообщение)

- Что это за знак? В каком предложении его нет Приложения №3? (Доказать графически) Ответ: “,” (запятая), предложение № 2

Учитель: Время четвертой печати.

Учёные полагают, что раньше всех появилась точка(.). Затем по времени идет этот знак, который встречается в рукописях 80-х годов XV столетия; его ставят, если хотят сказать: “Я собираюсь пояснить сделанное сообщение”. Этим объясняется и употребление его перед рядом однородных членов, после обобщающего слова; в бессоюзных сложных предложениях перед второй частью, которая поясняет, дополняет первую либо указывает причину; и перед прямой речью.

Внимание! Вопрос четвертой печати:

- Что это за знак? В каком предложении три разных знака препинания Приложения №4? (Ответ: : (двоеточие), предложение №1)

Учитель: Время пятой печати.

Вопрос пятой печати связан с морфологией, так как все разделы языкознания тесно связаны. Итак, современный человек использует в своей речи 6 падежей. (И. Р. Д. В. Т. П.) . Но в русском языке долго существовал седьмой падеж, по форме он совпадал с именительным. “Следы” этого седьмого падежа мы наблюдаем сейчас в предложениях с ними.

- Внимание! Вопрос пятой печати:

Как назывался этот 7 падеж?

- Где он употребляется?

- В каком предложении его нет Приложения №5.

Ответ: Это звательный падеж он употребляется в предложениях с обращением, его нет в предложении №4.

Учитель: Время шестой печати:

Этот знак впервые ввел Мелентий Смотрицкий в книге “Грамматики словенския правильная синтагма” (пособие по церковнославянскому языку), вышедшей в печати в 1619 году и названной М.В. Ломоносовым “вратами учености”. Так вот, этот знак ставят там, где высказывание несет не основную, а дополнительную информацию. (Их можно заменить двумя тире или двумя запятыми)

- Внимание! Вопрос шестой печати:

- О каком знаке идет речь? В каком предложении нет осложнения Приложения №6?

(Ответ: скобки, нет осложнения в предложении №2)

Внимание! Вопрос седьмой печати:

Интересно, что со времен Кирилла и Мефодия, основателей русской письменности, новых букв практически не изобрели. Некоторые (11 букв) даже отменили. А вот знаки препинания изобретались. В “Российской грамматике” 1755 года Ломоносова есть знаки, (считайте сколько их): “Строчные знаки суть:

  • запятая (,)
  • точка (.)
  • две точки (:)
  • точка с запятой (;)
  • вопросительный знак (?)
  • удивительный знак (!)
  • единительный знак (-)
  • вместительный знак ( )”

- Внимание! Вопрос седьмой печати:

До XX века эти знаки пополнялись. Какими? Сколько в современном русском языке знаков препинания. В каких предложениях нет знаков препинания Приложения №7? Ответ: (… “”) Знаков препинания 10. Нет в предложениях 2 и 4.

Подведем итоги.

- Назовите количество печатей, полученных вами на уроке. Определяем победителя. Какие разделы языкознания повторили? (Синтаксис и пунктуация.)

- Время нашего урока подошло к концу, но время вашей жизни продолжается. Так распорядитесь им с пользой. Победителям игры - “особое задание” (тренировочные творческие работы повышенной трудности) Участникам - задание “Сам себе учитель” (Придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания по теме урока.)

Презентация