Имя собственное. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: развивать умение употреблять большую букву в кличках животных, названиях сёл, деревень, городов. Научить отличать имена собственные от имен нарицательных.

Оборудование: интерактивная доска. На доске изображены животные разных пород.

Ход урока

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения: «Прописная буква».

Учитель: Ребята, я хочу сегодня начать урок с маленького стихотворения.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

(Е. Измайлов)

– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

– На уроке будем говорить о словах, которые пишутся с большой буквы.

2. Ознакомление со словами из словаря.

Учитель: С какими словами из словаря ознакомимся, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Гладить – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.

(Собака)

На лугу пасётся,
Вечером вернётся,
Замычит у ворот,
Молока принесёт.

(Корова)

Дети называют: собака, корова.

На интерактивной доске изображено слово С.БАКА с пропущенной буквой.

Дети произносят это слово. Определяют ударение. Ударный слог [а].

Учитель: сколько слогов в этом слове?

– 3 слога.

– На какой слог падает ударение?

– На второй слог.

Учитель: Правописание данного слова надо запомнить. Слово собака пишется с буквой О.

На интерактивной доске также изображены разные породы собак: овчарка, колли, пудель, дог.

Учитель: Кто изображен на доске?

– Собаки.

– Что у них общее?

– Четыре лапы, туловище, голова, хвост, все покрыты шерстью, у всех этих животных одно название – собаки.

– Чем они отличаются?

– Размером и формой тела, у них разный окрас, они разной породы.

– Но все эти животные называются одним словом.

– Собаки.

– Чем они еще могут отличаться?

– У них разные клички.

– Придумайте каждой собаке кличку.

– Дружок, Верный, Черныш, Звездочка.

– Вспомните, с какой буквы пишутся клички животных, породы собак?

– Клички животных пишутся с заглавной буквы, а названия пород с маленькой буквы.

– Придумайте клички собакам и запишите их. Обоснуйте свой выбор.

3. Проверка задания.

1 ученик: Овчарка Гром. Вид у овчарки грозный, поэтому я дал ей такую кличку.

2 ученик: Пудель Пушок. Шерсть у собаки пушистая, поэтому я дал такую кличку.

3 ученик: Дог Богатырь. Из-за своих больших размеров я придумал эту кличку.

4 ученик: Колли Звёздочка. На лбу у собаки есть пятнышко, очень похожее на звёздочку, поэтому я придумала эту кличку.

На интерактивной доске изображено слово К.РОВА с пропущенной буквой.

Дети произносят это слово, определяют ударение (ударный звук [о]).

Учитель: Сколько слогов в этом слове?

-  3 слога.

– На какой слог падает ударение?

– На второй слог.

– Найдите опасное место в этом слоге. (Гласная первого слога).

– Запомните, слово корова пишется с буквой О. Запишите это слово, поставьте ударение и подчеркните букву О в первом слоге.

На доске также изображены коровы разных пород. Дети называют, что является общим у этих животных и в чём отличия.

Учитель: Придумайте клички животным.

– Назовите их. Обоснуйте – почему вы им дали такие клички?

1 ученик: Корова Черныш. У этой коровы черный окрас, поэтому ее так решили назвать.

2 ученик: Корова Звёздочка. На лбу у нее белое пятнышко, которое очень похоже на звездочку.

3 ученик: Корова Зорька. Мне кажется, что она ласковая, нежная, как весенняя заря. Поэтому я решила дать ей такую кличку.

4. Взаимопроверка тетрадей.

Работа по учебнику. Упражнение 44 на странице 24 [1].

Учитель: прочитайте диалог Дяди Федора и кота. Пусть один из вас выступит в роли Матроскина, а другой в роли мальчика. (Дети читают текст по ролям).

Учитель: Какую фамилию дал коту Дядя Федор?

Дети: Матроскин.

– Почему фамилия коту понравилась?

– Коту понравилась фамилия, потому что она и морская и серьезная.

– Запишите фамилию кота в тетрадь.

Задание ученикам: закончить предложение. Напишите правильно свою фамилию. С какой буквы вы будете писать? Фамилии людей пишутся с большой буквы.

5. Проверка задания.

Наблюдение над правописанием имен собственных. (Рабочая тетрадь, упражнение 7 на странице 15 [2] ). В задании дано предложение: «Коля и Поля собирали цветы в поле».

Учитель: Почему одно из выделенных слов написано с заглавной буквы, а другое со строчной? Объясните.

Ученики: Одно из выделенных слов Поля является именем девочки, поэтому пишется с заглавной буквы. Второе слово поле – не является именем собственным, поэтому пишется со строчной буквы.)

Ученики записывают предложение в тетради.

Учитель: Какой вывод можно сделать? Фамилии и имена людей пишутся с большой буквы.

6. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем
И кружимся потом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

7. Закрепление. Работа над правилом.

В учебнике на странице 23 [1]:

Учитель: Прочитайте правило. Что такое имена  собственные? Имена собственные – это имена, отчества, фамилии людей  и клички животных.

– А как вы думаете, есть ли еще другие имена собственные?

– Да, есть еще другие имена собственные. Это название городов, сел, рек, морей.

Учитель: В рабочей тетради на странице 18 выполните задание 12 [2]. Впишите в клеточки названия городов России. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. Запишите его. С какой буквы надо писать это слово? (Приложение 1)

– Слово Москва надо писать с заглавной буквы.

– В России много больших и красивых городов. Москва – главный город страны.

8. Итог урока.

Учитель: Что такое имена собственные? Как они пишутся?

Ученики: Имена собственные – это имена, отчества, фамилии людей  и клички животных, названия городов, рек, озер, морей.

Литература:

  1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Учебник «Русский язык» М.: «Просвещение», 2011.
  2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Рабочая тетрадь по русскому языку М.: «Просвещение», 2011.