Тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Обучение и воспитание детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку к обучению в школе.

Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Дети, имеющие зрительную патологию нуждаются в специальных адаптативных устройствах: оптические и не оптические.

К оптическим коррекционным устройствам относятся очки, призмы, контактные линзы, лупы. Большие возможности для развития зрения заложены в оптическом приборе лупе “Топаз”. Он представляет собой дисплей, который изменяет размер, яркость, контраст изображений, цвет (от черно-белого до цветного). Пособие многофункционально, позволяет решать ряд задач. Оно может быть использовано для обогащения сенсорного и чувственного опыта ребенка, развития зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, ориентировки на вертикальной и горизонтальной поверхности, внимания, речи. Для развития зрительного восприятия используются разные изображения: черно-белые, цветные, контурные , силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различные признаки. Пособие удобно для обучения детей элементам изобразительной деятельности, формирования навыка следования инструкции. Лупу “Топаз” эффективно использовать в работе с детьми со сходящимся и расходящимся косоглазием, миопией, астигматизмом, гиперметропией, так как могут быть созданы условия (увеличивают или уменьшают величину изображения) благоприятные для зрительного восприятия при каждом из названных диагнозов.

Детям с нарушением зрения трудно фиксировать взгляд на предмете, определять положение предмета в пространстве, размер и форму, узнавать один и тот же предмет в разных позициях. Низкая острота зрения у значительной части детей и слабый мышечный корсет, побуждают детей наклоняться над столом, что приводит к нарушению осанки. Работая на вертикальной плоскости лупы, можно предупредить возникновение вторичных нарушений.

В зависимости от периода восстановительного лечения проводят с детьми различные дидактические игры и задания для активизации, стимуляции, упражнения зрительных функций. Во все занятия включаются упражнения для развития зрительного восприятия (выделения формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификаций предметов по их основным признакам. Для решения вышеперечисленных задач предлагаются следующие задания и упражнения:

“Найди такой же предмет” (по форме, цвету, размеру);

“Найди различия в рисунках”;

“Что ближе, что дальше”;

“Что выше, что ниже”;

“Посмотри и скажи где стоит предмет (в середине экрана, в левом верхнем, в правом нижнем углах итд);

“Срисуй геометрические фигуры с образца”;

“Сравни свои рисунок с образцом и опиши расположение фигур”;

“Найди предмет названной формы”;

“Назови все предметы, которые ты видишь на картинке” (растения, животные, предметы быта и т.д.);

“Распредели предметы на группы, назови каждую группу общим словом”;

“Догадайся кто (что) это? (по фрагментам);

“Люди каких профессий нарисованы”;

“Нарисуй узор как у меня”;

“Измени узор”.

Для активизации зрения детей с косоглазием в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием светящегося дисплея. Например : “Сосчитай сколько огоньков зажглось на экране”. Хорошо использовать в этот период лечения рассматривание цветных картинок. Дети могут рассматривать изображения предметов, животных, птиц, сюжетных картинок из сказок и т.д. При этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят на экране.

Включение лупы “Топаз” в традиционную форму подачи дидактического материала является инновацией в педагогическом процессе и незаменимом помощнике в обучении и лечении детей со зрительной патологией.

Рис 1. Рис. 2. Рис. 3.