Занятие по развитию зрительного восприятия

Разделы: Коррекционная педагогика


Задачи:

  • развивать зрительную память;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • развивать глазодвигательные функции;
  • развивать зрительно-пространственные представления;
  • развивать восприятие силуэтных и контурных изображений;
  • уточнять и развивать представления о насекомых, их значении в природе и жизни человека.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Детям предлагается отгадать загадки.

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу,
Мед вожу. (Пчела.)

Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочка.)

Нос-то долог,
Голос-то звонок,
Пищит тоненько,
Кусается больненько. (Комар.)

Имя взял у кузнеца,
Ну, а цвет – у огурца. (Кузнечик.)

Это что за вертолет
Отправляется в полет,
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями? (Стрекоза.)

В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет. (Муравьи.)

После загадок детям предлагается вспомнить и повторить все отгадки. Далее задается вопрос:

- Как назвать всех перечисленных животных, одним словом?

Объявляется тема занятия: «Насекомые».

2. Основная часть.

Проводится беседа о насекомых.

Вопросы для беседы:

  1. Какие еще насекомые вам знакомы, кроме тех, о которых были загаданы загадки?
  2. В какое время года активны насекомые?
  3. Как и при помощи чего они передвигаются в природе?
  4. Чем питаются насекомые?

Детям предлагается игра «Кто спрятался?».

Рисунок 1

На зашумленном фоне спрятано изображение бабочки (рисунок 1) . Детям необходимо найти на картинке спрятавшееся насекомое и назвать его.

Задание 1. Найди такую же бабочку и отметь ее (рисунок 2).

Рисунок 2

Детям предлагается загадка:

В красном платье с черными горошками
На листке перебирает ножками.
Ну а если кто-то напугает –
То на небо сразу улетает. (Божья коровка.)

Задание 2. Обведи божью коровку, которая сидит под листом, в красный цвет, справа от листа – в желтый цвет (рисунок 3).

Рисунок 3

После выполнения этого задания, детям предлагается пояснить устно, где находятся остальные божьи коровки.

Далее проводится беседа по вопросам:

  1. Какова роль насекомых в природе?
  2. Каких вы знаете полезных и вредных насекомых?
  3. Какова роль насекомых в жизни человека?

Задание 3. Помоги пчелке найти дорогу к цветку (рисунок 4).

Рисунок 4

Зрительная гимнастика.

Предварительно детям предлагается вспомнить тип известных им линий (прямая, волнистая, зигзаг). Далее детям предлагается ответить на вопрос:

- Какой путь проделала пчела в поисках цветка?

При этом учитель рисует в воздухе указкой эти линии в различном направлении. Детям необходимо формулировать ответы в виде: «Полетела прямо, слева направо» или «Зигзаг, сверху вниз».

Задание 4. Физкультурная минутка. Помоги пчелке положить пыльцу в ячейку соты. Проводится подвижная игра с пособием «Парное бильбоке». Суть игры: вдвоем держась за ручки и раскачивая из стороны в сторону полотно пособия, дети должны постараться сделать так, чтобы подброшенный шарик (пыльца) попал в отверстие полотна (ячейка соты.) Игра способствует развитию зрительно-моторной координации (рисунок 5).

Рисунок 5

Проводится беседа по вопросам:

  1. Каких вы знаете насекомых, которые живут большими семьями?
  2. Как называются «дома», в которых они живут?

Задание 5. Какая тень принадлежит муравью (рисунок 6)?

Рисунок 6

Задание 6. Найди название насекомого в таблице (рисунок 7).

Рисунок 7

Далее детям предлагается ответить на вопросы:

  1. Где в таблице расположено найденное название насекомого (в каком ряду или столбике)?
  2. Где расположена первая буква слова (в каком ряду и столбике)?
  3. Где расположена последняя буква слова?

3. Завершающая часть занятия.

Впереди 3 летних месяца. Наступают долгожданные летние каникулы. Давайте нарисуем летнюю открытку с пожеланиями прекрасного и веселого летнего отдыха, и подарим ее своему соседу по парте.

Детям раздаются заготовки с изображением декоративной рамки, надписью пожеланием «Приятного летнего отдыха!» и изображением половины бабочки (рисунок 8).

Рисунок 8

Задание 7. Дорисуйте недостающую часть бабочки и раскрасьте ее. Подарите получившуюся открытку своему соседу по парте.

Примечание: задания 1-3 и 5-7 выполняются на индивидуальных карточках. Остальные задания – фронтально.