Круглые числа

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с записью и названием круглых чисел, с их графическими моделями; научить сравнивать их, складывать и вычитать, отрабатывать счет в пределах 10; развивать речь, мышление, память, внимание.

Оборудование: магнитная числовая линейка, карточки на магнитной основе, счетный материал, карточки с названием круглых чисел.

Ход урока

Огранизационный момент

Математический диктант.

Ответы учащиеся дают с помощью цифрового веера, одновременно результаты фиксируются на доске.

Учитель: Укажите последующее число для числа 7.

- Укажите предыдущее число для числа 10.

- На сколько 5 меньше 8?

- Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Чему равна разность?

- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, чему равна сумма?

-Уменьшите 9 на 8.

- Увеличьте 3 на 4.

- Задумали число. Из этого числа вычли 3 и получили 1. Какое число задумали?

- На сколько 10 больше 8?

Работа по теме урока.

Знакомство с круглыми числами.

На доске запись:

2д+4д=     8д-5д=     3д+7д=

Учитель: Найдите значения данный выражений. (Ученики на доске записывают значения данных выражений)

- Что мы складывали и вычитали?

Ученики: Десятки.

Учитель: Скажите, только такая существует запись обозначения десятков?

Ученики: Нет, существует другая запись обозначения десятков.

Учитель: Кто уже знает, как можно записать десятки? (Ученики по желанию на доске записывают свои примеры).

Учитель: Сегодня на уроке мы научимся записывать числа, выраженные в десятках. Для этого мы воспользуемся магнитной числовой линейкой и карточками, на которых указаны числа (круглые числа от 10 до 90).

Учитель: Посмотрите, какое число находится в начале числовой линейки?

Ученики: Ноль.

Учитель: Что вы еще можете сказать о числовой линейке?

Учитель: Числовая линейка поделена синими чёрточками на равные отрезки. В каждом отрезке содержится по десять кружков или по одному десятку.

Учитель: Как иначе можно назвать один десяток?

Учитель: Определите место числа десять на данной линейке. (Ученик берет магнитную карточку с изображением числа 10 и фиксирует ее место). Одновременно на доске учитель прикрепляет карточку с названием числа десять.

Учитель: Сколько всего десятков будет находиться в первом и во втором отрезке?

Ученики: Два десятка.

Учитель: Кто знает, как иначе можно назвать это число?

Ученики: Двадцать.

Учитель: Найдите место на числовой линейке, которое соответствует числу 20. (Ученик берет магнитную карточку с изображением числа 20 и определяет ее место)

Одновременно на доске учитель прикрепляет карточку с названием числа двадцать. Аналогично учитель организует работу с круглыми числами: 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, т.е. на числовой линейке ученики находят определенное место круглых чисел, а на доске соответственно появляются названия данных чисел. Ученики четко проговаривают названия новых чисел.

Работа с учебником

Выполнить задание №1 на странице 48. Данная работа проводится с комментированием под руководством учителя.

Учитель: Для выполнения данного задания надо вспомнить, как графически обозначается десяток?

Ученики: Одним треугольником.

Учитель: В данном задании надо заполнить таблицу по образцу.

Ученики записывают круглые числа, которые соответствуют количеству треугольников, т.е. десятков.

Учитель: Почему эти числа называют круглыми? (Ученики высказывают свои предположения под руководством учителя и приходят к определенному вывыду)

Для обозначения числа, выражающего целое число десятков достаточно к числу десятков приписать 0. Поскольку ноль- круглый, то и числа, оканчивающиеся нулем стали называться круглыми.

Действия с круглыми числами

Задание №4 на странице 49.

Учитель: По рисунку объясните, как можно выполнять действия с круглыми числами. (Точно также как и действия с однозначными числами, выражающими число десятков, но на конце приписывается ноль).

Первую половину задания ученики выполняют коллективно: у доски с комментированием, вторую половину задания выполняют самостоятельно. После выполнения данного задания ученики осуществляют проверку тетрадей.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы сложить или вычесть круглые числа? (Чтобы сложить или вычесть круглые числа, можно сложить или вычесть десятки и приписать справа ноль).

Закрепление изученного

Задание №2 на странице 48. Ученики должны заполнить таблицу - обозначить десятки. Работа проводится в парах. В результате должна получится таблица <Приложение 1>.

Проверка задания.

Решение примеров на странице 49, задание №6. Работа выполняется с комментированием, с четким проговариванием названия круглых чисел:

20+50=70 70-10=60 10+60=70
50+10=60 80-40=40 50-20=30
70+20=90 90-30=60 90-90=0

Физкультминутка

Учитель: не мешало бы и отдохнуть. Вспомните физкультминутку, в которой есть слово десять:

Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз!

Повторение пройденного

Задача №5 на странице 49 учебника [1]:

Учитель читает условие задачи: В спортивных соревнованиях участвовали 40 мальчиков и 30 девочек. Сколько всего детей участвовали в соревнованиях.

Учитель: Прочитайте условие задачи, условие задачи. Каким действием будем решать задачу и почему?

Ученики: Сложение, потому что надо найти целое.

Учитель: Как запишем решение задачи? Ответ?

Ученики: 40+30=70 (д.) Ответ: 70 детей. (Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетради.)

Учитель: Какой другой вопрос можно поставить к данному условию? (На сколько больше мальчиков? На сколько меньше девочек?)

Пальчиковая гимнастика. (Постукивание по парте подушечками всех пальцев одновременно).

Пальчики в гости приходили.
Тук-тук-тук стучались в дверь.
Только двери не открыли-
Думали, что страшный зверь.

Итог урока

Учитель: Что нового узнали на уроке? Кто понял, как надо выполнять действия с круглыми числами?

Ученики: Познакомились с записью и названием круглых чисел. Научились их складывать и вычитать.

Домашнее задание

Выучить названия и запись круглых чисел.

Литература:

Учебник Л.Г. Петерсон “Математика” для 1 класса в 4 частях. М.: “Ювента”, 2011.