Применение ЭОР на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • Образовательные: выяснить условия, которые привели к возникновению средневековых городов; сформировать представление у учащихся о средневековом городе как центре ремесла и торговли; охарактеризовать управление в средневековом городе, жизнь и быт горожан.
  • Развивающие: научить самостоятельно добывать знания; отбирать и систематизировать материал; выделять главное в тексте; составлять схемы; сообщать конкретную информацию; развивать логическое мышление, навыки самостоятельной и групповой работы; устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности.

Формы работы учащихся: индивидуально-групповая (ответы на вопросы; работа с историческими источниками, историческими понятиями; участие в ролевой игре по теме урока; выполнение тестовых заданий).

Техническое оборудование: ПК с сетевым подключением к головному компьютеру; доступ в Интернет; интерактивная доска.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация и мотивация учебной деятельности (введение в тему урока).
  3. Изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление знаний.
  5. Закрепление материала и мониторинг полученных знаний.
  6. Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся (рефлексия достижения целей).
  7. Домашнее задание (инструктаж по выполнению).

Ход урока

Этапы урока Гиперссылка на ресурс, доступ
 к ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
Деятельность ученика
1. Организационная часть. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/
class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html

(цели)

Приветствует учащихся. Знакомит учащихся с планом, ходом урока, его целями и задачами (демонстрирует цели урока – шаг 1). Приветствуют учителя. Знакомятся с планом урока. Фиксируют тему урока в тетради.
(2 мин.)
2. Актуализация и мотивация учебной деятельности (введение в тему урока). http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/e777fedc-16da-4c32-bf11
-e141e25b6b17/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BPD_01%5D.html

(рисунок горожан)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/11a52c7d-6307-4eb4-91a9
-0653f8322c64/%5BIS6SV_4-6%5D_%5BPF_01%5D.html

(фотография города)

Учитель: на предыдущих уроках вы познакомились с сословиями феодального общества.

Вопрос: перечислите эти категории населения?

Учитель: сегодня мы познакомимся с горожанами – людьми, которые жили в городах (демонстрирует средневековый рисунок горожан; фотографию средневекового города).

Перечисляют сословия и категории населения феодального общества (духовенство, рыцарство, крестьянство). Знакомятся со средневековым рисунком горожан и фотографией средневекового города.
(2 мин.)
3. Изучение нового материала. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc
/class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html

(что такое город и его признаки)

Вопрос: давайте разберемся, что же такое – город и каковы его признаки? Предлагает учащимся из рассказа учителя и работы с текстом ответить на вопросы (демонстрирует часть презентации – что такое город и его признаки – шаг 2).

 

Работают с текстом источника и отвечают на вопросы (укрепленное поселение; центр ремесла и торговли, религии и культуры; сообщество граждан, определяющее права и законы городской жизни).
(4 мин.)
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/
class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html

(жизнь и быт средневековых горожан)

Вопрос: что же способствовало росту городов? Предлагает учащимся по ходу объяснения учителя, работы с учебником и электронными ресурсами составить и заполнить схему об условиях роста городов и местах их возникновения (демонстрирует часть презентации возникновение города в средние века – шаг 3). Самостоятельная работа учащихся: заполняют в тетрадях схему об условиях роста городов (успехи в хозяйстве; поборы ремесленников феодалами; уход ремесленника из деревни; отделение ремесла от сельского хозяйства) и местах их возникновения (древние поселения; феодальные вотчины; у стен монастырей и замков; пересечение торговых дорог; у берегов рек и морских гаваней).
(4 мин.)
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/
class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html

(возникновение города в средние века – борьба городов с сеньорами)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/3b83457b-c9bc-41df-bb64-
65e3722aacc8/%5BIS6SV_4-6%5D
_%5BTD_02%5D.html

(коммуна)

Подводит итог самостоятельной работы учащихся со схемой.

Знакомит учащихся с понятием коммуна.

Рассказывает о борьбе городов с сеньорами (демонстрирует часть презентации возникновение города в средние века: борьба городов с сеньорами – шаг 3; словарную статью о коммунах).

Чтение статьи в презентации о борьбе городов с сеньорами. Знакомство и фиксация термина коммуна в тетрадях.
(4 мин.)
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/
class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html

(городское общество)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/56eb1d95-a5bd-49dd-9e98
-1ce93e9aa91b/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BTD_06%5D.html

(бюргеры)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/d7a792f1-006a-4930-ac80-
23f4bff4a9d2/%5BIS6SV_4-6%5D
_%5BTD_03%5D.html

(городской совет)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/7baaeebb-1445-4150-9da2
-3f7e066ea428/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BTD_14%5D.html

(ратуша)

http://files.school-collection.edu.ru
/dlrstore/131c7fdd-a85e-4f36-8547
-88128b970eab/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BTD_05%5D.html

(бургомистр)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/f40e8ca0-49ac-429b-9226
-7129493d9428/%5BIS6SV_4-6%
5D_%5BTD_04%5D.html

(мэр)

Учитель: рассмотрим положение и управление городским обществом.

Знакомит учащихся с городским управлением и понятиями: бюргер, городской совет, ратуша, бургомистр, мэр (демонстрирует фрагмент презентации городское общество – шаг 4; словарные статьи новых терминов).

Изучение материала по управлению средневековым городом и фиксация новых терминов: бюргер, городской совет, ратуша, бургомистр, мэр в тетрадях.
(4 мин.)
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc
/class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html

(ремесло)

http://files.school-collection.edu.ru
/dlrstore/1ac71b05-8e8e-4d8c-82da
-0e69976389d3/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BPD_02%5D.html

(печатная мастерская)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/eb5e69ec-2762-4d40-b2df
-836db3d9f160/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BTD_10%5D.html

(мастер)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/cf6d7c04-7923-4e7a-b156
-c163f217e93f/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BTD_11%5D.html

(подмастерье)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/e48a4bc9-e293-4bb8-b7b5
-fab87fd03c15/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BTD_07%5D.html

(цех)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/8c8f363d-6d31-4310-8fc4
-3c1eeb1c50e4/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BTD_09%5D.html

(старшина)

Учитель: город был центром ремесла и торговли, поэтому основу городской жизни составляло ремесленное производство.

Объясняет особенности развития средневекового ремесла. Знакомит с новыми терминами: мастер, подмастерье, ученик, цех, старшина. (демонстрирует фрагмент презентации

ремесло – шаг 5; словарные статьи новых терминов; изображение рисунка печатной мастерской).

Знакомятся с особенностями развития средневекового ремесла, изображением печатной мастерской. Фиксируют новые термины: мастер, подмастерье, ученик, цех, старшина в тетрадях.
(4 мин.)
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/
class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html

(торговля)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/55006726-1c7c-4c29-9507
-3894b19ac86c/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BTD_12%5D.html

(купцы)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/dc51cba6-fdbc-408c-bbcd
-28ea4ddae65f/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BTD_13%5D.html

(гильдии)

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/0d66fded-7a04-4b83-bbfc
-d67517ecc6bc/%5BIS6SV_4-6%5
D_%5BPD_03%5D.html

(банкиры)

Учитель: торговля также играла немаловажную роль в жизни города. Делит класс на группы.

Вопрос: работая с текстом, покажите специфику средневековой торговли (подводя итог групповой работы учащихся, демонстрирует фрагмент презентации торговля – шаг 6

и словарные статьи о купцах и гильдиях, миниатюру “Генуэзские банкиры”).

Групповая работа учащихся: работа с источником и фиксация новых понятий: купцы, гильдии, ярмарки, менялы, банкиры.
(10 мин.)
4. Первичное закрепление знаний. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/
mc/class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html

(жизнь и быт средневековых горожан)

Организует ролевую игру учащихся по теме: “Я и средневековый город: какую роль вы себе отвели, если бы были жителем средневекового города?” (подводя итоги ролевой игры, демонстрирует часть презентации жизнь и быт средневековых горожан – шаг 7). Участие в ролевой игре: представляют себя жителями и рассказывают о своих функциях в средневековом городе.
(5 мин.)
6. Закрепление материала и мониторинг полученных знаний. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc
/class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html

(основные понятия)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fa13fa2-c200-4ebf-a372-dd603019db9d/index_listing.html

(вопрос 3)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fa13fa2-c200-4ebf-a372-dd603019db9d/index_listing.html

(вопрос 4)

Озвучивает основные понятия, изученные на уроке (демонстрирует часть презентации основные понятия – шаг 8).

Организует самостоятельную работу учащихся: инструктирует по процедуре выполнения интерактивных тестовых заданий (демонстрирует тестовые задания).

Проверяют основные понятия в тетрадях. Самостоятельная работа учащихся: работа с интерактивными тестовыми заданиями.
(2 мин.)
7. Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся (рефлексия достижения целей). Подводит итог урока совместно с учениками. Комментирование и выставление оценок за работу на уроке. Подводят итог урока совместно с учителем. Анализируют свою работу на уроке.
(2 мин.)
8. Домашнее задание (инструктаж).   Информирует учащихся о домашнем задании. Комментирует и проводит инструктаж по его выполнению. Фиксируют домашнее задание в дневниках. Задают вопросы.
(2 мин.)