Урок "Первые весенние цветы (подснежники, мать-и-мачеха)"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: познакомить детей  с раннецветущими растениями на примере изучения подснежника и мать-и-мачехи.

Задачи:

  • Образовательные: закрепление знания о характерных признаках весны; развитие умения составлять рассказ с опорой на план.
  • Коррекционные:  формирование умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развитие логического мышления и внимания; развитие разговорной речи; побуждение детей к желанию общаться.
  • Воспитательные: воспитание отзывчивости, любви и бережного отношения к родной природе.

Оборудование: конверт с письмом, картинки с иллюстрациями весны, подснежника, мать-и-мачехи; аудиозапись «Шелест весны» Кристиан Синдинг, Эдвард Григ «Утро», таблички со словами, раздаточный дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела на перемене ворона, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите,  что это там? (Дети находят конверт)

Учитель читает письмо:

«Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны
Ребята, вперед!»

II. Введение в тему урока

– Ребята, вы хотите отправиться в необычный поход? (Да) Тогда вперёд!

Звучит музыка (16)  «Шелест весны» Кристиан Синдинг

– Какое это время наступило после зимы?
– Как вы догадались? (Стало тепло, солнце светит ярко, снег тает)
– О каком времени года мы сейчас будем говорить? (О весне)

Прикрепляем к доске табличку со словом «Весна».

Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)

 Прикрепляем к доске.

Игра «Подбери признаки».

(На доске картинки с изображением весенних пейзажей)

– Какое  время года изображено на картинках?  (Весна)
– Почему вы так решили? На этой картинке в лесу лежит снег, поэтому я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?

(Дети доказывают, что на картинках весна, называют ее признаки и прикрепляют картинки к доске).

III. Изучение нового материала

Земля без снега и цветов,
Пора безвременья в апреле,
На стыке ивовых листов,
И вдруг растаявших метелей.
Ждёт неживой еще сучок
Как чуда, первого дыханья
Во всём вопрос или намёк
Во всём безмолвье ожиданья.

(Владимир Диваков)

– И вот, наконец, это безмолвное ожидание нарушается. Оживает природа, и мы постигаем великую тайну – тайну рождения нового.

Звучит музыка (15)  «Утро» из Первой сюиты (музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт») Эдвард Григ

Подснежник

– Представьте, что мы вышли на солнечную поляну. Если она солнечная, то снег на ней тает как? (Быстро)
Значит, на земле появляются проталины. Какого весеннего гостя вы можете увидеть на проталинах? (Подснежник)

(На доску прикрепляется картинка с изображение подснежника)

Физкультминутка

– Ребята, давайте поможем маленькому подснежнику: потянемся вместе с ним к солнцу, вытянем ножку – стебелёк.

(Дети выполняют движения, соответственно тексту стихотворения)

Подснежник

В лесу, где берёзы столпились гурьбой,
Подснежника глянул цветок голубой
(дети поворачивают голову вправо-влево)
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку
(руки на пояс, попеременно выставляют вперёд ноги)
Потом потянулся из всех своих сил
(дети тянутся, руки вверх)
И тихо спросил:
«Я вижу:  погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
(дети поднимают руки вверх)

– Сейчас внимательно прослушайте рассказ и запомните слова-действия, которые характеризуют приход весны.

Лучи солнца с каждым днём пригревают всё сильнее и сильнее, природа просыпается. Корни растений наполняются живительной влагой. И хотя еще кое-где видны островки нечистого, затвердевшего снега, из земли, влажной, пробивается самый прелестный самый милый в мире цветок – подснежник.

– Открыли учебники на стр. 116 («Знакомство с Окр.миром» 3кл.)

Дети выполняют задание 1, подбирают слова-действия (подснежник проснулся, наполняется, пробивается)

Почему подснежники так называются? (Рассматривание картинки с изображением подснежника)

Мать-и-мачеха

– Послушайте загадку:

Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый
Желтый маленький цветок. (Мать-и-мачеха)

Рассматривание картинки с изображением цветка:

– Как называется этот цветок?
– Назовите части растения? (листья, стебель, цветок)
– Какой стебель? (невысокий)
– Какие цветки у растения? (желтого цвета)

Рассказ учителя

Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинах золотые монетки. Весну цветов, как и подснежник, открывает мать-и-мачеха. Этот золотой цветочек растет на солнечных склонах. Настоящие листья на этих растениях   появляются только в середине лета, когда цветов у них нет, а сначала это похожие на чешуйки бурые острые листики.

– Как выдумаете, почему цветок получил название «мать-и-мачеха»? (Предположения детей)

– Да, это потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладить ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя   ласковая мамочка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение злой мачехи.

Физкультминутка.

Подвижная игра «Весна идёт»

Улыбаются все люди:
Весна! Весна! Весна!
(идут по кругу)
Она везде, она повсюду
(поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)
Красна! Красна! Красна!
По лугу, лесу и полянке
(ритмично шагают на месте)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет!
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит!
(ритмично щелкают пальцами)
По камешкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит!
(потирают ладоши)
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов!
(делают из пальцев «бутон»)
И всё живое сразу слышит:
Весна идёт!
(идут по кругу)

– Итак, продолжим наш увлекательный поход в страну новых знаний.
Мать-и-мачеха – лекарственное растение, известное очень давно. Его использовали для лечения кашля, помогает при насморке, витаминное средство.

Игра «Что сначала, что потом».

Подумай, в каком порядке должны располагаться картинки.

Составление рассказа-описания по плану

– Сегодня на уроке мы познакомились с двумя первоцветами: подснежник и мать-и-мачеха.

– Рассказ-описание вы будете составлять по план (вывешивается на доску):

ПЛАН РАССКАЗА

  1. Название цветка.
  2. Его размеры.
  3. Как выглядит его части – стебель, листья, цветки.
  4. Какую пользу приносит цветок.

IV. Закрепление

– С какими цветами мы сегодня познакомились?
– Что общего есть у этих растений? (Стебель, листья, цветки, корень)
– Когда зацветают эти растения? (Ранней весной)
– Верно, это раннецветущие растения.
– Есть ли на деревьях листва, когда появляются эти растения? (Нет)
– Значит, они цветут какими? (Первыми)
– Да, это первоцветы.

V. Рефлексия

– Понравился ли вам урок?