Занятия анимацией как инновационное направление повышения качества художественного образования

Разделы: МХК и ИЗО


Отечественная система образования сейчас решает целый ряд принципиальных задач, одна из которых – обеспечить новое качество образования за счет развития личностно ориентированного обучения. Художественное образование носит деятельностный характер, содержание направлено на формирование учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности в области искусства.

Ю.Б.Алиев, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории дидактики ИТИП РАО, отмечает, что усиление деятельностного компонента занятий в области искусства (пение, рисование, сочинение стихов и рассказов и т.п.) приводит к повышению качества художественного образования школьников [http://yspu.org/images/2/29/Ю.Б.Алиев.pdf «Три базовых фактора повышения качества школьного художественного образования»]. Необходимо находить такие формы деятельности детей на уроке и вне занятий (в качестве домашних заданий), которые соответствовали бы интересам ребенка, побуждали на самостоятельный поиск информации.

Сейчас много говорят об инновационном развитии образования, о приоритетах инноваций. Инновации создаются на основе тщательного анализа опыта и традиций, отметая все лишнее и бережно развивая те находки, которые дают результат в желаемом направлении.

Дадим определение понятиям традиции и инновации в образовании. Под традициями в образовании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому. Инновации — это новые явления в образовании, возникшие в самый современный (поздний) период его развития.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних и традиционных. Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь с помощью материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево, глина, кость и т. д.

Анализ литературы ведущих педагогов показывает, что сейчас усиливается интерес к видам декоративно – прикладного искусства. Активно разрабатываются программы для детей с углубленным изучением ДПИ. Наряду с этим активно развиваются и внедряются в образование детей компьютерные технологии, возрастает интерес к созданию анимированных изображений детьми. Но в основном ребятам предлагается освоить компьютерную программу по созданию анимированных изображений.

Современные тенденции в образовании и интересы современных школьников привели к созданию адаптированной программы «Основы анимации». Главной идеей является использование традиционных видов декоративно – прикладного творчества (оригами, лепка, моделирование из бумаги и ваты, рисование песком и т.д.) в работе над персонажами и декорациями анимационных фильмов.

«Основы анимации» разработаны на основе программы Баженовой Л. Н. «Азбука кино», откуда взят учебно-тематический план на 2 года обучения, но темы адаптированы для анимационного (мультипликационного) искусства. Программа реализуется как предмет по выбору и предполагает участие детей в возрасте 8-10 лет.

«Кадр» является основой в киноискусстве и мультипликации, что и легло в основу программ.

Занятия проводятся 2 раза в неделю – 1 час теории и 1 час практики.

В структуру программы входят 2 образовательных блока: (теория, практика). Занятие по «Теории» условно разделено на теоретическую часть (изучение истории анимации) и практическую (выполнение работ по подготовке к съемке, запись звуковых файлов и т.д.)

Содержание курса объединено в 3 тематических модуля, каждый из которых реализует отдельную задачу:

  • Занятия по Теории первого года обучения нацелены на изучение общего исторического опыта создания анимации, приобретение необходимого набора понятий и тезисов, терминологии.
  • Занятия по Практике первого года обучения нацелены на изучение и работу в технике перекладки. Использование различных материалов ДПИ. Создание коллективного анимационного фильма (1 модуль).
  • Занятия по Теории второго года обучения первого полугодия нацелены на изучение Японской Аниме (2 модуль) и принципов Классической Диснеевской мультипликации (3 модуль).
  • Занятия по Практике второго года обучения направлены на изучение и работу в технике рисования песком (сыпучая техника) и лепки. Создание коллективного анимационного фильма.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Работа над созданием персонажа или детали декорации (выбор ребенок делает самостоятельно) способствует росту деятельностного компонента у учащихся, интерес к получению конечного результата – анимационного фильма – усиливает мотивационный аспект.

Работа над анимационным фильмом подразумевает такие этапы как возникновение идеи анимационного фильма, разработка сюжета, сценария; работа над раскадровкой сценария, изготовление декораций; съемка анимационных фильмов, участие в монтаже, подбор музыки, работа над героем, изготовление декораций и подготовка атрибутики, съемка и озвучивание.

Программа предполагает формирование экранной культуры. На уроках ведутся просмотры мультипликационных и анимационных фильмов и обсуждения мультипликационных, игровых и документальных фильмов, запланировано выполнение разнообразных творческих заданий, помогающих освоить язык экрана.

Трудно найти ребенка, который бы не любил мультипликационные фильмы. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно дает им и героев для подражания, и темы для игр.

Зрительский опыт школьников начинает складываться еще в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидению, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается.

Идея программы «Основы анимации» состоит в гармоничном сочетании традиций и современных тенденций. Ставя задачу последовательного раскрытия сюжета, учащиеся воспринимают изображение в новой позиции, где персонаж «действительно» в следующем кадре делает шаг или прыжок.

Обращение к материалам декоративно-прикладного творчества не случайно, оно является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. Такая передача изображения сохраняет пластическую выразительность изделия, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Дети могут в доступной простой и удобной форме «оживлять» персонажей, создавать элементы движений, перемещений в кадре.

Можно использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей с целью обеспечения нового качества образования за счет развития личностно ориентированного обучения.