Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы "Как тигр научился читать"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: дифференциация звуков [С] - [3] в словах и предложениях.

Задачи:

  • дифференциация звуков [С] - [3] в словах и предложениях;
  • составление предложений по графической схеме;
  • развитие связной речи;
  • развитие зрительного внимания, слухоречевой памяти, логического мышления.

Оборудование: 2 игрушечные ёлки, предметные картинки со звуками [С] - [3] в виде птиц (сорока и зарянка), буквы "З", "И", "М", "А", цветные шапочки для детей (зелёная, 2 красных и синяя), графическая схема для составления предложений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед:

За снежинками снежинки,
Так красиво здесь лежат!
Приглашают вас, ребята!
В лес еловый погулять!
Год прошёл, зима настала,
Снова снег в лесу лежит,
А под ёлкою усталый,
Полосатый тигр сидит.
Может, нас он поджидает?
Может, у него беда?

Тигр:

Я хотел бы научиться,
Буквы выложить в слова.
Слышал я, что в вашей группе
Учат этому детей?
Может, с вами пообщавшись,
Стану тоже я умней?

2. Основная часть

1. Дифференциация звуков [С] - [З]. «Волшебные птицы».

Логопед: Конечно, мы тебя научим. Посмотри, как мы выросли за год. Мы теперь уже многое умеем и знаем.
Ребята, в зимних словах часто встречаются звуки [С] - [З]. Тигр, сейчас ты поучишься вместе с нами эти звуки различать. Присаживайтесь ребята на кубики. И ты, Тигр, садись вместе с нами и учись.

Дети и Тигр садятся.

Логопед: Ребята, перед нами картинки, которые нужно повесить на ёлки. На одну ёлку со звуком [С], на другую – со звуком [З]. Если мы сделаем всё правильно, то к нам в гости прилетят какие-то птицы.

Картинки

С
сугроб
санки
сосулька
З
заяц
гнездо
замок / избушка

Дети выходят по одному и вешают картинки на определённую ёлку. (Это «санки». В этом слове я слышу звук [С], который стоит вначале слова. Я повешу их на 1 ёлку (и так далее со всеми картинками). Вместе с детьми участвует и Тигр.

Тигр: Это заяц. Я повешу её на 1 ёлку.

Логопед: Давайте перевернём картинки и посмотрим на наших птиц. На каждой из ёлок должна поселиться своя семейка птиц. Ребята, что-то не так. Птицы перемешались. А почему?

Дети: Тигр повесил картинку неправильно. В слове «заяц» звук [З], а не [С]. Ребёнок выходит и исправляет ошибку.

Логопед: Вот, Тигр, будь внимательным в следующий раз. А вы, ребята, молодцы! Вы правильно распределили картинки с этими звуками. Какие же птицы прилетели к нам сегодня в гости?

Дети: Это сорока и зарянка. А к каким птицам относится сорока – зимующие птицы. А зарянка?

Логопед: Зарянка – это перелётная птица.

2. Звуковой анализ и синтез слов. «Зашифрованное слово».

Логопед: Ребята, смотрите, на хвосте у сороки какое-то послание для нас (на хвосте у птицы конверт). Давайте его прочитаем?

Дети: ДА.

Письмо читает Руслан Л.

«Здравствуйте, дорогие ребята, помогите нам отгадать загадки. Если вы их правильно разгадаете, то расшифруете слово.

Лесные птицы»

Логопед: Достаёт из конверта 4 снежинки с загадками. Ребята, назовите первый звук в отгадке.

Загадки

1. Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки. (Зима)

2. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)

3. Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Покрывают пляж… (моржи)

– А теперь назовите последний звук в отгадке.

4. Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла,
На моей ладошке. (Снежинка)

Логопед читает 1 загадку.

1 ребёнок: Это «ЗИМА». Первый звук в слове «ЗИМА» – это [З']. Уходит за ёлки переодеваться.

2 ребёнок: Это «ИНЕЙ». Первый звук в слове «ИНЕЙ» – это [И]. Уходит за ёлки переодеваться.

3 ребёнок: Это «МОРЖИ». Первый звук в слове «МОРЖИ» – это [М]. Уходит за ёлки переодеваться.

4 ребёнок: Это «СНЕЖИНКА». Последний звук в слове «СНЕЖИНКА» – это [А]. Уходит за ёлки переодеваться.

Выходят все 4 детей и держат в руках буквы «З, И, М, А».

1 ребёнок: Я звук [З']. Я согласный, звонкий, мягкий звук.

2 ребёнок: Я звук [И]. Я гласный звук.

3 ребёнок: Я звук [М]. Я согласный, звонкий, твёрдый звук.

4 ребёнок: Я звук [А]. Я гласный звук.

5 ребёнок:

Ну-ка звуки повернитесь, (дети лицом к пианино, буквы лицом к себе)
Дружно в буквы превратитесь, (поворачиваются лицом к зрителю)
И на строчку становитесь! (переворачивают буквы к зрителю)

6 ребёнок:

Прочитайте-ка, друзья!
Получилось слово «Зима»! (Слово «ЗИМА» говорят все дети)

Логопед: Дорогой, Тигр, как ты думаешь, сколько в слове «ЗИМА» слогов? Подели нам слово, прохлопай его.

Тигр: Я не знаю… Думаю шесть. Тигр хлопает в ладоши 6 раз.

Дети: Нет. Два слога.

Логопед: Как доказать?

Дети:

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

А в слове «Зима» 2 гласные – «И» и «А». Значит и 2 слога.

Логопед: Тигр, будь внимательным! Как ты думаешь, сколько звуков?

Тигр: Я думаю 8. Нет, 10!!!

Логопед: Ребята, правильно?

Дети: Нет! В слове «ЗИМА» 4 звука. «З'», «И», «М», «А». Понятно тебе тигр?

Тигр: Да, я понял! (Кивает головой и говорит)

Логопед: Молодцы, ребята, садитесь на свои места. Видишь, Тигр, какие отзывчивые у нас ребята. Помогли птицам лесным. Вот и ты, Тигр, научился вместе с нами составлять из букв слова. А ещё узнал какие бывают звуки: согласные или гласные, твёрдые или мягкие, звонкие или глухие.

Тигр: Спасибо вам, ребята. Мне все эти знания пригодятся в школе.

3. Составление предложения по графической схеме. «Заколдованное предложение».

Логопед: Ребята заморозила зима наше предложение за то, что мы помогли Тигру и лесным птицам.

Тигр: Но мы всё равно расколдуем слова и прочитаем предложение!!! Мы не боимся злых проделок Зимы!!! Да, ребята?

Дети: Да!!! (кричат)

Логопед: Давайте прочитаем слова, которые нам оставила Зима.

Дети читают: – = «зима».

Логопед: Молодцы! Составьте предложение по волшебным знакам!

Дети по очереди составляют предложения.

Предложение:

?           =           зима.

Наступила белоснежная зима.
                    холодная
                    снежная
                    долгая
Заканчивается злая зима.

3. Заключительная часть

Логопед: Какие вы молодцы! Не испугались проказ Зимы. Сегодня мы с вами помогли Тигру научиться различать звуки [С] - [З], отгадали загадки лесных птиц и составили из первых звуков зашифрованное слово, а также расколдовали наше предложение. За это вам Тигр и лесные птицы приготовили сладкие подарки.

Тигр: Спасибо вам за помощь ребята, за то, что познакомили меня с буквами, научили читать, рассказали про зиму. А это вам подарки от меня и лесных птиц.