Социальная адаптация школьников в урочное и внеурочное время

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


Воспитание первоклассника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса.

Кто является главным для ребенка, когда он переступает порог школы?

Конечно же, учитель. Именно мы закладываем основы будущего осознанного отношения к жизни. Для меня особенно важно помнить эту основу, придерживаться ее, т.к. я работаю с детьми в классе компенсирующего обучения. Очень часто у нас возникает вопрос: “Что важнее: обучение, воспитание или развитие?”

Но ориентируясь на мнение современных педагогов и психологов, можно сказать, что для детей, обучающих в классах компенсирующего обучения, очень важны все перечисленные направления, но именно в контексте социальной адаптации.

Как уже говорилось, социальная адаптация состоит из многих параметров. И я, как человек, работающий с данными детьми, выбираю приоритетным направление, которое способствует формированию умений общаться с членами ученического коллектива, привитию навыков самообслуживания, приобщение к общественному труду и взаимодействию с окружающим миром.

Но сам ребёнок, обучающийся в классе компенсирующего обучения, в силу своих психологических способностей, не способен к осознанию связи ВСЕГО и себя в нём. Он может не увидеть социально-ценного для себя. Например: общения, польза от чего-то, принадлежность самого себя к чему-то, к ситуации, к обществу.

Т.е. не увидеть всего этого за ширмой предметно-вещевого пространства.

Потому что восприятие у таких детей предметно и субъективно. Их представления об окружающей действительности крайне бедны. Можно даже сравнить их с героями сказки Г.Х. Андерсена “Пятеро из одного стручка”. “В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что весь мир зелёный!” Приблизительно так же мал образ окружающего мира, знаний о нем у данных детей. И очень часто дети и не ощущают потребности в чем-то другом: в общении, в познании. У них отсутствует сознание собственного “Я” в связи с социумом. Они думают, что всё “вращается” только вокруг них. Наша задача разуверить их в данных представлениях, показать, что в социальной среде все не так.

На эту тему можно говорить много, но для каждого из нас, наверное, интереснее, общаясь с детьми, внедрить это на практике в урочное и внеурочное время.

Задачей такого общения с ребёнком являются осознанием им ПРАВИЛ:

“Я” в МИРЕ и МИР в моём “Я”.

А исходя из этого, формирование личности человека и его образа жизни.

Реализация на практике этих целей идет в нескольких направлениях:

- создание благоприятного микроклимата на уроках,

- использование на уроках дидактических, сюжетно-ролевых игр,

- моделирование и анализ проблемных ситуаций в общении, при контактах с окружающими,

- экскурсии с целью расширения социальных контактов учащихся, их представлений об окружающем мире.

В жизни детей очень часто отсутствует полноценное общение с родителями. Эти дети, хуже, чем их сверстники, ориентируются в вопросах, связанных с правилами культуры поведения. Вследствие чего, часто возникают конфликты с окружающими.

Развивая навыки общения, можно помочь детям преодолеть эти сложности. Недаром А. де С. Эксюпери говорил: “Самая большая роскошь на свете – роскошь человеческого общения”.

Работа в этом направлении начинается с первых дней обучения ребёнка в школе.

Многие дети в классах компенсирующего обучения замкнутые, у них нет желания и потребности налаживать общение со своими одноклассниками. Тут на передний план выступает учитель, он должен заинтересовать ребенка, создать такие ситуации, когда бы ребёнку захотелось общаться с другими детьми.

Начинаем со знакомства.

Используя игры “Угадай, чей голосок?”, “Кто больше?”, помогаю учащимся запомнить имена одноклассников, узнавать их по голосу, по внешнему облику.

Любое занятие можно заканчивать игрой “Паровозик”, когда дети вместе преодолевают различные препятствия, а в конце игры берутся за руки, образуя круг. По мнению психологов, если такая форма игры превращается в ритуал, то это создает положительный эмоциональный фон, устраняет у детей страхи, способствует сплочению класса, умению подчиняться общим требованиям, а не только своим желаниям.

В силу особенностей возраста, детям требуется постоянная тренировка в навыках общения. Для этого проводятся занятия по темам: “Вежливые слова”, “Поведение в гостях”, “Как дарить подарки”.

Дети учатся правильно приветствовать знакомых и незнакомых людей, прощаться с ними в зависимости от возраста человека. Поощрение детей к использованию вежливых слов формируют у них привычку. Они уже делают друг другу замечания: “А ты не поздоровался!”.

Для проведения сюжетно-ролевой игры по теме “Поведение в гостях” заранее готовится соответствующая атрибутика. Предлагаю детям разыграть ситуацию поведения за столом, умения пользоваться столовыми приборами и т.д.

Аналогично проводятся сюжетно-ролевые игры “Поведение в театре, кинотеатре”, “Поведение в общественном транспорте”.

Даю задание:

  • Как приобрести билеты?
  • Как будешь вести себя в гардеробе?
  • Как ты пройдёшь к своему месту?

На занятиях использую отрывки из художественных произведений.

Учебный материал дает прекрасные возможности для формирования навыков общения. Например, К.И. Чуковский “Телефон”.

Мы, на примере данного произведения, учились с ребятами правильно вести разговор по телефону. Это оказалось для них сначала не так просто. Конечно, может показаться, что все это мелочи, но именно так формируется умение общаться, что является частью социализации личности. И как показывает практика, этими мелочами многие первоклассники не владеют.

Для них тяжело даже поздравить товарища с Днём рождения. Т.к. очень многие даже и не знают, что можно пожелать хорошему человеку. Моделирование таких ситуаций решает эту проблему.

Игра “День рождения”.

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать обиды, снять разочарование.

Ход игры. Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки (жестами, мимикой). Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Дети могут пофантазировать и придумать будущее имениннику.

Игра “Цветик-семицветик”.

После отрывка из сказки “лети, лети лепесток…” водящий за словами “Быть, по-моему, вели…” говорит: Вели, чтобы Вова сказал Серёже доброе слово!

Можно ребятам подсказать сначала на ушко, какие слова следует произносить.

Игра “Заваривание чая”.

Передавая чашку из рук в руки, подумайте, кого бы из своих товарищей вы сейчас пригласили на чай?

- Какие слова найдёте для этого?

- Как ответит приглашённый?

Иногда при организации сюжетно-ролевых игр можно заранее выучить с учениками текст (в зависимости от роли). Остальные ученики должны исправить ошибки в поведение и найти правильный выход из ситуации.

Кроме выше перечисленных, можно провести игры “В магазине”, “Мой гардероб” игры, прививающие навыки самообслуживания, и много других, главное проявить творческий подход.

Хочу сказать и о том, что важно расширять контакты с внешним миром и создавать условия для приобретения собственного опыта учащимся. Здесь значительное место я отвожу экскурсиям. Они самые разнообразные.

Так в этом году мы побывали на хлебобулочном заводе. Ребята смогли познакомиться с трудом пекарей. Они наглядно увидели, откуда же появляются в магазинах румяные свежие батоны и булочки, которые мы покупаем ежедневно. Убедились, как не лёгок труд людей, выпекающих этот хлеб. Экскурсия позволила обогатить представления детей об окружающей действительности, познакомить детей с профессией пекарь (элементы профориентации).

Экскурсия по Москве позволила ребятам убедиться в том, как велик и красив наш город. Побывав на Красной площади, на Поклонной горе ученики познакомились с прошлым и настоящим нашей Родины.

Полученные знания помогут им почувствовать себя частью великой страны, которой они могут гордиться.

Так же ребята побывали в музее “Матрёшки”, познакомились с творчеством русского народа, узнали, как возникла эта игрушка. Смогли наглядно убедиться, как менялась одежда народа в разные эпохи, глядя на наряды матрёшек.

Очень увлекательной была экскурсия в музей-усадьбу “Коломенское”. Когда ребята смогли окунуться в историю России, посмотреть, как меняется уклад жизни, быт народа. Приняли активное участие в праздновании “Масленицы”, узнали, откуда пришли те или иные традиции в жизни русского народа.

Анализируя всю работу за год, можно сказать, что учащиеся стали увереннее чувствовать себя в различных ситуациях, свободнее и раскованнее общаться между собой. В процессе работы по социальной адаптации дети учатся наблюдать, сравнивать, приобретать необходимые привычки поведения при контактах с окружающими людьми.

Таким образом, личность ребенка адаптируется к жизни в обществе, становиться частью социума.