Занимательный русский с элементами ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Учиться надо весело,
Чтоб хорошо учиться.

Цель урока: в легкой занимательной форме закрепить знания по фонетике, орфографии, синтаксису, научится дискутировать по законам логики.

ФОНЕТИКА.

1. Мы живем в мире звуков неповторимых, ярких, запоминающихся своим шипением и чириканьем, шуршанием и звоном разбитого стекла. Как не потеряться в этом царстве?

2. Давайте послушаем песню о гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких, парных и непарных.

Ты проснешься на рассвете
И услышишь звуки эти,
Ты с собою их возьми.

(Ученики включают свои записи на мобильных телефонах)

Громче – тише,
Звонче – глуше.
Вот и выстроились пары,
Ты запомни их, дружок:

(Выходят с карточками и выстраиваются звонкие и глухие согл. )

Б в г д ж з
П ф к т ш с
Ну а это что такое?
Потерялись мы с тобою,
Нет ведь пары у меня:

(Выбегают непарные звонкие: л, м, н, р, й, глухие непарные: х, ц, ч, щ,)

Твердые непарные: ж, ш, ц и
Мягкие непарные: ч, щ, й поют:
Я весь твердый, а ты – мягкий.
Как же жить с тобою нам?

Веселимся и играем,
Унываем и страдаем,
Все возможно ведь у нас.
Птичье пенье, звон капели,
Бег веселого ручья.
Все, что слышу, я запомню.
И, конечно же, с тобою
Мы споем еще разок:
Ля, ля, ля, жу, жу, жу
Ла, ла. ла чи, чи. чи
Ой, ей, ей
Ой,ей,ей. Не запутаться б с тобой.

Далее можно провести фонетический разбор слов: шасси, красивее, оптовый или выполнить тест.

3. Поскольку мы еще только учимся русскому языку, и много времени уделяется правильному написанию слов, не хотелось бы оказаться в такой ситуации, в какой оказался официант, обслуживавший в ресторане группу литераторов.

Просмотрев меню, А.И.Куприн сделал следующий заказ:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите, пожалуйста, грамотно меню.

1. Салат из перепели...ых яиц

2. Похле...ка из гречневой крупы

3. Отварной к..ртофель с рыбой

4. Ш...коладный пудин...

5. Засахаре...ые фрукты (рахат-лукум)

4. Но как и в каждом государстве, в стране Словообразования не все было гладко.

1.

“У приставок разногласье:
“Как без нашего согласья
Будут все определять,
Где нас надо написать?”

2.

Расскажите-ка, ребята,
Что услышали когда-то
Вы в стране Словообразованья
Про приставок написанье.”

Предлагаем сочинить небольшую историю про приставки -при и –пре.

5. Давайте, ребята, вспомним, как маленькая запятая может повлиять на судьбу приговоренного к смерти.

Театральная сценка.

Принцесса: Казнить или помиловать?

1 советник: Казнить нельзя, помиловать!

2 советник: Нет, нет, казнить! Нельзя помиловать!

Принцесса:

О, боже мой! О, боже мой!
Опять волнуюсь я!
Решенье сложное принять
Должна сегодня я!

Какой же знак поможет мне?
Что выбрать я должна?
Не буду думать я сейчас,
Поставлю точки и тогда...

КАЗНИТЬ. ПОМИЛОВАТЬ НЕЛЬЗЯ.

Осужденный: Вот и решилась жизнь моя.

1 задание:

Расставить знаки препинания:

УЧИТЬСЯ ВРЕДНО ОТДЫХАТЬ

ПЕТЬ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ

2. Тест по пунктуации

3. “Заговори, чтоб я тебя увидел”,- говорил Сократ.

Умеем ли мы культурно дискутировать, отстаивать свое мнение, положить соперника на лопатки в словесной схватке?

Давайте посмотрим сценку из школьной жизни “Как не надо себя вести”.

Учитель делает замечание: “Петров, не болтай!”

Ученик: “А че я сделал?”

- Не “А че я сделал?”, а извините, пожалуйста.

- Да это не я! Почему сразу Петров, может вон Машка с Юлькой болтают, а то Петров вечно!

- Дай, пожалуйста, дневник!

- Зачем?!

- Напишу замечание: спорит с учителем.

- Я спорю?! Это Вы на меня накинулись!

- Так, все! Родителей в школу, будем разговаривать о твоем поведении.

- У меня нет дневника, дома забыл!

- Значит позвоню домой и лично приглашу .А в качестве воспитательных мер еще и двойку в журнал поставлю!

- Да, пожалуйста, хоть весь дневник испишите!

Встает, бросает дневник на стол и выходит из класса.

Ситуация конфликтная. Какое решение лучше?

Учиться дискутировать по законам логики, вырабатывать навыки умения слышать, не допускать неуместных реплик учит текст Л.Павловой.

1. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?

2. Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

3. Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона.

4. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию.

5. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

6. Другие ж, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки.

7. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение.

8. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

9. Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным способом.

10. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

11. Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определить тактику в споре.

Выполните следующие задания:

1. Определите стиль и тип речи:

а) научный; описание

б) публицистический; рассуждение

в) художественный; описание

д) научный; рассуждение

2. Определите, в каком предложении выражена основная мысль.

а) 8

б) 2

в) 11

г) 4

3. Определите, какое утверждение противоречит позиции автора.

а) Поведение участников спора влияет на успех обсуждения проблемы.

б) Чтобы лучше определить тактику поведения в споре, нужно учитывать поведение оппонента.

в) Плодотворным бывает только спор, в котором оппоненты проявляют внимание и уважение друг к другу.

г) Главное в дискуссии – одержать верх над противником, используя любые способы.

4. Основываясь на следующие правила, составьте свои.

1. Говорите ясно, логично, последовательно.

2. Проявляйте уважение к оппоненту.

3. Спорьте лишь по самым важным на Ваш взгляд вопросам.

4. Постарайтесь услышать собеседника

5. Учитесь находить компромиссы

6.Не повышайте тона, лучшее доказательство – точные фразы, ясность мысли.

Вывод.

Слушателям всех возрастов и специальностей импонируют такие качества речи как актуальность, искренность, правдивость, глубина анализа поднятых вопросов, конкретность, убедительность, логическая стройность мыслей, позитивность.

Таким образом, научиться выступать и общаться на культурном уровне можно только систематически повышая общеобразовательный и лингвистический уровень.

Желаем всем успехов!

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну ФИЛОЛОГИЮ.

Мы надеемся, что вам с нами не было скучно, и вы обязательно пополните свой багаж знаний.