Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением интеллекта

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка.

Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на создание оптимальных условий познания ребенком, имеющим отклонения в развитии, сенсорных свойств, качеств, признаков предметов и явлений окружающего мира, на оптимизацию психического развития ребенка и наиболее эффективной социализации и адаптации в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основополагающей из которых является: обогащение познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи, развитие и коррекция психических процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, движение, индивидуальную и коллективную деятельность, что способствует овладению различными способами управления собственным поведением.

Структура программы коррекционно-развивающих занятий включает в себя следующие разделы:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;
  • тактильно-двигательного восприятия (кинестетическое и кинетическое развитие);
  • восприятие формы, величины, цвета (группировка, конструирование сложных форм, измерение и сопоставление отдельных параметров предметов;
  • развитие зрительного, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, зрительно – двигательной координации;
  • восприятие особых свойств предметов (осязание, обоняние, барические ощущения);
  • развитие слухового восприятия, слуховой памяти, слухо-моторной координации, формирование чувства ритма;
  • восприятие времени, длительность временных интервалов, времена года, возрастные периоды (возраст людей);
  • уточнение обобщающих понятий.

Основной целью программы является формирование дифференцированного восприятия предметов, их разнообразных свойств и знаний о сенсорных эталонах.

Задачи:

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, размер, качество, свойство, функциональное назначение);
  • развитие различных видов внимания, объема, концентрации, способности к переключению, произвольности внимания;
  • коррекция познавательной деятельности детей путем систематического целенаправленного развития полноценного восприятия сенсорных эталонов;
  • развитие основных движений, координации движений (точности, скорости, силы), ориентировки в пространстве;
  • коррекция недостатков моторики и развитие мелкой моторики, развитие зрительно-двигательной координации;
  • формирование постепенного перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению;
  • развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения), формирование навыков классификации с опорой на сохранные анализаторы;
  • обогащение словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • учить употреблять усвоенную терминологию в связных высказываниях, развивать навыки построения связных высказываний.

Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

В коррекционно-развивающих занятиях планируются следующие этапы:

1. Организация и нацеливание детей на занятие.

2. Упражнение на развитие моторики:

  • дыхательное упражнение;
  • упражнение для глаз;
  • стимулирующие упражнения, дыхательные упражнения;
  • пальчиковые упражнения.

3. Работа по теме:

  • практические задания;
  • дидактические игры;
  • ситуации поиска.

Время проведения занятий: 15-25 минут.

Содержание программных тем коррекционно-развивающих занятий.

1. Развитие моторики.
1А. Развитие моторики: действия и движения разных частей тела.
1Б. Развитие моторики, графомоторных навыков: использование трафаретов и шаблонов.
1В. Развитие моторки, графомоторных навыков: составление предметных и сюжетных картинок с применением шаблонов, трафаретов.
1Г. Развитие моторки, графомоторных навыков: аппликация в технике «рваная».

2. Тактильно-двигательное восприятие.
2А. Тактильно-двигательное восприятие. Кинестетическое и кинетическое развитие: выразительность движений при имитации животных.
2Б. Тактильно-двигательное восприятие: ознакомление со свойствами пластилина, работа с ним.
2В. Тактильно-двигательное восприятие: определение свойств и качеств предметов наощупь.
2Г. Тактильно-двигательное восприятие: психогимнастические этюды.

3. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
3А. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
3Б. Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету.
3В. Конструирование сложных форм предметов. Узнавание предметов по одному элементу. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
3Г. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

4. Развитие зрительного восприятия зрительно - пространственного восприятия, зрительной памяти, восприятия пространства.
4А. Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу.
4Б. Нахождение отличительных и общих признаков.
4В. Ориентировка на месте бумаги разного формата (тетрадь, альбом, ватман).
4Г. Тренировка зрительной памяти.

5. Восприятие особых свойств предметов (осязания, обоняния).
5А. Различие пищевых запахов и вкусов и их словесное обозначение
5Б. Определение противоположных качеств предмета. Противоположных действий совершаемых с предметом.
5В. Взвешивание на ладони. Определение веса на глаз, Развитие дифференцируемых ощущений чувства тяжести.
5Г.Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

6. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти.
6А. Определение направления звука в пространстве (слева, справа, спереди, сзади).
6Б. Развитие слухо-моторной координации.
6В. Формирование чувства ритма.
6Г. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

7. Восприятие времени.
7А. Времена года. Работа с календарем
7Б. Длительность временных интервалов.
7В. Определение времени по часам.
7Г. Возраст людей.

8. Уточнение обобщающих понятий.
8А. Группировка, классификация предметов по форме, цвету, величине.
8Б. Группировка, классификация предметов по функциональному назначению.
8В. Анализ – синтез, построение логических цепочек.
8Г. Классификация, обобщение, построение логических цепочек, аргументация.

Примечание:

  1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – название тем, согласно структуре программы.
  2. А, Б, В, Г – постепенное и последовательное усложнение содержания занятия по принципу «от простого к сложному».
  3. Раздел «Приложение» содержит тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с указанием темы, целей, словарной работы, хода занятия с соблюдением последовательности этапов (см.выше).

Программа ориентирована на детей с 3 до 15 лет. После проведения диагностики дефектологического обследования определяется уровень знаний, умений и навыков детей, подбирается раздел программы, согласно индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Приложение