Повествование в рассказе

Разделы: Русский язык


Цели:

  • развитие понятий: типы речи, рассказ и его композиция;
  • формирование умения определять композицию рассказа;
  • отработка навыка выявления композиционных частей рассказа;
  • формирование умения проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа;
  • отработка умения оформлять свой ответ в виде лингвистического текста;
  • формирование навыков работы с тестами по типу ГИА.

В ходе урока учащиеся должны

знать:

  • стили и типы речи;
  • основные признаки типа речи “повествование”;
  • структуру тестовых опросов по типу ГИА;

уметь:

  • находить в тексте основные свойства повествования, ведущую часть речи, слова, подчеркивающие последовательность действия;
  • оформлять свой ответ в виде лингвистического текста;
  • выбирать верный вариант ответа;

научиться:

  • определять композицию рассказа;
  • определять границы композиционных частей;
  • проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа.

I. Оргминута

а) Проверка готовности к уроку.

б) Приветствие.

II. Сообщение о ходе урока

Уч. Темой сегодняшнего урока является “Повествование в рассказе”.

По ходу урока мы:

  • повторим, что такое “повествование”;
  • закрепим полученные знания, выполнив упражнение;
  • в ходе знакомства с новой темой, обратимся к параграфу 41;
  • выполним словарную работу;
  • отработаем полученные знания, выполнив упражнение и небольшой тест по типу ГИА часть А1-А3;
  • подведем итоги.

Уч. Ход урока ясен? Приступаем к работе.

Ход урока

III. Повторение

Уч. Повторим, что мы знаем о понятии “повествование”

Вопрос Ответ
1) Что такое повествование? 1) Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях (мир в движении)
2) Основное свойство повествования? 2) Основным свойством повествования является динамичность (движение)
3) Ведущая часть речи при повествовании 3) Ведущая часть речи при повествовании – глагол (что происходит?)
4) Какого характера чаще всего используются глаголы? 4) В повествовании чаще всего используются глаголы, подчеркивающие последовательность (начать, продолжить, закончить)
5) Какие еще в повествовании используются слова, чтобы подчеркнуть последовательность действия? 5) Чтобы подчеркнуть последовательность действия в повествовании, используются слова, обозначающие время (затем, потом, после этого, немного погодя, позднее, дальше, тут, тогда, наконец и др.)

Можно сделать много фотографий!

Уч. Докажем данные утверждения на примере текста. Работаем в паре.

(на каждой парте карточка с текстом)

Содержание текста карточки: Из-под бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет никакой опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то. (Г. Скребицкий). (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

Уч.

Прочитайте текст каждый про себя

Прочитаем вслух

Докажем, что данный фрагмент носит повествовательный характер (лингвистический текст учащихся по таблице)

Работаем в паре, “делаем снимки”

Уч. Представьте, что вы фотограф. Сколько вы сделаете снимков, и что будет изображено на снимках?

  • 1 кадр – бревно, а из-под него мордочка барсука
  • 2 кадр - зверек мордочкой поворачивает (влево или вправо)
  • 3 кадр – зверек вылез из-под бревна
  • 4 кадр – барсук бегает по полянке

Вывод: в тексте сообщение о развивающихся событиях, основное свойство – динамичность (движение), много глаголов. Можно сделать несколько фотографий. Тип речи – повествование.

Уч. Перед нами был небольшой фрагмент из рассказа Георгия Скребицкого

А что такое рассказ?

Обратимся к учебнику: параграф 41, страница 210 (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

Рассказ

Уч. Прочитаем определение понятию “рассказ”, данное в учебнике (чтение вслух учениками).

Рассказ – это один из жанров литературных произведений. В центре рассказа всегда лежит какой-то случай, событие. (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

Словарная работа.

(приготовили тетради для работы, написали заголовок - “Композиция рассказа”)

Композиция рассказа

Композиция – (от лат. – сложение, состав) – построение произведения. (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

Уч. Найдите в тексте параграфа 41 (страница 211) определения следующим понятиям и запишите их в тетрадь (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

  • Вступление – часть текста, помогающая.......
  • Завязка –
  • Кульминация –
  • Развязка –
  • Заключение –

(опрос учащихся)

Уч. Используя полученные знания, выполним упражнение 475, задание №1, текст №1 (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская).

Задание №1 выполним устно (читаем задание) (карандашом на полях определяем границы композиционных частей).

Дайте заглавие тексту, запишите в тетрадь, найдите в тексте выделенные предложения, выполните задания после текста (читаем задание).

Выполним задания А1-А3 по типу ГИА. (Задания составил учитель русского языка и литературы МОБУ “СОШ №8” г. Волхова Костина Н.Б.)

Задание к тексту упр. 475 (1 текст) (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

А1-А3 по типу ГИА

(раздаются листки с напечатанными заданиями каждому, работа индивидуальная, листок подписать, на выполнение работы 5 минут)

А1. Какой вариант ответа является продолжением утверждения: “Петушок Кроша прогнал пса Рекса, потому что....”

  • он маленький и совсем не гордый
  • он боялся насмешек надменного красавца петуха Петьки
  • несмотря на свой небольшой рост, он был решительным и отважным

А2. В каком значении употреблено слово “разлетелись” в предложении: “Куры разлетелись в разные стороны”

  • разлетелись клочьями в разные стороны
  • разбежались в разные стороны
  • поднявшись в воздух, полетели в разных направлениях

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет

  • Куры разлетелись в разные стороны
  • Пес пустился наутек
  • Он очень надменный и терпеть не может соседских петухов

Уч. Сделаем вывод. Является ли фрагмент текста, над которым мы сейчас работали, рассказом?

Выводы:

  • текст имеет композиционное построение;
  • в центре отрывка представлен случай;
  • основу рассказа составляет повествование:
  • во фрагменте представлено сообщение о развивающемся событии
  • основным свойством фрагмента является динамичность
  • ведущая часть речи – глагол
  • используются глаголы подчеркивающие последовательность

IV. Подведение итогов работы учащихся на уроке

Д/з. Параграф 41, упражнение 473, задания 1, 2, 3 (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская).