Компьютерные технологии на уроках ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию в старших классах

Разделы: ОБЖ


Всё может родная земля:
и напоить из своих светлых родников,
и накормить своим хлебом,
и удивить красотой цветущих садов,
вот одного она только не может
защитить себя,
и сделать это должен тот
кто пьёт её воду, ест её хлеб
и любуется её красотой.
А.В.Суворов
img1.jpg (18409 bytes)

Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности общества. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства.

Состояние современного образования и стремление общества к развитию требуют новых подходов к развитию образовательного процесса. В новом веке уже недостаточно академических знаний и умений, необходимы технические направленности, так как большинство учащихся стремится заранее приобрести навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешное будущее. Поэтому в процессе модернизации образования информатизация выделяется в качестве одного из приоритетов. Всем известно, что усвоение знаний учащимися идёт по разному. Ранее поиск индивидуальных подходов к каждому ученику был труден. В современных условиях использования компьютерных технологий, учитель получил возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные возможности большинства учащихся. Известно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, предоставляя необходимую информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении является повышение интереса к учению. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к назиданиям и порицаниям, которыми учителя злоупотребляют, положительно сказываются на интересе к учёбе. Что же касается заинтересованности как источника повышения интереса к учению, то возможности компьютерных технологий здесь поистине велики. Но главная задача, которая приобретает большую актуальность, чтобы заинтересованность не стала приоритетом в использовании компьютера, не заслоняла учебные цели предмета.

Учебный процесс во многом стоит на ранее полученных знаниях, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе формирования школы всё больше внимания уделяется компьютеризации учебного процесса.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием компьютера. Такой урок нагляден, красочен, информативен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своём темпе, а учителю даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Работа на уроках безопасности жизнедеятельности бессмысленна без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, преподавание ОБЖ – подготовка физически и нравственно

развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

Задача патриотического воспитания подрастающей молодёжи сегодня в числе приоритетных. Но главное дело в том, чтобы правильно и осмысленно предпринять конкретные шаги.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако на уроках ОБЖ можно существенно улучшить нравственное воспитание учащихся. Но как это сделать? Если в учебниках ОБЖ по теме нравственности почти ничего нет. А для воспитания гражданина патриота, способного быть защитником своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в школе.

Требования времени заставляют применять методическое творчество и рассматривать военно-патриотическое воспитание по направлениям:

  • патриотическое воспитание;
  • военная подготовка;
  • физическое развитие;
  • эстетическое развитие.

Данные направления не могут не вызывать живого интереса у учащихся, так как они дают им жизненно необходимые знания, очень многое дают в нравственном и физическом плане.

Реализация патриотического направления решается на уроках, через внеклассные мероприятия, на которых учащиеся знакомятся с историей государственной символики страны , города, области. Организуются встречи с ветеранами войны и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка – это изучение военного дела (строевая, огневая подготовка, знакомство с видами вооружения), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части, летние 5-дневные полевые занятия.

Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвящённые физической культуре, спорту организации спортивных мероприятий.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театров, музеев, кинотеатров.

Свои уроки я строю так, чтобы они вызывали интерес к таким профессиям, как военный, пожарник, милиционер, спасатель. Для пропаганды этих специальностей привлекаются специалисты различных ведомств. Это позволяет образовательное пространство сделать более открытым, и решать поставленные задачи по патриотическому воспитанию. Для знакомства с профессией инспектора ГИБДД проводятся встречи с инспектором майором полиции Чулихиным Д.В. закреплённым за нашей школой. Дмитрий Викторович является очень интересным рассказчиком и очень интересно ведёт беседы с учащимися по правилам дорожного движения, что вызывает у учащихся большой интерес тем более, что беседа ведётся в непринуждённой обстановке. После встреч у учащихся остаются пусть маленькие, но подарки на память.

Вот в такой ситуации и можно применить компьютерные технологии, как одно из средств воздействия на умы учащихся и заставить их задуматься над создавшейся ситуаций и приблизить наглядность к их умам. Мной были приобретены учебные диски с программным материалом по ОБЖ по всем классам с 5- 11. Это был первый сдвиг в умах учеников в положительную сторону. Они уже были не так категоричны в своих суждениях. Тогда я задумал переделать свою давнишнюю наработку урока “Присяга – клятва воина на верность Родине России”. Точнее я решил сделать этот урок более наглядным и красочным. Постепенно выискивая наглядный материал собирая слайды в интернете по истории появления клятвы, затем как это было переведено при Петре первом в церемонию присяги. У меня зародилась дерзкая мысль озвучить церемонию присяги и дать воинам изображенным на слайдах прочитать присягу в торжественной обстановке. Но это оказалось не просто, так как даже в художественных фильмах эта процедура мало показывалась. Но я как будто почувствовал эту изюминку, здесь можно зацепить ребят за душу, взволновать их душу. И мне повезло. В моём распоряжении оказалось, пять видео роликов с процессом принятия присяги.

Я остановился на принятии присяги в 1941г.и два видео ролика принятие присяги в академии МВД и в воинской части. Мной была составлена презентация к 65-летию Победы в 2010г.. В этой презентации учащиеся тоже принимали участие, я предлагал мальчика прочитать текст современной присяги написанной на одном из слайдов. Это была моя маленькая, но победа, так как я почувствовал реакцию ребят. Они почувствовали себя сопричастными к тому, что происходило в презентации. Это трудно представить, что почувствовал теперешний мальчишка, когда он читал присягу после почти своих сверстников, которые должны были уйти в бой после принятия присяги. Теперь я пошел дольше. С помощью старшеклассников и создал несколько презентаций по тематике “Дней Воинской Славы”. Эти презентации составили учащиеся старших классов. Перечислять их, нет смысла они всем известны. Главное ребята их делали с удовольствием. Одному не хватило темы, и я предложил ему сделать презентацию по теме “Невская битва”. Почему-то битва на реке Неве не вошла в список “Дней Воинской Славы”, хотя в истории этому событию уделяется большое внимание. И вот этот ученики в своей презентации отобразил новый момент, когда князь Александр нанёс удар копьём в лицо шведского короля Ярла Рогвулда. Это для меня было новостью, и я этот факт воспринял с радостью. Т.к. ученик выполнил задание с творческим подходом и отлично. Чего мы и добиваемся от своих учащихся. Таким же образом мною используется на уроках ОБЖ и материалы, рассмотренные нами на районных семинарах и у других преподавателей ОБЖ нашего района. Например, в марте 2008г. состоялся очередной семинар в Дрезненской гимназии методического объединения преподавателей ОБЖ по теме: “Боевое знамя в/ч – символ воинской чести, доблести и славы”. На этом уроке преподаватель Розарёнов Владимир Сергеевич показал прекрасную презентацию. В которой он с помощью исторических слайдов с изображением символов воинского знамени рассказал о истории появления знамени в современном понимании и значении Знамени Победы водружённом над поверженным рейхстагом фашисткой цитадели советскими воинами. В заключении Владимир Сергеевич сказал то, чем наши мальчишки должны гордиться “Ни в одном музее мора нет ни одного боевого знамени России взятого в плен в бою, но хранилища московского исторического музея завалены боевыми знамёнами бывших врагов России, пытавшихся навязать нам свою волю!” Эту презентацию я ввёл в свою программу, и каждый год показываю её и рассказываю учащимся 10-х классов. В феврале 2010г. Преподаватель ОБЖ Жуков Игорь Александрович показал прекрасный урок по теме: “Дни Воинской Славы”. На этом уроке Игорь Александрович предложил на рассмотрение презентации созданные учащимися под его руководством.

Преподавание курса ОБЖ в школе, является формированием у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приёмами и способами познавания и обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.

Чтобы идти со временем в ногу, преподавателю ОБЖ необходимо владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространённой операционной системе Windows, уметь работать в основных компьютерных программах, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютера учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

Причин использования компьютера не мало. Человечество, освоив персональный компьютер, быстро убедилось, что любая работа, связанная с ручкой, карандашом, пишущей машинкой и т.д. выполняется на компьютере и принтере значительно быстрее и удобнее. Раз внесённая в память компьютера, эта работа распечатана, причём при необходимости работа может корректироваться многократно. Компьютер, имеющий выход в Интернет, может помочь в получении разнообразной, дополнительной информации. Компьютер совершенен, он лучше, чем все предыдущие приспособления. При работе с ним можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькуляторы и многое другое.

На уроках ОБЖ учащиеся получают представление о Ч/С локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о Ч/С природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых по защите населения; знакомятся с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации Ч/С и гражданской обороны (ГО). Компьютер как исследовательская машина, позволяет изучить явления и процессы. Проведение уроков с помощью компьютерных технологий – это мощный способ обучения. Посредством таких уроков активизируются процессы восприятия, внимания, памяти, мышления учащихся. Активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и информация воспринимается ими через зрительный контакт. Преимущества уроков с использованием компьютерных технологий – создаёт эффект присутствия, появляется интерес, желание увидеть и узнать больше.

Некоторые издания предлагают компьютерные поддержки уроков по любым предметам, в том числе и ОБЖ. Они не совпадают с каким-либо учебником, в них представлены наиболее важные вопросы. Кроме этих изданий я стараюсь применять свои презентации, в которые включаю нужные рисунки, схемы и видеоматериалы.

Кто-то может подумать, что использование компьютеров помогает учителю упростить свою работу на уроке, ведь всё делает запрограммированная машина. Но подготовка уроков с компьютерной технологией требует больше времени. И эта работа чаще всего выполняется дома с помощью интернета и принтера.

Главным результатом изучения ОБЖ является военно-патриотическое воспитание учащихся. Которое должно основываться на примерах. Но современными идеалами являются вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, развлекательных программ. Поэтому на своих уроках я использую видеоматериалы с художественных фильмов и истории России.

В декабре 2010г. преподаватель ОБЖ МОУ “Ильинская СОШ” представила урок по ПДД с использованием интерактивной доски. И это был интересный и насыщенный урок, где была показана не только работа учителя, но и дети работали у интерактивной доски.

При проведении урока с применением компьютерных технологий меняется роль педагога. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся организационных форм учебной работы, что ведет к переходу от объяснительно-иллюстративного метода обучения к самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся, увеличению объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

В курсе ОБЖ можно чаще использовать проектно-исследовательскую форму учебной деятельности. Проект может выполняться как в группах , так и индивидуально и предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной межпредметной многоуровневой задачи. Для этого большую часть необходимой информации школьники собирают и анализируют сами, используя литературу, CD-энциклопедии, а также информационные ресурсы Интернета. Телекоммуникации способствуют учащимся самостоятельно

формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями и объективно оценить результаты. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту.

К сожалению, эффективное применение компьютерных технологий в процессе обучения ОБЖ остается по-прежнему проблемным. Работая с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без посторонней помощи он работать не сможет, так как его не достаточный опыт работы с ПК не позволяют чувствовать себя на уроке уверенно. Другая проблема - техническая. Необходимы кабинеты ОБЖ, оснащенные современным оборудованием, при помощи которого учитель смог бы не периодически, а постоянно использовать компьютерные технологии, накапливая опыт проведения таких уроков (хотя бы доступ к ПК).

В большинстве случаев на уроках ОБЖ при использовании компьютерных технологий применяется программа Microsoft PowerPoint из пакета MS Office. Это популярная программа подготовки презентаций, которая широко используется преподавателями для проведения уроков ОБЖ и учениками в проектно-исследовательской деятельности, при подготовке рефератов, докладов и т.п.

Сегодня компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка и ведет к изменению деятельности и учителя, и ученика.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библиотека журнала “военные знания” Основы военной службы
  2. Вонно-историчесая хроника “Наша Победа”
  3. Программа “Основы безопасности жизнедеятельности”
  4. Компьютерне материалы
  5. Материалы из опыта работы РМО преподавателей организаторов ОБЖ (Орехово-Зуевского р-на).