"Ильменский заповедник". 8-й класси

Разделы: География

Класс: 8


Цели занятия:

  • Воспитание патриотических чувств.
  • Воспитание ответственности за природные богатства земли.
  • Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях Южного Урала;
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Тип занятия: комбинированный урок

Вид занятия: практикум

После изучения данной темы школьники должны:

знать:

• даты:

  1. 14.05.1920 год - основание заповедника.
  2. 14.05. 1940 год – присвоение имени В.И.Ленина

• понятия: копи.

• персоналии: горный мастер - Василий Фёдорович Раздеришин.

уметь:

• объяснять - причины образования Ильменского заповедника

• приводить примеры - минералов

• характеризовать – географическое положение заповедника

• показывать на карте – местоположение заповедника

Литература

  1. Буторина Л.А., Поляков В.О. Ильменский заповедник. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991. Разд. 1, 2, 3, 4, 5, 6. С. 4 – 151.
  2. Левит А.И. Южный Урал: география, экология, природопользование. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2005. Глава 26. С. 198.
  3. Средства обучения: Карта “Заповедники России”, Атлас “Челябинская область”, контурные каты Челябинской области.

Презентация учителя

План изучения материала:

  1. Причины основания заповедника
  2. Географическое положение заповедника.
  3. Единственный в мире.

Методы:

1. Рассказ учителя: “Ввиду исключительного научного значения Ильменских гор на Южном Урале у Миасса в целях охраны их природных минеральных богатств в 1920 году 14 мая был основан Ильменский заповедник” (слайд № 1 “Декрет Совета Народных Комиссаров”).

Вопрос классу: Кому знакомо слово декрет? С помощью учителя ученики делают вывод: декрет (постановление), в ряде государств нормативный акт, изданный главой государства или правительства.

Рассказ учителя: История Ильмен, ещё не ставших заповедной землёй, началась с открытия здесь мусковита – прозрачной, как стекло, слюды, её использовали наши предки вместо оконного стекла. Крупные кристаллы мусковита нашёл и начал их добычу уполномоченный Лугининских заводов горный мастер Василий Фёдорович Раздеришин. О работах, проведённых им в окрестностях Ильмен-горы более 200 лет назад, и сегодня ещё напоминают огромные оплывшие и поросшие лесом отвалы.

В мае 1940 года, в связи с двадцатилетием со дня подписания декрета об организации Ильменского минералогического заповедника, Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о присвоении заповеднику имени Владимира Ильича.

Вопрос классу: Кто такой Владимир Ильич Ленин? (ответы учеников)

2. Рассказ учителя: Заповедник расположен на востоке горнолесной зоны, в Ильменских горах. Большая часть его расположена на территории, административно подчинённой городу Миассу, остальная врезается в соседние районы – Чебаркульский и Аргаяшский, заканчиваясь вблизи села Ново-Андреевка, в 20 км от города Карабаша (слайд № 2, 3 “Карта природных зон России”, “Заповедник в цифрах”).

Заповедник вытянут с севера на юг на 41км, ширина его в южной части достигает 13км, на севере – 5км.

3. В заповеднике произрастает более 1200 видов растений, обитает 236 видов позвоночных и 1100 видов беспозвоночных представителей животного мира. Основное богатство Ильмен – минералы. Их около 260. Это примерно одна десятая часть известных науке, наиболее распространённых минералов. (Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Казак Чебаркульской крепости Прутов, искавший слюду, нашел…топазы. Прознав о его находке, в Ильмены за самоцветами потянулись горщики. Они открыли не только местонахождение драгоценных топазов, но и сапфира, граната, турмалина, аметиста, амазонита и других драгоценных и полудрагоценных камней. Амазонит – Ильменский амазонский камень отличается своим превосходным цветом. Мусковит – “Барботов глаз”. Характерной особенностью его можно назвать совершенно сферического вида перламутрово-черную слюду, которая состоит из сферических листочков, налегающих друг на друга в виде скорлупы, и представляет сравнительно редкое явление в Ильменских копях. Хиолит, что в переводе с греческого означает “снежный камень” - по аналогии с “ледяным камнем” - криолитом. Образцы ильменского криолита попали в музеи Копенгагена, Стокгольма, Мюнхена. Вишневит, ильменит, хиолит впервые обнаружены в Ильменских горах. За блеск и красоту топаз почти до середины XIX века называли “сибирским алмазом”.

(слайд № 11 Блюмовская копь) Минералогический заповедник создан только один в мире – Ильменский. На его территории множество копей – геологических памятников природы – наиболее известные и интересные – Прутовская, Блюмовская, Савельев грот, Криолитовая. Блюмовская копь самая большая и глубокая в заповеднике. Все копи заповедника пронумерованы. Сотрудники музея и школьники, увлеченные камнем, расчищают старые и закладывают новые копи. Получается своеобразная природная витрина музея на открытом воздухе. Очень важна охрана таких копей. Самовольное пребывание посторонних на копях недопустимо, так как за один час человек, незнакомый с правилами работы на них, может изуродовать копь так, что она потеряет ценность как экспонат музея.

(Слайд № 12,13) в новом здании музея есть раздел, где в витрине выставлены экспонаты, относящиеся к эпохе бронзы (неолита): коллекция каменных орудий – наконечники для стрел и копий и другие предметы, которыми пользовались люди, жившие на территории заповедника три-пять тысяч лет назад. На берегу озера Большое Миассово обнаружено 30 древних стоянок и поселений человека, большинство из которых ученые отнесли к эпохе бронзы, а самые древние – к концу каменного века. Время появления последнего поселения людей, главным занятием которых была охота, определено в 4 – 5 тысяч лет.

Прекрасна древняя земля Ильмен. Как магнитом притягивает она к себе людей, раскрывает перед ними свои тайны. И человек обязан хранить, беречь в неприкосновенности этот редкий по значению заповедный край для себя, для потомков, для грядущих поколений.

Вопросы и задания: Ребята, как сберечь этот удивительный мир, поражающий нас своими фантастическими красками и звуками, запахами цветов и лугов?

Ученик: Во всем мире созданы множество заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы. Они все призывают нас к охране окружающей среды

Учитель: Что называют заповедниками?

Ученик: Заповедник – это природная территория, полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом.

Учитель: Когда, где и с какой целью был основан Ильменский заповедник?

Ученик: 1920 году 14 мая, на Южном Урале у Миасса в целях охраны природных минеральных богатств.

Задание классу:  Заполнить таблицу: “Заповедник в цифрах”

Параметры  
Площадь заповедника  
Длина Ильменского хребта с севера на юг  
Самая высокая вершина (гора, её высота)  
Кол-во горных пород  
Кол-во минералов  
Из них впервые в мире открытые  
Копей в заповеднике  

Учитель: Какие природные заповедники и парки есть на территории нашей области?

Ученик: Восточно-Уральский, “Аркаим”, “Таганай”, “Зюраткуль”.

Задание классу:  Практическая работа: на контурной карте Челябинской области (стр. 20) подписать государственные природные заповедники и парки (атлас Челябинской области стр. 27).

Вывод: Прекрасна древняя земля Ильмен. Как магнитом притягивает она к себе людей, раскрывает перед ними свои тайны. И человек обязан хранить, беречь в неприкосновенности этот редкий по значению заповедный край для себя, для потомков, для грядущих поколений.

Домашнее задание:

1. Выучить названия минералов и данные таблицы;

2. Подготовить презентации или сообщения по заповеднику:

  • 1 ряд “Голубое раздолье”;
  • 2 ряд “Зелёный шум”;
  • 3 ряд “Живые Ильмены”.

Материалы для подготовки презентации и сообщений.

  1. Буторина Л.А., Поляков В.О. Ильменский заповедник. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991.