Пояснительная записка по предмету "Счет"

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

У детей с умеренной умственной отсталостью грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У них не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Учащимся следует давать систему таких знаний, которые необходимы в их повседневной жизни.

В процессе обучения у детей счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение счету организуется на практической наглядной основе. Содержание задачи всегда должно быть простым и понятным, взятым непосредственно из опыта детской деятельности. Для уроков счета необходимо приготовить достаточное количество дидактических материалов: классные счеты, цифровые и монетные кассы, шаблоны и трафареты для обводки.

Полезно организовать как на уроках, так и в часы внеклассных занятий индивидуальные и коллективные арифметические игры, что содействует углублению интереса к учебным занятиям и закреплению знаний учащихся. Учащиеся получают довольно значительный объем нужных знаний.

Умственно отсталые дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы является наблюдение, экскурсии, дидактические игры.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности личностных качеств ребёнка.

Специальное коррекционно – развивающее обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, безусловно, положительно влияет на их общее развитие, способствует коррекции недостатков их психического и физического развития, эмоциональному и социокультурному развитию, формированию коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, усвоению правил поведения, формированию адекватного функционирования ребенка в социальной среде.

Учитывая особенности детей с умеренной умственной отсталостью, скорректированная программа имеет упрощения в содержании. Срок прохождения программы по математике для специальных (коррекционных) школ VIII вида увеличивается до двух лет: первый год обучения составлен на основе программы подготовительного класса (пропедевтический этап).

Второй - девятый года обучения составлены на основе программы по математике 1 класса Специальных (коррекционных) школ VIII вида М.: Просвещение, 1999 и программы для глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии, 1984г.

Программа для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью состоит из разделов:

- свойства предметов;

- сравнение предметов;

- сравнение предметных совокупностей по количеству предметов;

- положение предметов в пространстве, на плоскости;

- временные представления;

- геометрические формы;

- числа, величины;

- счет в пределах 5, 8, 10, 100;

- присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10 в пределах 20, 100;

- состав числа;

- сложение и вычитание чисел без перехода через десяток;

- сложение и вычитание чисел в пределах 100;

- простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа;

- названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся;

Контрольно-измерительный материал отслеживания эффективности данной программы включает в себя:

- контрольные, проверочные срезы;

- технологические карты по предмету;

- индивидуальный мониторинг усвоения программного материала по годам обучения.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

- порядковые числительные в пределах 3;

- геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник;

- сложение и вычитание в пределах 3;

- решение задач в пределах 3.

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 3;

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 3;

 К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

- порядковые числительные в пределах 5;

- геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник;

- меры длины: 1 см;

- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 5;

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 5;

- решать задачи на нахождение суммы, остатка;

- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник.

 К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

- счёт в пределах 8 по единице и равными числовыми группами;

- названия компонента и результатов сложения и вычитания;

- математический смысл выражений “столько же”, “больше на”, “меньше на”;

- геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник;

- временные понятия: неделя, число дней, их последовательность.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 8;

- решать простые и составные арифметические задачи;

- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку.

К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:

- запись чисел первого десятка;

- счет в пределах 10;

- сложение и вычитание в пределах 10;

- работа со счетами;

- счет по 2 и по 5;

- решение задач на нахождение суммы и остатка;

- построение квадрата по точкам с применением линейки;

- проведение прямой линии, проходящей через две точки.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10;

- чертить квадрат на бумаге в клетку.

К концу пятого года обучения учащиеся должны уметь:

- счет в пределах 20;

- счет группами по 2 и по 5;

- десятичный состав числа;

- сложение и вычитание в пределах 20;

- работа со счетами;

- решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

- построение прямоугольника при помощи линейки.

Учащиеся должны знать:

- меры стоимости;

- меры времени.

К концу шестого года обучения учащиеся должны уметь:

- сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд;

- счет прямой и обратный в пределах 20;

- работа со счетами;

- решение задач: дороже – дешевле;

- построение треугольника по точкам при помощи линейки.

Учащиеся должны знать:

- меры стоимости;

- меры времени;

- меры емкости.

К концу седьмого года обучения учащиеся должны уметь:

- счет в пределах 100;

- сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд;

- работа со счетами;

- счет прямой и обратный в пределах 100;

- складывание круглых десятков;

- чертить круг по шаблону.

Учащиеся должны знать:

- меры стоимости;

- меры времени;

- меры емкости;

- понятие: моложе - старше.

К концу восьмого года обучения учащиеся должны уметь:

- счет в пределах 100;

- сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд;

- работа со счетами;

- счет прямой и обратный в пределах 100;

- решение задач в пределах 100;

- чертить прямые линии.

Учащиеся должны знать:

- меры стоимости;

- меры времени;

- меры емкости;

- меры длины.

К концу девятого года обучения учащиеся должны уметь:

- счет в пределах 20, 100;

- сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд;

- решение задач в пределах 100 с переходом через разряд;

- счет круглых десятков;

- построение геометрических фигур;

Учащиеся должны знать:

- меры стоимости;

- меры времени;

- меры емкости;

- меры длины;

- временные понятия: неделя, число дней, их последовательность.