Медиа-урок "Современное барокко"

Разделы: Музыка


Цель: формирование представления учащихся о художественном направлении к.XVI нач. XVIII века - барокко, используя информационно-коммуникативные технологии.

Задачи:

  • выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства и сравнение с современной эпохой в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке.
  • вызвать интерес учащихся к музыкальному искусству эпохи барокко.

Форма урока: комбинированный медиаурок.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, проектор, интерактивная доска;
  • символы-предметы эпохи барокко, костюмы, портреты.
  • зрительный ряд: Авторская презентация Ивановой О.В. “Искусство барокко”, произведения Л. Бернини, В.В. Растрелли, П. Рубенса, М. Караваджо и др.
  • музыкальный ряд: произведения И.С. Баха.

Класс: 5 класс ДМШ, обзорное занятие.

Структура урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

2. Происхождение и трактовка термина “барокко”. Знакомство с материалом (“погружение в тему”).

3. Ученики выступают в ролях: “искусствоведа”, “модельера”, “историка”, “музыковеда”и др.

5. Характерные черты искусств эпохи барокко, сравнительный анализ архитектуры и моды с современной эпохой.

6. Подведение итогов урока (тест).

Домашнее задание.

Ход урока

Таблички. Звучит музыка (видеоклип или mp3) современной группы Nova Era “A Night In Venice with Nova Era Live”.

Преподаватель: Здравствуйте. Садитесь!

Тема нашего урока: “Современное барокко”.

Преподаватель: Это обзорная тема - введение в эпоху барокко.

Дорогие друзья, у нас сегодня необычный урок музыкальной литературы. Мы проведём конференцию, которая посвящена культуре, искусству, музыке конца XVI середины XVIII века - времени невиданных взлетов и падений человеческого духа, эпохе гениальных открытий и изобретений, опустошительных войн и прекрасной музыке.

Преподаватель: Люди эпохи барокко воспринимали по-новому всё необычное. Неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным.

Слайд Барокко

Преподаватель: И давайте, сейчас мысленно перенесемся в 17 век, в эпоху барокко. Вам должно быть интересно, как и в каких условиях жили люди 500 лет назад.

Мы не только перенесёмся назад в прошлое, но представим себя в необычных ролях:

Алёна - музыковед

Мария - художник

Анастасия - музыковед

Валентина - менеджер в области искусства

Наталья - скульптор

Юлия - архитектор

Анастасия - модельер

Алина - искусствовед

Преподаватель: Итак, мы начинаем нашу конференцию, первым докладчиком выступит наш уважаемый искусствовед – Алина, она познакомит нас с понятием барокко.

Искусствовед: Алина (Слайд "Карта Италии") Барокко – стиль  в искусстве Европы, который появился в конце 16-го столетия и правил до середины восемнадцатого века. Его родиной стала Италия.

Преподаватель: Обратите внимание на карту. Алина какие итальянские города ты знаешь?

Искусствовед: Алина (Рим, Мантуе, Венеция, Флоренция).

Преподаватель: Продолжай, Алина.

Искусствовед Алина: Позже стиль распространился на другие европейские страны. Интересно, что само слово в переводе с итальянского означает – причудливый, странный, вычурный). И вначале носило оттенок насмешки, издевательства, считается, что это слово имеет португальские корни, где так именовались жемчужины неправильной формы).

Преподаватель: Спасибо, Алина, Хочет ли кто-нибудь добавить или высказаться по этому вопросу?

Алёна поднимает руку. Пожалуйста, уважаемый музыковед, просим вас.

Музыковед Алёна: Есть разные мнения об эпохе барокко.

Одни считают, что искусство барокко – неправильное, взвинченное, громоздкое, противоречит гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте и поэтому считают его скорее продолжением Возрождения. Есть третье мнение: искусство барочного типа – это поздняя, кризисная стадия разных эпох в художественной культуре.

Преподаватель: Спасибо, Алёна. Итак, дорогие ребята, скажите мне, пожалуйста, в каком веке господствовал стиль барокко в европейском искусстве?

Ученики: Конец XVI – нач. XVIII вв.

Преподаватель: Хорошо, с определением мы познакомились, теперь возникает вопрос - в каких условиях, обстановке жили люди той эпохи. Обратите внимание на великие открытия и неспокойное время предшествовавшее эпохе барокко. Слайды

О самых знаменитых архитекторах барокко и их творениях нам расскажет, уважаемый архитектор Юлия.

Слайд “Архитектура эпохи Барокко”

Архитектор Юлия: Слайды архитектуры.

Стиль барокко, безусловно, связан, прежде всего, с архитектурой и подчинял себе скульптуру (садово-парковую, интерьерную, рельефную резьбу), декоративно-прикладное искусство и живопись (церковные и светские фрески, плафоны, парадный портрет).

Первые архитекторами раннего барокко были:

Джакомо Делла Порта,

Доменико Фонтана,

Карло Мадерна).

Преподаватель: (говорит во время слайда) “Фонтан черепах”Джакомо Делла Порта, итальянский архитектор, учился у Микеланджело и да Виньолы. Фонтамн черепамх расположен в Риме на площади Маттеи. Бронзовые черепашки добавлены спустя 70 лет. Считается, что дельфины в компании черепах символизируют девиз “Торопись медленно”. Слайд

Архитектор Юлия:Следующее поколение архитекторов барокко даст виртуоза Франческо Борромини (1599—1667), который удивительно проектировал, чертил, строил.. Слайд

Преподаватель: (во время слайда) Базилика Сант-Андреа-делла-Валле— самая большая барочная церковь в Риме, помещение невиданной сложности Расположена на одной из центральных магистралей города — улице Виктора Эммануила II. Слайд

Архитектор Юлия: Слайд. Лоренцо Бернини— великий итальянский архитектор и скульптор, ученик своего отца Пьетро Бернини

Преподаватель: комментарий во время слайда Слайд. Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро — грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий в Риме.

Преподаватель: Спасибо, Юлия, очень интересная и познавательная информация. Я хочу вам представить менеджера Валентину, которая расскажет нам о современных архитектурных сооружениях в России, построенных в стиле барокко. Пожалуйста, Валентина.

Менеджер по искусству Валентина: Русское барокко сформировалось в конце XVII -XVIII вв. Это московское, строгановское, голицынское, петровское, елизаветинское. Самый знаменитый русский архитектор итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли. Его сооружения являются символом русского барокко в Санкт-Петербурге. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями

Преподаватель: Воронцовский дворец, в центральной части Санкт-Петербурга, напротив Гостиного двора. Возведён архитектором Б.   Ф. Растрелли для канцлера М. И. Воронцова.

Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец известный как Большомй Царскосемльский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село).

Преподаватель: Скажите, пожалуйста, Валентина. Это в европейской части, а ближе к нашему региону - Западной Сибири есть здания, построенные в стиле барокко?

Менеджер Валентина: Да, конечно, назову некоторые из них. В Новокузнецке, например.

1. Спасо-Преображенский собор — старейший православный кафедральный собор. Построен в XVIII веке, расположен около реки Томь.

2. Храм святых праведных Захария и Елисаветы в г. Тобольске, строилась 18 лет с 1758 г. мастером Андрем Городничевым, учеником Растрелли.

3. Храм в честь воскресения Христова в Томске, построенный в 1622 г. Основатель — первый архиерей Тобольский Киприан.

Преподаватель: Обратите внимание на эту церковь, она была разрушена в нач ХХ века, и в 2006 году восстановлена.

Сибирское барокко – это храмовая архитектура Сибири XVIII века. Термин ввёл в 1924 г. Болдырев-Казарин.

Преподаватель: Благодарим, вас, Валентина. Архитектура очень тесно связана со скульптурой. Уважаемый на скульптор Наталья, вам слово.

Слайд “Скульптура барокко”.

Скульптор Наталья: Архитектор Лоренцо Бернини был ещё и великолепный скульптор. Его знаменитая скульптура “Давид”, восхищала и восхищает умы. Слайд

Известные скульпторы эпохи барокко:

  1. Алессандро Альгарди — итальянский скульптор, крупнейший представитель барокко в итальянской скульптуре наряду с Бернини. Слайд
  2. Доменико Гвиди — итальянский скульптор. Слайд
  3. Мельхиоре Кафа— известный мальтийский скульптор эпохи барокко. Слайд
  4. Антуан Куазево — французский скульптор барокко. Слайд
  5. Эрколе Феррата  — итальянский скульптор эпохи барокко. Слайд

Преподаватель: Благодарим вас, Наталья. Скульптура напоминает живопись, живопись – скульптуру.

Слайд “Живопись барокко”

Художник Мария: Главным критерием живописи барокко считалась красота, броская цветистость и динамичность. Тематика религиозная или мифологическая, а также пышные портреты аристократов. Живопись барокко представлена огромным количеством художников, самыми яркими стали: Караваджо, Рубенс, Рембранд.

Один из основателей стиля барокко является знаменитый итальянец Караваджо, его живопись отличается мрачной глубиной, резким противопоставлением света и тени. Слайд “Караваджо”

Вот некоторые картины - знаменитая картина Юноша с корзиной фруктов, написана в 1593г, находится в Риме. Слайд

В картине “Шулеры” игроки заняты карточной игрой, одной из разновидностей старинного покера. Слайд

Преподаватель: Спасибо, Мария. Скажите, вам приходилось видеть картины Караваджо? Алина поднимает руку.

Менеджер по искусству Валентина: Да, в фойе Кемеровского музыкального колледжа висит картина Караваджо “Юноша с лютней”, написанная в 1595 г. Слайд

Художник Мария: Пауль Рубенс-фламандский виртуоз портрета и пейзажа. Картина Жимолостная беседка – это автопортрет с Изабеллой Брандт, жена Рубенса. Слайд

Рубенс любил огромные, декоративные, энергичные картины. То есть чем больше, тем лучше.

Одна из его самых известных работ - "Снятие с креста", изображает снятие мертвого Иисуса с креста. Слайд

Рембрандт Слайд великий голландский живописец и гравер, великий мастер светотени.

Знаменитые картины Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, хранится в Эрмитаже и Ночной дозор, находится в Амстердаме. Слайд

Преподаватель: Спасибо, Мария. Замечательно, но ведь люди той эпохи не только работали, рисовали, строили, но и отдыхали, развлекались и наряжались.

Преподаватель: Мода эпохи барокко Слайд. Здесь остановимся поподробнее, Барокко – чудесное время, где женщина отличается бледностью кожи, вычурной причёской, мушкой на лице, корсетом, веером в руке и изящным зонтиком для прогулок, а мужчина становится джентльменом в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен. 

Хочу вам представить нашего модельера Анастасию. Сегодня Анастасия выглядит просто необыкновенно красиво, Настя старалась выполнить характерные детали одежды барокко. Слайд “Людовик XIV”

Преподаватель: Пожалуйста, Анастасия вам слово.

Модельер Анастасия: Мода эпохи барокко сложилась во Франции, когда правил Людовик XIV, это вторая половина XVII века. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах одевались также. По всему миру установилась общая мода и даже в России до Петра I.

Идеалом мужчины был Людовик XIV, “король-солнце”, искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие красные каблуки. Они надолго вошли в обиход придворных кавалеров. На балах мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент. Слайд

Преподаватель: В эпоху барокко о России узнал Европа. Именно Пётр I прорубил окно в Европу.

С юных лет, проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы, развернул масштабные реформы, которые затронули не только политику, экономику, но также искусство. Просвещал отечественную публику и окружал свой двор иностранными архитекторами, скульпторами и живописцами. Посылал самых талантливых молодых людей обучаться “художествам” за границу, в основном в Голландию и Италию. Он привёз моду.

Менеджер по искусству Валентина: Барочный стиль одежды возвращается, чтобы внести радость и блеск роскоши в окружающий нас мир. Мы все любим наряжаться выглядеть эффектно, в этом нам помогают многие предметы заимствованные из барокко.

Преподаватель: Поэтому я хочу вам предложить небольшой экскурс барочного и современного. Обратите внимание на экран, Это туфли. Слайд. Ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами. Слайд

В моду входят пышные прически и шляпы. Слайд

А после того как французский король Людовик XIV потерял свою пышную шевелюру в моду в стиле барокко прочно входят парики. Слайд

Наряды украшались кружевами, которые в современной мире очень актуальны. Кружева. Слайд

Туалеты эпохи барокко выглядели по-другому. Тяжёлые материалы (бархат, парча, атлас), сложные конструкции, множество отделки и украшений - всё должно было смотреться роскошно, броско. Слайд

Зонтики, веера, трости. Слайд Всё это актуально и сейчас.

Менеджер Валентина: Развлечениям в эпоху барокко уделяется особое внимание. Паломничества сменяются променадами (прогулками в парке); вместо рыцарских турниров — “карусели” (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и “огненных потех” (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Преподаватель: Спасибо, Валентина. Я уже говорила, что Пётр I отправлял обучаться наших музыкантов за рубеж, какие композиторы были в то время? Музыковеды Анастасия и Алёна - вам слово.

Музыковед Алена: Выдающимися композиторами эпохи барокко стали Клаудио Монтеверди. Слайд. Итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевых фигур эпохи.

Музыковед: Анастасия: Алессандро Скарлатти Слайд композитор, известный своими операми, более 60 и камерными кантатами. Он считается основателем Неаполитанской оперной школы. Его сын Джузеппе Доменико Скарлатти итальянский композитор и клавесинист. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Музыковед Алёна: Генрих Шютц Слайд - великий немецкий композитор и органист эпохи Барокко. Рассматривается в одном ряду с Клаудио Монтеверди и Иоганном Себастьяном Бахом. Создал первую немецкую оперу.

Музыковед Анастасия: Джироламо Фрескобальди - итальянский композитор, музыкант. Один из самых важных композиторов органной музыки позднего Ренессанса и раннего Барокко, был педагогом. Слайд

Музыковед Алёна: Якопо Пери по прозвищу "Длинноволосый" - итальянский певец и композитор. Его называют изобретателем оперы.Его первая опера "Дафна" (1597), к сожалению, она не сохранилась. Также он написал оперу Эвридика в 1600 году, сохранившуюся до наших дней, её исполняют до сих пор. Слайд

Музыковед Анастасия: Антомнио Лумчо Вивамльди венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник., при жизни получил широкое признание во всей Европе. Слайд

Музыковед Алёна: Иогамнн Себастьямн Бах Слайд — немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Один из величайших композиторов в истории музыки. Написал более 1000 произведений, во всех значимых жанрах того времени, кроме оперы, непревзойдённый мастер полифонии.

Преподаватель: Спасибо, нашим музыковедам.

Менеджер тянет руку.

Менеджер Валентина: Композиторы эпохи барокко популярны и в настоящее время, существует огромное количество современных аранжировок.

Преподаватель: Вот сейчас мы их послушаем.

Звучит музыка с видео. Музыка в современной обработке.

V. Подведение итогов урока. Тест в презентации.

Домашнее задание: Биография И.С. Баха. Хронограф.

Всем спасибо за урок. Урок закончен, до свидания.

Библиографический список:

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004.

CD – Орнамент. Электронная энциклопедия. – М., 2004.

CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

www.openclass.ru

www.it-n.ru

http://www.clasmusic.ru/ (classic-music.ru)

Приложение 1 (музыка)

Приложение 2 (карточки)

Приложение 3 (презентация)

Не опубликованные материалы имеют большой объем (находятся у автора статьи).