Развитие музыкально-творческих способностей учащихся в формировании универсальных учебных действий

Разделы: Музыка


Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса “Музыка” обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

УУД (универсальные учебные действия) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Выделяют следующие виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные (включающие действия саморегуляции), коммуникативные и знаково-символические действия.

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно–смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: смыслообразование (ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него) и нравственно–этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

С точки зрения предмета “Музыки” это: стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.

Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Это: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

На предмете “Музыка” учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета “Музыка”, которую учащиеся должны ясно представлять.

Коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.

Познавательные учебные действия включают в себя общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль  и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование); логические универсальные действия (анализ объектов выделения   признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Формирование познавательных УУД на уроках “Музыки” осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Знаково-символические учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний. А именно: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно–графическую или знаково–символическую) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Предмет “Музыка” наиболее полно способствует формированию таких УУД, как познавательные и знаково-символические.

Мелодия – это мысль, выраженная в знаково - символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно с помощью анализа мелодии произведения, его интонации, мы можем понять основную идею произведения. Следовательно, можно сделать вывод, что знаково-символические УУД являются ключевыми для предмета “Музыка”.

Если   использовать форму моделирования и выразить “Стандарты второго поколения” в знаково-символической форме, то можно их представить в следующей схеме, где цель воспитания творческой личности проходят   определенные стадии  учебного процесса (от присвоения знаний к творческому мышлению), а базируется процесс обучения на основных видах универсальных учебных действий:

Основной задачей предмета “Музыка” является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Все перечисленные виды деятельности мы стараемся использовать на своих уроках и внеурочной деятельности.

Как уже говорилось выше, в основе слушания музыки лежит интонационно-образный анализ, который ведет к осмыслению произведения, пониманию его содержания, основной мысли произведения.

“Интонация – зерно произведения” (Д.Б.Кабалевский). На основе интонации рождается музыкальный образ. Соответственно, задача учителя музыки состоит не только в развитии вокально-хоровых данных учащихся, а, прежде всего, воспитать подготовленного активного слушателя. К сожалению, многие дети, особенно в средней школе, не всегда понимают задачи и цель нашего предмета и зачастую ставят в приоритет исполнительскую (вокально-хоровую) деятельность, а не музыкально-аналитическую. Поэтому, мы должны уметь объяснять и обосновывать детям необходимость той или иной деятельности на уроке.

Приводим пример интонационно-образного анализа на уроке в 1 классе по теме “Музыкальные портреты”. Учитель предлагает детям послушать три музыкальных примера (П. Чайковский “Баба Яга”, Л. Моцарт “Менуэт”, С. Прокофьев “Болтунья”) и в игровой форме с помощью наводящих вопросов о характере музыки (интонация, темп, лад, ритм и т.д.) определить, кто пришел на урок.

На уроках музыки, слушая и анализируя то или иное музыкальное произведение, мы очень часто проводим параллели с другими видами искусства, такими как живопись, скульптура, литература, и т.д. Особенно подробно этому уделяется внимание в 5 классе в темах “Музыка и ИЗО”, “Музыка и литература”.

Рассмотрим один из таких примеров “переноса” художественного образа с одного вида искусства на другой в теме “Богатырская тема в русском искусстве”. Учащимся предложены репродукции картин В.Васнецова “Богытыри”, “Богатырский скок”, “И один в поле воин”, П. Корина “Александр Невский”. Затем, после просмотра и визуального анализа картин, учащимся задается вопрос: какая музыка созвучна этим картинам и почему? Высказав и обсудив ответы, ребята слушают фрагмент I части “Богатырской” симфонии А.Бородина. Далее идет разбор музыкального образа, обращая при этом внимание на звучание оркестра, особенности интонации мелодии, “топтание” ее вокруг начального звука, остановки ее в конце каждой фразы.

Одним из важных видов деятельности на уроке музыки, на наш взгляд, является игра, которая способствует развитию творческих способностей личности, а также повышает интерес к познанию, повышает мотивацию. В игре проявляется детская активность и эмоциональность, в игре достигается интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий. Мы используем следующие игры: “Вспомни песню”, “Листочки”, “Снежинки”, “Угадай-ка”, “Хромые цапли”, “Оркестр” и т.д.

Игра “Угадай-ка”. Звучат музыкальные фрагменты пройденных произведений, а дети должны поднять таблички с правильным названием произведения и композитора.

Игра “Оркестр”. Учитель предлагает детям отгадать загадки о музыкальных инструментах. При правильном ответе учащиеся слушают звучание того или иного инструмента.

Понятие развития, “существования в процессе” совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому чтобы урок был интересным, захватывающим,  он должен строиться  с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока:

начало (сообщение темы),

завязка (постановка проблемы),

развитие (изложение материала),

эмоциональная кульминация (разрешение проблемы),

заключение (вывод).

Творческое начало, способности ребенка создавать свое, новое, оригинальное - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творчества переходит во внутреннее состояние и становится содержательным выявлением детского "Я". Поэтому, немаловажными видами деятельности на уроках музыки мы считаем также пение произведений, пластическое интонирование, использование (возможно эпизодическое) музыкальных инструментов. При исполнении произведений мы всегда обращаем внимание на интонационную выразительность, формируем простейшие навыки хорового пения. Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку,   а так же этот прием позволяет проникнуть в динамические  нюансы произведения. Использование музыкальных инструментов обогащает тембральное звучание исполняемых произведений и всегда вызывает повышенных интерес ребят и служит повышением мотивации.

Повышению мотивации на уроке музыки, а также развитию музыкально-творческих способностей помогает и такая работа, как проектно-исследовательская деятельность, так и подготовка и участие детей в конкурсах и фестивалях. Ежегодно в рамках предмета музыки проводится творческие конкурсы “Каждый класс-хор”, “Мой мир музыки”, в котором учащиеся нашей школы успешно участвуют, становясь победителями и призерами окружного и городского туров.

Так, в 2010 г учащиеся 7 классов совместно с фольклорным ансамблем “Русский сувенир”, существующем в нашей школе, подготовили исследовательский проект по теме “Интонации народной песенности в вокальном творчестве П.И.Чайковского”, который успешно представили и защитили на окружном и городском туре, заняв 2 место. А в 2011 г. ребята 6-7 классов заняли 1 место в округе и стали победителями в номинации “творческий проект” на городе с проектом по теме “Музыкальная жемчужина И.С.Баха”.

Многие учащиеся также продолжают свое обучение в рамках системы дополнительного образования, занимаясь в хоровых коллективах нашей школы: образцовом коллективе фольклорном ансамбле “Русский сувенир” и вокальном ансамбле “Надежда”. Они тоже много выступают на различных концертных площадках (от школы до Государственного Кремлевского Дворца), участвуют во многих фестивалях и конкурсах (“Хрустальная капелька”, “О боях-пожарищах”, “Одаренные дети”, “Юные таланты Московии”, “Открытая Европа” и др.), становясь победителями и призерами.

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Искусство, выражая истинные ценности жизни, страстно несет их все новым и новым поколениям. Оно заботится о том, чтобы эти ценности не были утеряны в общественной и индивидуальной жизни. Довести их до школьников – главное назначение педагога искусства. И музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

Список используемой литературы:

  1. “Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения”, М., 2010.
  2. “Технология урока искусства” А.В. Копылова, М., 2004.
  3. “Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики”  Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.