Обучение связной речи учащихся средней школы с опорой на речеведческие понятия

Разделы: Русский язык


Обновление содержания филологического образования и изменение форм итоговой аттестации учащихся происходит в условиях модернизации образования, что даёт возможность педагогам участвовать в реализации изменений в образовании, целью которых является создание системы, адекватно отвечающей требованиям времени и запросам общества. Данный этап развития российского образования характеризуется переходом на новые стандарты образования, обновлённый учебный план, совершенствованием содержания курса русского языка в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования, что требует высокой методологической и методической подготовки учителей русского языка, постоянного повышения уровня их педагогической квалификации.

Преподавание русского языка осуществляется на основе государственного стандарта общего образования 2004 года, который является основой образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. В этом проявился коммуникативно-деятельностный подход к отбору содержания обучения русскому языку в школе, когда основной задачей учителя является целенаправленное, систематическое обучение всем видам речевой деятельности с учётом их взаимосвязей. Задачей преподавателя русского языка на современном этапе становится, в первую очередь, речевое развитие ребёнка – формирование его коммуникативной компетенции. Реализация этой задачи невозможна без знаний учителем особенностей и этапов речевой деятельности, закономерностей развития речемыслительных механизмов – всего того, что изучает психолингвистика. Поэтому включение в школьный курс системы речеведческих понятий делает содержание и методы более адекватными цели обучения, что создаёт благоприятные условия для повышения эффективности обучения, для усиления практической направленности курса.

Программа предусматривает ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области психологии, лингвистики текста, стилистики, методики развития речи. Большое внимание в программе уделяется речеведческой теории, так как системное усвоение необходимого минимума лингвистических, в данном случае речеведческих, знаний является основой и средством формирования и совершенствования речи учащихся, их коммуникативной компетенции.

Программа составлена с учётом новых исследований в области лингвистики, психологии, педагогики, методики обучения русскому языку. Она способствует формированию профессиональной компетенции педагога, раскрывает возможности использования полученных знаний на практике, содействует в определении содержания самообразования. Особое внимание уделяется итоговому контролю, проверке и оценке заданий с развёрнутым ответом (сочинений) части «С» ЕГЭ по русскому языку.

В учебной программе (см. Приложение 1) предусматривается сочетание лекционных, практических и самостоятельных внеаудиторных занятий. Промежуточный контроль осуществляется в форме эссе, реферата и контрольных работ.

Учебный план (см. Приложение 2) включает в себя 6 основных разделов: «Основы речеведения», «Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий. Текст как продукт речевой деятельности, его основные признаки», «Функционально-смысловые типы речи», «Функциональная стилистика», «Культура речи, её предмет и задачи», «Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов».

Общая продолжительность курса – 72 учебных часа.

Требования к уровню подготовки слушателей

В результате освоения программы слушатели должны

знать:

  • основные направления и перспективы развития педагогической науки;
  • новейшие достижения в области русского языка и методики его преподавания;
  • сущность современных образовательных технологий;
  • модель педагогического процесса как целостного явления;
  • основные принципы руководства учебно-воспитательным процессом при изучении русского языка;
  • сущность и содержание профессиональной культуры педагога;

уметь:

  • эффективно использовать теоретические профессиональные знания в практической деятельности;
  • анализировать и решать психолого-педагогические, лингвистические и методические задачи;
  • применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников;
  • использовать новые информационные технологии;
  • самостоятельно интерпретировать основные положения темы;
  • оценивать значимость изученного материала, логику его построения, степень собственной активности на аудиторных занятиях и при самоподготовке; оценивать уровень освоения знаний;

владеть:

  • содержанием курса русского языка в средней школе;
  • методикой преподавания русского языка в общеобразовательных учебных заведениях;
  • методами обучения связной речи школьников;
  • технологией проверки творческих работ;
  • методами изучения личности ребёнка;
  • определённым тезаурусом знаний и умений для практического совершенствования своей профессиональной культуры.

Содержание программы

Раздел I. «Основы речеведения» (8 час.).

Лекция (4 час.). Речеведение как область лингвистики, изучающая язык как средство общения. Речеведческие понятия – основа совершенствования коммуникативной компетенции учащихся в курсе русского языка.

Речь как использование языка для общения людей. Условия, необходимые для речевого общения. Понятие о речевой ситуации. Речь монологическая и диалогическая, устная и письменная.
Речь как процесс – речевая деятельность. Речь как продукт речевой деятельности – текст. Речевая деятельность, её структура, 4 фазы речевой деятельности:

  • ориентировка (в ситуации, в предмете речи);
  • планирование (составление программы высказывания);
  • реализация программы;
  • контроль.

Виды речевой деятельности: продуктивные – говорение, письмо, рецептивные – слушание, чтение.

Цели обучения – формирование трёх компетенций: лингвистической, языковой и коммуникативной.
Основные речеведческие понятия: стили речи, типы речи, текст.

Практическое занятие (2 час.). Коммуникативная компетенция – высшая ступень в иерархии компетенций.

Самостоятельная внеаудиторная работа (2 час.). Изучение основных положений «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» по русскому языку 2004 года.

Раздел II. «Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий. Текст как продукт речевой деятельности, его основные признаки» (12 час.).

Лекция (4 час.). Актуальное членение предложения в тексте как отражение хода развития мысли говорящего. Способы и средства связи предложений в тексте. Разновидности анализа текста (полный, частичный, комплексный).

Тема и рема («данное» и «новое») предложения как основа построения текста. Порядок слов в предложениях текста (прямой и обратный).
Текст как объект лингвистики. Признаки понятия:

  • членимость;
  • смысловая цельность: тема и основная мысль текста, микротема, план текста (простой и сложный), строение абзаца (зачин, средняя часть, концовка), основные смысловые отношения в абзаце: перечислительные, сопоставительные, противительные, причинно-следственные, обобщающе-конкретизирующие, пояснительные и др.
  • формальная связность: развитие мысли в тексте, актуальное членение предложений в тексте, «данное» и «новое» в предложениях текста, способы связи предложений в тексте (последовательный и параллельный), средства связи предложений в тексте (повторы, местоимения, синонимы, антонимы, слова со значением «целое и его части», однокоренные слова; деепричастные обороты, придаточные времени, обстоятельства времени и места, союзы и др.);
  • относительная автономность высказывания.

Практическое занятие (4 час.). Комплексная работа с текстом (отработка умений анализировать текст комплексно: композиционно, стилистически, лексически).

Самостоятельная внеаудиторная работа (4 час.). Элементы актуального членения в тексте.

Раздел III. «Функционально-смысловые типы речи» (16 час.).

Лекция (8 час.). Функционально-смысловые типы речи. Соединение типовых фрагментов в целом («большом») тексте. Работа над сочинениями определённой тематики: сочинение – этюд, сочинение о животных, сочинение о природе, сочинение-описание места и др.

Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности: в статике – описание, в динамике – повествование, причинно-следственных и прочих логических связях – рассуждение. Их разновидности – типовые фрагменты текста (Г.А. Золотова): описание предмета, описание места, описание состояния окружающей среды, описание состояния человека; оценка действительности; повествование о действиях, повествование о меняющихся состояниях; рассуждение – доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Строение типовых фрагментов текста, способы выражения «данного» и «нового» в них. Соединение типовых фрагментов в целом тексте. Совершенствование речевых умений.  Работа над сочинениями определённой тематики: сочинение-этюд, сочинение о животных, сочинение о природе, сочинение-описание места и др.
Жанры сочинений-рассуждений: отзыв, рецензия, эссе.

Практическое занятие (4 час.). Единый государственный экзамен: сочинение-рассуждение. Этапы выполнения задания части «С» ЕГЭ по русскому языку.

Самостоятельная внеаудиторная работа (4 час.). Эссе как жанр сочинения-рассуждения.

Раздел IV. «Функциональная стилистика» (16 час.).

Лекция (6 час.). Стилистика как аспект преподавания родного языка и как один из разделов школьного курса.

Речь разговорная и книжная. Соотношение понятий разговорная и книжная речь – устная и письменная речь.
Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический. Понятие стиля речи; признаки внеязыковые (сфера применения, условия общения, задача речи) и языковые. Жанры, присущие тому или иному стилю.
Стилистическая окраска средств языка: функционально-стилистическая (книжная и разговорная), эмоционально-экспрессивная. Синонимы. Средства словесной образности.
Изобразительно-выразительные речевые средства.
Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение.
Стилистические фигуры: анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Методика работы над понятием «стиль речи». Три ступени изучения стилистики в школе (концентрический подход).
Основные виды стилистических упражнений и их место в общей системе упражнений по русскому языку:

  • стилистический анализ;
  • редактирование (усовершенствование написанного);
  • конструирование предложений, направляемое стилистическим заданием;
  • изложения-миниатюры со стилистическим заданием;
  • стилистические этюды.

Практическое занятие (6 час.). Стилистический эксперимент А.М. Пешковского-Л.В. Щербы на уроках развития речи. Творческий диктант как один из вариантов стилистического эксперимента.

Самостоятельная внеаудиторная работа (4 час.). Методы обучения стилистике (теоретический и теоретико-практический).

Раздел V. «Культура речи, её предмет и задачи» (10 час.).

Лекция (4 час.). Культура речи, её предмет и задачи. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.

Основной критерий правильной речи – соответствие нормам литературного языка. Нормы орфографические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические. Вариантность нормы.
Основной критерий хорошей речи – коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: точность, понятность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие лексических и грамматических средств), уместность речи.
Речевая культура в бытовом, научном и учебном общении. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).
Практическое занятие (2 час.). Стили языка и коммуникативные качества речи.
Самостоятельная внеаудиторная работа (4 час.). Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Культура речи и другие науки.

Раздел VI. «Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов». (10 час.)

Лекция (4 час.). Контроль знаний, умений и навыков на уроках русского языка как одна из актуальных проблем современной методики.

Функции и виды контроля.
Содержательная основа итогового контроля. Технология проверки, виды измерителей.
Задание с развёрнутым ответом в системе контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку.
Критерии и нормативы оценки творческих работ. Классификация ошибок. Ошибки грамматические и речевые.

Практическое занятие (2 час.). Грамматические и речевые ошибки и их предупреждение.

Самостоятельная внеаудиторная работа (4 час.). Проверка и оценка заданий с развёрнутым ответом (сочинений) части «С» ЕГЭ по русскому языку.

Основная литература

  1. Александров В.Н., Александрова О.И. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Уч. пос. для 10-11 кл. – Челябинск: Взгляд, 2005.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пос. для вузов. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2002.
  3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.
  5. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Изд-во «Экзамен», 2009.
  6. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Капинос В.И., Цыбулько И.П. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
  9. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий/ Цыбулько И.П., Гостева Ю.А., Капинос В.И. и др. – Ч. 1-3. – М., 2005.
  10. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для подготовки экспертов к проверке части «С»/ автор-составитель: Фалина Т.М. – М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2008.
  11. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. – М., 2003.
  12. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: Флинта: Наука, 2002.
  13. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 2. Среднее (полное) общее образование/ Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.
  14. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. – М.: В К, 2009.
  15. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьёва Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

Дополнительная литература

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению-описанию природы// Рус. яз. в школе. – 2006, №2. – с. 19-23; 2006, №4. – с. 21-27.
  3. Балашова Т.Ю. Стилистический эксперимент А.М. Пешковского-Л.В. Щербы на уроках развития речи// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Сб. статей. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2009. – с. 390-395.
  4. Долинина Т.А. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрес-пресс, 2007.
  5. Козловская Н.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: анализ текста. – С-Пб.: Сага, 2005.
  6. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Нефедова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы». – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  8. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  9. Пахнова Т.М. О анализа текста – к изложению и сочинению. – М.: Чистые пруды, 2007.
  10. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2005.
  11. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М.: АСТ: Астрель, 2008.