Формирование эффективного образовательного процесса в школе интеграцией основного и музыкального образования

Разделы: Музыка


Современный мир немыслим без постоянного повышения уровня качества во всех областях человечества. Это – естественная потребность социума, неразрывно связанная с ходом прогресса и самой истории развития цивилизации. Сегодня сталкиваясь с острейшими вызовами времени, стоящими перед нашей страной в любой сфере – будь то безопасность, экология – мы зачастую не догадываемся, что ключ к их решению кроется в высоком качестве.

Именно постоянное повышение качества в современном мире является одним из факторов, способствующих успеху, как отдельного человека, так и всей страны. Особенно это важно для России, перед которой стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития, который априори предполагает постоянное повышение качества. А это, в свою очередь, предполагает постоянное повышение качества образования, ибо в новых условиях постоянное развитие и повышение качества образования является одной из составляющих устойчивого развития нашей страны, ее успешная конкуренция с другими странами. Причем речь идет о повышении качества образования всех уровней – начального, среднего и высшего, поскольку они взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга.

О качестве образования можно судить по-разному. На мой взгляд, задача образовательного процесса не только способствовать приобретению знаний, но и помочь сформировать духовный мир человека третьего тысячелетия, возродить и развить культурные традиции народов России.

Искусство, как образовательная область, представляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Искусство с первых дней школьной жизни помогает формировать мировоззрение ребенка, его эстетическую и нравственную сущность, развивает ассоциативное, образное мышление. В искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Если рассмотреть этот термин, то наиболее распространенным является определение: способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие “способности” по его мысли, заключены три идеи. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие “способности” не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться. Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности. Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер этой деятельности.

Различают общие и специальные способности. К общим способностям относится развитая память, совершенная речь и т.д., то есть это умственные способности. К специальным способностям относятся музыкальные.

Рассмотрим их подробнее. Три основных момента входят в понятие музыкальных способностей. Во-первых, это способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Во-вторых, способность чувствовать ладовое наклонение. В-третьих, музыкально-ритмическое чувство, то есть умение чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, развитию музыкального таланта, стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор.

У каждого ребенка в большей или меньшей степени есть стремление музицировать, таким образом заявить о себе, показать свои возможности.

В музыке, помимо того, что достигается тот или иной результат, важно то, как он был достигнут, что пришлось задействовать ребенку для воспроизведения определенного ритма, какие психические процессы принимали участие в овладении тем или иным музыкальным инструментом.

Вся античная эстетика говорит об огромном значении музыки в воспитании. Платон говорил, что каждый благородный человек должен играть на каком-либо музыкальном инструменте. В европейских средневековых университетах музыка была обязательным предметом наряду с математикой, астрономией. Таким образом, музыка, помимо того, что ценна сама по себе, является отличным организующим средством для развития.

Овладение азами музыкального искусства организует личность, тренирует память, внимание, волю.

Анатомо-физиологические исследования показывают изменения в ходе музыкальных занятий определенных структур головного мозга. Музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления. Музыкальное обучение помогает корректировать задержки психомоторного развития, лечит аутизм, эпилепсию.

Особую роль в созревании мозга у детей играют пальцы рук, так как рука по осязательному восприятию имеет преимущество даже по сравнению со зрением и слухом. Можно сказать, что “рука учит глаз”. Экспериментальные исследования показали, что упражнения для пальцев рук ускоряли процесс образования и закрепления условных рефлексов. Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений, какими являются игра на музыкальных инструментах, является мощным средством активации коры головного мозга. Движения кисти руки в значительной степени ускоряют созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центра речи, а также способствуют интеграции деятельности мозга.

Вследствие этого, более высокий уровень развития проявляется у детей занимающихся на музыкальных инструментах в других областях. Они обладают значительно лучшей реакцией, их повседневная деятельность более координирована и отличается большей быстротой. Они лучше считают, ибо числа не являются для них отвлеченными понятиями; они физически ощущают ритм счета. Дети, обучающиеся музыке, точнее воспроизводят учебный материал, быстрее учатся бегло читать, пишут красивее и точнее, ибо нотное письмо требует большей осторожности: ведь в нотации точка, стоящая справа, означает уже другой звук.

Мир настроений и чувств детей, обучающихся в школах с музыкальным уклоном, более богат. Музыкальное воспитание способствует лучшему усвоению других предметов не только благодаря специфическим связям этих предметов с музыкой, но и потому что повышается общий тонус учащихся, их жизнерадостность и желание работать.

Благодаря активному общению с музыкой развиваются фантазия и волевые качества, что в свою очередь способствует повышению пластичности индивидуума. Как раз эти качества необходимы человеку будущего, которому, в силу постоянно и быстро изменяющегося рабочего процесса, надо будет уметь приспосабливаться к новой обстановке.

Список использованной литературы

  1. “Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества” / Сб. ст. – Л., “Музыка”, 1981.
  2. Рыжкин И. “Назначение музыки и ее возможности” - М., Гос. муз. издательство, 1962.
  3. Теплов Б.М. “Психология музыкальных способностей” - М.; Л.; 1947.
  4. Юдовина-Гальперина Т. “Музыка и здоровье”. – Спб., Издательство “Союз художников”, 2002.