Подготовка и проведение дистанционного анкетирования для определения уровня интеллектуального развития и воспитаниявоспитанности

Разделы: Классное руководство


В методической литературе, сообществах педагогов уже представлен опыт использования диагностической методики Капустина Н.П. для определения уровня воспитанности учащихся (https://urok.1sept.ru/articles/502826/, http://pedsovet.su/load/48-1-0-804, http://www.menobr.ru/materials/370/5813/ и др).

Анализ этого вида анкетирования учащихся, родителей, учителей занимает продолжительное время, даже если использовать заготовленные индивидуальные раздаточные материалы и применить для обработки результатов EXCEL.

Участие в различных видах опросов на интернет-сайтах позволило предположить наличие бесплатного и доступного варианта создания анкеты “Уровень воспитанности”. Идея была реализована на базе поисковой системы GOOGLE. Использован сервис “Документы”, раздел “Формы”. С общим подходом можно ознакомиться в справке http://support.google.com/docs/bin/answer.py?hl=ru&answer=87809

Создание формы отвечает следующим задачам:

  1. респонденты отвечают в удобное для них время;
  2. ответы не видны другим участникам опроса;
  3. автоматизация обработки результатов и удобство их наглядного представления.

Первый этап: подготовка анкеты для респондентов.

Можно использовать уже имеющийся аккаунт, а при его отсутствии – зарегистрироваться в системе. После успешной регистрации войти в свой аккаунт на gmail.com

Выбираем продукт “Диск”. При наличии ранее созданных материалов данного вида, они будут доступны автору для изменения.

Создаем новую “форму”, выбирая из списка возможных вариантов: документ, презентация, таблица, форма, рисунок, коллекция и пр. Начинаем ее заполнение, вводя название “Уровень воспитанности”, разъяснение респондентам (“Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на вопросы, оценивая себя по следующей шкале: "0" – никогда, всегда нет; "1" – очень редко, чаще случайно; "2" – чаще нет, чем да, иногда вспоминаю; "3" – чаще да, чем нет, иногда забываю; "4" – всегда да, постоянно) и последовательно вопросы. Для данной анкеты целесообразно выбрать из выпадающего меню “один из списка”. Приступаем к введению вопросов. Можно копировать фразы из имеющегося документа WORD, можно просто набирать текст. В качестве первого обязательного вопроса зададим заполнение фамилии респондента, для того, чтобы иметь возможность узнать, кто именно отвечал на данную анкету. Проверив грамотность заполнения, нажимаем “Готово”, переходя к вопросу 2. Подведя курсор к полю вопроса, активируем возможности редактирования (в данном случае – введения самого вопроса). Заполнив поле вопроса, выбрав тип, увеличиваем количество строк ответов до 5-х, нажимая на активную последнюю строку. После проверки – “готово”. Оставшиеся вопросы задаем, выбирая “Добавить элемент” и последовательно повторяя алгоритм нужное число раз. После завершения ввода вопросов, сохраняем форму. Новый опрос опубликован в Вашем списке в личном аккаунте.

Выбирая из списка только что созданный опрос, переходим к сводной таблице. В ней будут вноситься результаты каждого из респондентов. В созданную форму можно внести изменения (в вопросы, ответы). Но прежде всего сделаем активную форму (т.е. видимую для опрашиваемых) визуально более насыщенной (выбираем Plain). Для учащихся и родителей необходимо создать разные формы, т.к. подсчет должен выполняться по разным группам респондентов, а выборка необходимых для учета в Google не предусмотрена. Недостатком можно назвать и то, что один человек может ответить несколько раз.

Второй этап: подготовка автоматизированной обработки результатов опроса с использованием свойств таблицы.

По методике Капустина Н.П. результаты одного блока вопросов складываются и делятся на 16. Для этого необходимо ввести формулы в ячейки таблицы на строке каждого респондента. Эта процедура аналогична действиям в программе Microsoft Office Excel. Подсчет идет по блокам (по четыре вопроса) для каждого ответившего. В ячейках с AQ2 по AZ2 вводим форуму SUM(C2:F2)/16 . Итоговый уровень каждого респондента считается как частное суммы подсчитанных результатов и 9. Для данной операции введем в следующей ячейке формулу SUM(AQ2:AZ2)/9, назвав весь соответствующий столбец “Индивидуальный уровень воспитанности”. Для определения уровня воспитанности всего класса необходимо сложить показатели каждого ученика и поделить на количество учащихся. Возможно определить уровень по каждому критерию, для чего обозначить следующие десять свободных столбцов пунктами анкеты (Долг и ответственность, Бережливость, Дисциплинированность, Ответственное отношение к учебе, Отношение к общественному труду, Коллективизм, Доброта и отзывчивость, Честность и справедливость, Простота и скромность, Культурный уровень) и вести формулы для каждого критерия, начиная с SUM(AQ2:AQ28)/28, где AQ2– результат первого отвечающего по первому критерию, AQ28 – результат последнего отвечающего по первому критерию, 28 – число ответивших. И заканчивая SUM(AQ2:AQ28)/28, где AQ2– результат первого отвечающего по десятому критерию, AQ28 – результат последнего отвечающего по десятому критерию, 28 – число ответивших. В следующем свободном столбце ввести формулу SUM(BD2:BM28)/10 для подсчета уровня воспитанности класса. При необходимости после окончания срока анкетирования можно заменить предполагаемое число ответивших на реальное количество ответов.

Третий этап: распространение.

  1. Активировать автоматическую проверку правописания и исправить пропущенные ошибки;
  2. Защитить от изменений (инструменты – защита листа);
  3. Скопировать ссылку именно активной формы и размещать для опрашиваемых только ее.

Отслеживать процесс анкетирования можно с помощью уведомлений:

Чтобы остановить сбор данных на форме, в меню “Форма” нужно снять флажок “Принимать ответы”. Описанная методика проведения дистанционных опросов, безусловно, не единственно возможная. О дополнительных возможностях можно узнать в Справке.

Четвертый этап: анализ результатов.

Полученные в результате анкетирования результаты интерпретируются следующим образом:

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности;
  • 0,6 – уровень воспитанности ниже среднего;
  • 0,7–0,8 средний уровень воспитанности;
  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего;
  • 1– высокий уровень воспитанности.

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.