Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей о традициях осетинского народа;
  • Оздоровление детей по средствам нетрадиционных здоровьесберегающих технологий и национальных подвижных игр.

“Познание”

Задачи: Расширение кругозора в части представлений о быте и традициях осетинского народа.

Пути решения:

  • Знания о быте и традициях осетинского народа.
  • Усвоение ребенком предметных действий в двигательной активности.

“Коммуникация”

Задача:

  • Совершенствование диалогического общения, умение свободно общаться со взрослыми и детьми;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей.

Пути решения: Диалог с детьми на обозначенную тему.

“Социализация”

Задачи: Приобщение к ценностям физической культуры, к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.

Пути решения: Создание игровой ситуации.

“Физическая культура”

Задачи: Развитие физических качеств (скорость, сила, выносливость, координация)

Пути решения: Выполнение упражнений, игр на степах и хоппах. Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

“Здоровье”

Задачи: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Пути решения:

  • Психологизация;
  • Национальные подвижные игры.

“Безопасность”

Задачи: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.

Пути решения: Осторожное и осмотрительное отношение к товарищу во время игр.

“Труд”

Задачи:

  • Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, осетинского народа
  • Накопление опыта двигательной активности.

Пути решения: Разминка на хоппах, игра “Веселые джигиты”, размещение степов и хоппов в определенное место.

“Музыка”

Задача: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре осетинского народа.

Пути решения: Музыкальное оформление детской деятельности (национальная музыка).

Материал и оборудование: мультимедийная презентация, степы по кол-ву детей, магнитофон, хоппы по кол-ву детей, интерактивная доска, ичиги по кол-ву детей, шлемы, кнут, плетка, любая емкость с водой, камешки по количеству детей, канат,3 пирога, чаша, 3 ребра.

Формы работы: Индивидуальная, Групповая, Работа в подгруппах, Фронтальная.

Технологии: информационные, здоровьесберегающие, игровые, проблемные.

Предварительная работа:

– чтение нартских сказаний;
– рассматривание фотографий, иллюстраций нартов и предметов обихода древних осетин;
– просмотр мультфильма “Рожденный из камня”;
– беседа о быте и традициях осетин;
– разучивание национальных подвижных игр(речитатив к ним) и танца Симд.

Технологическая карта.

Деятельность воспитателя Деятельность детей
1-й Дети входят в зал с воспитателем, одетым в национальный костюм.

Ребята, посмотрите как много сегодня в нашем зале гостей, а гости – это радость. Поприветствуйте их.

А теперь подойдите ко мне, положите руки на плечи друг другу и повторяйте за мной: …

Как вы думаете, почему на мне сегодня такой наряд?

Приглашаю вас совершить путешествие в родную старину…

Дети входят в зал с воспитателем, здороваются.

Становятся в круг, положив руки на плечи друг другу и повторяют слова за воспитателем.

(Ответы детей.)

 

Что значит “в родную старину”?

А помогать нам будут воспоминания наших старцев, дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек.

Закройте глаза и представьте, что вы оказались в далеком прошлом, когда ваши прадедушки и прабабушки еще были детьми.

В прошлое, …

 

А вы знаете, кто были предки осетин?

Кто является героями нартских сказаний?

Каких вы знаете героев-богатырей нартов?

А кто является одним из главных героев нартских сказаний?

Вы знаете, ребята, что нарт Сослан рожден из камня. Все тело его, кроме колен, было неуязвимым.

Что значит – неуязвимое?

С самого детства этот герой проявлял смелость и самостоятельность. Предлагаю посмотреть сюжет о появлении нарта Сослана.

Аланы, нарты

Ахшар, Ахшартаг, Шатана, Донбетер

Нарт Сослан, нарт Батраз. Приложение

Сослан

Ответы детей.

Сюжет из м/ф “Рожденный из камня”. Приложение 2

2-й По окончании сюжета издалека доносится: “Эге-гей!”. Выходит нарт Сослан – инструктор, исполняет несколько танцевальных движений.

Сослан:

Уабонта хорж мои друзья.
Очень рад вас видеть я.
Я нарт Сослан, пришел к вам из далекой дали.
Вы вижу все меня узнали.
Готовы ль вы пойти со мной
Тропою длинной и крутой?

Если так, то вам необходима специальная обувь, как у меня.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на свои ноги. На вас такая же обувь как на нарте Сослане.

Да!
 

Как называется эта обувь?

Из чего делали арчита?

Для обработки кожи пользовались примитивным орудием – нарв.

Сослан:

Что ж, джигиты, разойдись! Все на камни становись?

Разминка (на степах).

(Степы расположены в 2 ряда.)

– Вах, вах! А как же с непокрытой головой? Нельзя?

Ичиги, арчита.

Из кожи…

Дети расходятся врассыпную, занимают степовые платформы и выполняют разминку под ритмичную национальную мелодию.

 

Воспитатель:

Осетины никогда не ходили с непокрытой головой.

Как называется мужской осетинский головной убор?

А у нарта Сослана какой головной убор?

Для чего нужен был шлем богатырям?

Сослан:

Ребята, вы сильные и отважные? Оденьте на себя шлемы и станете похожи на богатырей-нартов! А какой же богатырь без коня? (Взять хоппы.)

Ну-ка, сядем на коней, и поскачем, эге-гей!

Прыжки на хоппах змейкой между степов.

Игра “Веселые джигиты”.

(Автор – Комарова С.А.)

Описание:

Мы веселые джигиты
Любим на конях скакать.
Ну, попробуй нас догнать!
1,2,3 – лови!

Выбрать водящего. После произнесенных слов дети прыгают на хоппах врассыпную, стараясь увернуться от водящего. Кто оказался осаленным, становится следующим водящим. Звучит ритмичная музыка, на ее окончание останавливается игра (1–2 мин).

Как хорошо у вас получается скакать на конях!..

 Воспитатель:

Действительно, нарты были еще и ловкими наездниками, но рукой они коня не погоняли, потому что рука коня кормит и ласкает.

Папаха.

Шапка, по понятиям горца – вещь священная и неприкосновенная. Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка в глазах осетина – символ мужества, силы и отваги.

Шлем.

Дети берут хоппы и садятся на них верхом как на коней.

 

А чем погоняли коней?
А чем понукали скот?
А как называется кнут по-осетински?

Сослан:

Эх, хорошо говоришь. Есть у меня две вещицы… (показывает кнут и плетку). Которая из этих вещей кнут, а которая плетка? Чем они отличаются друг от друга?

Играем в игру “джигитовка”, в которой будем использовать… плетку. Выбираем водящего считалкой.

Эй, джигит, не зевай.
Кто водящий, выбирай!

Игра “Джигитовка”.

(На внимание, скорость, координацию.)

Описание: дети стоят по кругу, водящий в кругу с плеткой. Под музыку, дети двигаются по кругу поскоками, музыка заканчивается, дети останавливаются. Водящий протягивает плетку между двух игроков, те поворачиваются спиной друг к другу и бегут в разные стороны. Кто первый добежит до кнута, тот становится следующим водящим.

Хорошо у вас получается…

Вы знаете, что нарты выражали свою силу, выносливость и ловкость именно в играх, а не только в сражениях.

Какие осетинские игры вы знаете?

Я предлагаю вам игру, которая называется

“Бег к реке” (Донмæ дугъ).

Здесь, у нас, порядок строгий,
знают все свои места,
в две команды становитесь,
тра-та-та, да тра-та-та!

Описание игры:

На определенном расстоянии ставится емкость с водой и камнями разного цвета.

Чертится линия, за которой строятся 2 команды. По сигналу руководителя дети бегут к воде, достают камень определенного цвета и приносят на линию старта.

Какие ловкие ребята. Теперь предлагаю померится силами.

Игра “перетягивание” (Бæндæнæй хъазт)

Перетягивание каната.

Чтож, вижу вы сильные, ловкие, выносливые и очень дружные ребята.

Плеткой.

Кнутом.

Ехш.

Ответы детей.

Дети перестраиваются в две команды по цвету футболок.

 

А кто знает, чем заканчивались игры и состязания у нартов?

Как называется осетинский пир?

Какое осетинское блюдо обязательно стоит на любом праздничном столе?

А что означают три пирога?

Воспитатель:

Число 3 означает символически 3 стихии: солнце, земля, вода.

Пиром.

Ныхас.

3 пирога (слайд) Презентация

Три пирога – часть традиционного осетинского обряда, совершаемого в большие национальные или фамильные праздники. На стол подаются 3

пирога и произносят молитвы. А еще кладут 3 ребра от жертвенного животного.

А мне говорил мой прадедушка, что это прошлое, настоящее и будущее.

3-й Все пиры заканчивались традиционным массовым танцем “Симд” – который выражает рыцарство, чистоту чувств, мужество и благородство.

Танец.

Сослан:

Ребята, пора вам возвращаться из прошлого в настоящее и передать свои знания потомкам.

До свидания! (Уходит.)

(Пока дети танцуют, воспитатель выносит 3 пирога.)

Ребята подойдите ко мне, положите руки на плечи друг другу, улыбнитесь друг другу и передайте тепло своих сердец. Вы о многом сегодня узнали…и мы – взрослые для себя почерпнули немало интересного. Эти три пирога для вас. Приглашаем всех гостей на наш “Ныхас”.

Дети танцуют “Симд”

Дети прощаются с нартом Сосланом.

Дети идут в группу.