Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Проанализировать образ главного героя повести; выяснить отношение к нему автора; ответить на вопрос: как через главного персонажа повести раскрывается тема и идея повести.
  2. Развивать читательскую и литературоведческую компетенции учащихся: совершенствовать навык пересказа, развивать умение давать монологический ответ; работать с текстом художественного произведения; отвечать на проблемные вопросы; аргументировать свою точку зрения; видеть присутствие автора в произведении и правильно определять его позицию; определять тему и идею произведения. Развивать устную монологическую речь учащихся, умение анализировать, сопоставлять, развивать логическое мышление учащихся.
  3. Воспитывать любовь, уважение и сострадание к простому человеку, понимание его нужд, желание прийти ему на помощь в нужную минуту.

Домашнее задание к данному уроку.

  1. Прочитать повесть.
  2. Подготовить выразительное чтение по ролям диалога Башмачкина и Петровича.
  3. Подготовить монологические ответы на вопросы учебника под редакцией Г.И.Беленького или на вопросы, подготовленные учителем (задание по группам).
  4. Подготовить сообщение об истории возникновения замысла повести (индивидуальное задание).

Эпиграф к уроку:

“Идеал Гоголя скрыт в глубине души маленьких, обыденных людишек, жертв жизни… изображая низменное, он рисовал его, питая в себе и в читателе семена глубокой веры в человека. Таким образом. Гоголь преодолел, отменил представление о противостоянии идеала, поэзии, с одной стороны, – и быта, обыденного, обычных людей, “маленьких” людишек – с другой. Это и значило, что он открыл поэзию в действительности”.

Г.А. Гуковский.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания производится в ходе урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя.

Повесть “Шинель” завершает петербургский цикл Гоголя и является, пожалуй. Самой главной страницей в создании монументального образа Петербурга, “призрачного” Петербурга, противостоящего нормам человеческого существования.

Уже познакомились мы с повестями “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”.

Давайте вспомним, о чем они. Какие проблемы поднимает в них автор? (Ответы учеников.)

“Невский проспект” – гибель светлых надежд, возможности искренне любить для порядочного человека и торжество пошлости в образе Пирогова.

“Нос” – тема всевластия чина.

“Портрет” – проблема сущности и назначения искусства.

Повесть “Шинель” завершает сборник “Петербургские повести”.

Давайте познакомимся с жизненными источниками повести. (Сообщение ученика.)

“Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского (ружья французской фирмы Лепажа) рублей в 200 ассигнациями. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не нашел своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его “Шинель”.

П.В.Анненков “Н.В.Гоголь в Риме летом 1841года.” 1852 г.

Вы уже прочитали повесть. В чем отличие повести от реальной истории? Что изменил писатель? А вот зачем он это сделал, какой ракурс приобрела данная история в повести Гоголя, каким светом осветилась, мы и узнаем сегодня на уроке.

4. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня в центре нашего внимания главный герой произведения – Акакий Акакиевич Башмачкин. Мы должны с вами близко познакомиться с этим человеком и ответить на вопросы: почему трагична его судьба, кто в этом виноват, как относится автор к своему персонажу? Каковы тема и идея этого произведения, и как образ главного героя помогает ее раскрыть.

5. Объяснение нового материала с одновременной проверкой домашнего задания. Эвристическая беседа по повести. Образ главного героя.

Итак, начнем наше близкое знакомство.

Человек родился. Это всегда важное событие, во многом, как говорят современные ученые и философы, определяющее наш характер, нашу дальнейшую жизнь и судьбу.

– Как же происходит это важное событие? (Зачитать.)
– Какие эмоции, чувства вызвала у вас эта сцена? (Смех.)

Сцена комическая, абсолютно в духе Гоголя.

Итак, родился человек Акакий Акакиевич Башмачкин. Имя непривычное для русского слуха, даже нелепое. Да и фамилия тоже.

– Ваши ассоциации: каким должен быть человек, носящий такое имя и фамилию? (Смешен, нелеп, глуп.)
– Изменится ли ваше представление о таком человеке, если я скажу, что Акакий в переводе с греческого значит “незлобивый”? (Да.)
– Что это будет за человек? (Ответы учеников.)
– Но мало того, что он Акакий, он еще и Акакиевич. т.е. “незлобивый-незлобивый”. Почему два раза “незлобивый”? (Высшая степень незлобивости, почти уничижение.)
– А фамилия Башмачкин что говорит нам о герое? Какое отношение к герою чувствуется? (Пренебрежение. Ведь не Башмаков же!)

Унижение и пренебрежение окружающих – вот , что с рождения дало герою имя.

– Оправдал ли он свое имя дальнейшей жизнью? Каким стал взрослый Акакий Башмачкин?

А) Портрет (зачитать) ; роль портрета; что дает портрет для понимания характера персонажа?

Б) Характер героя и образ его жизни. (Пересказ.)

В) Отношение героя к работе. (Пересказ.)

Г) Отношение коллег к Башмачкину. (Пересказ.)

6. Обобщение рассказанного.

– Итак, какие качества характера вы нашли у Акакия Акакиевича? (Доброта, скромность, доведенная до самоуничижения, боязнь вышестоящих лиц, замкнутость, скудость интересов, неспособность логически мыслить, косноязычие.)
– Какой пример особенно подчеркивает его незлобивость? (“Я брат твой.”)
– Почему Гоголь называет его “вечным титулярным советником”?
– Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Жалость, сочувствие.)

Однако не все с вами согласны. Так революционный демократ и писатель Н.Г.Чернышевский хотел видеть Башмачкина решительным, восстающим против рабского состояния, человеком. Беспредельная покорность возмущала знаменитого писателя и критика. В своей статье “Не начало ли перемены?” он писал:

“Скажите же, пожалуйста: в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом. Ведь в самом деле Акакий Акакиевич был смешной идиот. Начальство давало мало жалования Акакию Акакиевичу; ему нельзя было давать больше. Он не заслуживал того, чтобы ему давали больше. Значительный человек прикрикнул на Акакия Акакиевича. Кто обязан слушать вздор, который и разобрать нельзя?

Видите ли теперь, Акакий Акакиевич имел множество недостатков, при которых так и ем, у жить и умереть, как он жил и умер. Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с этой целью. Зачем же Гоголь прямо не намекает на эту часть правды о нем, на эту невыгодную часть правды, выставленную нами? Все недостатки прячутся, затушевываются, замазываются…”

– Какие качества ставит в упрек герою Чернышевский? Согласны ли вы с ним? Почему?
– что сделало Акакия Акакиевича Башмачкина таким, каким он стал? (Условия жизни.)
– Откуда у героя такая любовь к буквам? (От одиночества. Они не обижали его, были единственными его друзьями).

7. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам предварительного домашнего задания (группового).

Причины косноязычия. Чтение эпизодаРазговор с Петровичем”.
– Какова роль его косноязычия? (самозащита).
– Ответим Чернышевскому. Почему Гоголь как бы отстраняет отрицательные качества героя, не делает на них акцента, а крупным планом дает душевную незлобивость, безропотность, терпение забитого жизнью бедняка?
– Как меняется тон повествования? Почему?

Итак. Герой полностью оправдал свое имя да фамилию тоже. Но произошло с ним странное событие. Когда? Как? (Когда решил сшить шинель.)

– Чем стала шинель в жизни героя? Почему? Докажите. (Произошли изменения в его поведении, внешности, речи, настроении.) Зачитать.

– И вот шинель сшита. Сослуживцы разделили радость Акакия Акакиевича и пригласили на вечеринку в его честь. И Акакий Акакиевич первый раз в жизни соглашается прийти и, может быть, первый раз в жизни выпивает бокал шампанского. Почему? (Чувствует себя человеком. Шинель сделала его человеком).

– Но радость , к сожалению, была недолгой, его ограбили. Исчезла новая шинель, на которую было потрачено столько сил, мечтаний и жизненной энергии. Меняется ли с этой потерей сам Башмачкин? Как?
– Почему в бреду “сквернохульничая”, Башмачкин постоянно обращается к “значительному лицу” (“ваше превосходительство”), а после смерти мьстит не грабителям. а генералу? (Генерал – истинный виновник трагедии. Это своеобразный, бунт, протест.)
– Тему “маленького человека” в русской литературе Достоевский. И другой “маленький человек” Макар Девушкин из повести Достоевского “бедные люди” рассуждал так:

“А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать так, чтобы шинель его отыскалась. Чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его добродетелях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что видите ли, как бы это было: зло наказано, а добродетель восторжествовала, и канцеляристы товарищи все бы ни с чем остались. Я бы, например, так сделал…”

– Почему Гоголь поступил иначе? (Не погрешил против жизненной правды.)

8. Итоги.

– Итак, реалистическая повесть. О чем она? Ее тема? (О жизни “маленького человека”.)
– Что значит выражение “маленький человек”?
– В чем его трагедия?
– Идея произведения?
– Почему повесть называется “Шинель”? В чем символический смысл названия?

9. Рефлексия.

Итак, начали мы со смеха, а закончили слезами. Все строки, посвященные тяжелой жизни Акакия Акакиевича пронизаны сочувствием к нему. Да. Есть и юмор, но это грустный юмор – смех сквозь слезы. Гоголь как бы обращается к нам с просьбой. С какой? (Поступай с другими так. Как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Обратимся к эпиграфу.

Актуальна ли повесть на сегодняшний день? Чему она вас научила, о чем заставила задуматься?

10. Домашнее задание.

На следующем уроке мы поговорим о других героях повести, в частности о “значительном лице”, о роли фантастики в повести . подведем итоги изучения творчества Н.В.Гоголя, его “Петербургских повестей”, подготовить ответы на вопросы к повести № 4.7, 10, 11, 13 (по уч. Беленького Г.И); образы чиновников, значительного лица (по учебнику Коровиной В.Я. )