Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию

Разделы: История и обществознание


Обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких наук: философии, экономики, психологии, социологии, политологии, культурологи, правоведения. Объем теоретического содержания курса основной школы относительно невелик, поэтому в итоговой аттестации выражена практическая составляющая – проверка умений, связанных с использованием знаний при анализе и оценке фактов и явлений социальной реальности.

Процедура Г(И)А в новой форме требует от выпускника особой стратегии деятельности: необходимо определить какие задания необходимо выполнить, рационально распределить необходимое время, спланировать работу. Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов. В том числе он может зависеть от уровня самооценки учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенная или заниженная самооценка) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно решить задания третей части, не доделав задания первой). Самоанализ своей деятельности влияет на ожидания ученика относительно определённого результата экзамена, способствует правильному планированию и распределению времени, т.е. выбору правильной стратегии работы на экзамене.

Таким образом, в период подготовки к экзамену необходимо:

  • Осваивать навыки работы с тестовыми заданиями и заданиями 3 части
  • Формировать у учащихся адекватную оценку знаний, умений, навыков их работы
  • Проводить коллективный и индивидуальный анализ затруднений при выполнении разного вида работ
  • Формировать индивидуальную стратегию работы в соответствии с возможностями и способностями каждого ученика

Следует отметить, что подготовка к экзамену должна быть систематической, а не фрагментарной. В гимназии создана, апробирована и много лет используется целая система по подготовке к экзамену по обществознанию. В нее входят:

Первый этап

  1. Изучение материала, которое осуществляется в рамках программы на уроках в соответствии с календарно-тематическим планированием. Опыт работы гимназии показывает, что не одно учебное пособие в полной мере не отражает весь материал, необходимый на ГИА, поэтому на уроках наряду с основным учебником и рабочими тетрадями следует использовать дополнительный материал, источники, информацию из СМИ и др.
  2. Контроль знаний по блок-модулям (сферам жизни общества). По итогам изучения блока материала (сферы жизни общества) целесообразно осуществлять контроль в виде тестирования на основе экзаменационных заданий частей А и В. Для удобства контроля учителем и учеником освоенности материала используется особая методика работы с кодификатором: все номера заданий теста распределены по пунктам кодификатора, после проверки работы учащиеся отмечают правильно выполненные задания, в результате становится понятно, какие элементы содержания успешно освоены, а какие требуют дальнейшего изучения или повторения. Данную методику можно применять и непосредственно перед экзаменом при повторении. Для выполнения этой работы учителем разработаны тестовые материалы по отдельным сферам жизни общества в двух вариантах.
  3. Индивидуальная корректировка работы по подготовке к экзамену. По результатам всех этапов работы и учителем совместно с каждым учащимся составляется план дальнейшей подготовки к экзамену, определяются элементы содержания в соответствии с кодификатором для более подробного повторения, рекомендуются дополнительные учебные пособия, осуществляются консультации.

Второй этап

1. Изучение структуры экзаменационной работы.

  1. Эта работа начинается с подробного изучения Кодификатора элементов содержания и Спецификации экзаменационной работы. Эти документы каждый год обновляются, поэтому знакомство девятиклассников с ними проводится во второй половине года.
  2. В процессе подготовки необходимо изучить инструкции, имеющиеся в экзаменационной работе. Это позволит отработать технологию записи ответов, внесения исправлений в ответы, контролировать работу по времени, правильно выполнять отдельные задания.
  3. Изучение и выполнение отдельных типов заданий. Эта подготовка осуществляется в соответствии с частями экзаменационной работы. Сначала учащихся знакомят с типами заданий и технологией их выполнения, затем им предлагаются для тренировки эти задания в разных вариантах. Учителем разработан пакет тестовых заданий по отдельным типам и сферам жизни общества в четырех вариантах.

2. Пробный ( тренировочный) экзамен. Данная работа позволяет учащимся получить представление об экзамене, оценить трудности, с которыми они могут столкнуться и рассчитать время работы, свои индивидуальные возможности и способности при выполнении разных типов заданий. Для анализа экзамена разработана компьютерная программа, позволяющая в полной мере оценить его результаты как по блок-модулям содержания, так и по отдельным типам заданий.

3. Индивидуальная корректировка работы по подготовке к экзамену. По результатам всех этапов работы и пробного экзамена учителем совместно с каждым учащимся составляется план дальнейшей подготовки к экзамену, определяются типы заданий работы для более тщательной проработки, рекомендуются дополнительные учебные пособия, осуществляются консультации.

В заключении хотелось бы отметить, что данная система, на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Представленная структура подготовки к Г(И)А отрабатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет. Она является наиболее оптимальной и успешной, что доказывают результаты Г(И)А: средний бал по экзамену на протяжении шести лет варьируется от 4,2 до 4, 8; с базовым уровнем справляются все выпускники, повышенный и высокий уровень выполняется на 65% – 75%.