Малая родина в лирике С.А. Есенина. Стихотворение "Я покинул родительский дом…"

Разделы: Литература


Работа учителя, проводимая до урока.

Перед изучением тем, требующих объяснения много непонятных для детей слов, просто необходимо провести заранее работу на понимание различных фраз, слов и выражений, с которыми учащиеся встретятся во время урока.

В творчестве С. Есенина много используется слов, характеризующих быт русского народа, фраз, которые употребляют только в деревнях, просторечных слов, архаизмов и историзмов. Эти слова и выражения используются автором для создания настоящего русского деревенского колорита . Такие выражения и слова могут быть не понятны детям. Лучше, если учитель их объяснит заранее, так он подготовит ребят к изучению творчества поэта. Какие-то слова и выражения объясняются заранее, а какие-то во время урока.

Такая работа проводится, если учитель хочет, чтобы ребята получили целостную картину от восприятия материала. Постоянное объяснение слов отвлекает учащихся от полного восприятия.

Перед уроком объясняются следующие слова и фразы:

“Малая” родина – часть территории России, на которой родился человек. Например, С.Есенин родился в селе Константиново. Для него родное село “малая” родина.

Хомутный запах дегтя” – хомут – часть упряжи, надеваемый на шею лошади; деготь – темный смолистый жидкий продукт с резким запахом, получаемый путем сухой перегонки дерева, торфа и каменного угля. Чаще всего деготь применяют для смягчения кожи, то есть в кожевенных мастерских.

Хомуты, обшитые кожей, пропахли дегтем

“Божница старая” – полка или киот с иконами

Поездки в “ночное”– лошадей пасут ночью

Автобиография – описание своей жизни

Разхлябанная колея – размытая от дождей канавка, углубление от колес на дороге.

Хлебная коврига – каравай, круглый хлеб

Земское училище – училище в сельской местности, которое содержалось на средства земства.

Земство – орган местного самоуправления в центральных губерниях дореволюционной России.

Земский начальник – должностное лицо из дворян, наделенное властью в уезде.

Село Спас-Клепики – ныне небольшой город, находится недалеко от Рязани.

Тема: “Малая родина в лирике С.А.Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Цели:

а) Обучающие. Познакомить учащихся с личной и творческой биографией С.А.Есенина; подготовить учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; формирование таких понятий, как “истоки поэзии”, метафора, эпитет, сравнение, мужская и женская рифмы, способы рифмовки, лиризм.

б) Развивающие (когнитивные). Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

в) Воспитывающие. Воспитывать любовь к родному краю через лирику С.Есенина, чувство патриотизма; любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С.Есенина.

Доминирующая цель: доказать, что детство поэта – исток его любви к родине.

Словарная работа: “дождь листьев” – листопад, “Русь голубая”, родимый край, лирика, “чувство родины”, истоки поэзии.

Знания на уроке: научить учащихся понимать лирическое произведение; обучение образному мышлению.

Литературоведческие понятия: эпитет, метафора, сравнение, типы рифм, способ рифмовки.

Оборудование: использование компьютерных технологий, создание мультимедийного фильма.

Методы и приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа лирического произведения, выразительное чтение.

Домашнее задание: выучить стихотворение “Я покинул родимый дом...”

Тип урока: чтение и анализ лирического произведения с элементами заочной экскурсии в село Константиново.

Класс: 5.

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока. Постановка целей урока: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с литературой 20 века. Поговорим о Сергее Александровиче Есенине. Представим с вами, каким он был человеком, познакомимся с поэзией, совершим заочную экскурсию в родное село поэта Константинове

Тема нашего урока звучит так: “Малая родина в лирике С.А.Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом...”.

– Как вы понимаете выражение “малая” родина?

В качестве эпиграфа я взяла слова самого поэта: “Чувство родины – основное в моем творчестве”. – Что значит “чувство родины”?

(Многие русские поэты в своем творчестве затрагивали тему Родины, но только для С. Есенина она была проникнута чувством, в котором смешалось все: любовь к родному краю; тоска по детству, переживание за судьбу своей страны.)

3. Заочная экскурсия в село Константиново:

– Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие на родину поэта С.Есенина, в село Константиново. Познакомимся с поэтом, его семьей. Это должно нам лучше помочь воспринять стихотворение, которое мы будем анализировать: “Я покинул родимый дом...”

Учитель: Две даты: (3 октября ) 1895 года. 28 декабря 1925 года. Первая – рождения, вторая – смерти Есенина.

Рязань, рязанская земля... Места эти – исконно русские, изначальные. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края. Одно из них – Константиново.

Константиново... Многим достойным людям оно было колыбелью, но только один из них сделал родное рязанское село известным во всем мире. Этот человек – Сергей Есенин. Он был “нежно болен воспоминаньем детства”. И в радости, и в печали, куда бы поэта ни забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулась к отчему порогу, к родным полям и пущам.

Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо, Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Это о селе, где родился и рос он “ мальчик... желтоволосый, с голубыми глазами”.

1-й ученик: С. Есенин говорил: “У меня отец крестьянин, ну а я крестьянский сын”. “Детство прошло среди полей и степей” Рязанщины. Любимые занятия мальчика: купание, поездки “в ночное”, сбор грибов, ягод.

До девяти лет “рос под призором бабки и деда” и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась. Отец его, Александр Никитич, жил в Москве, работал в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, – в Рязани, в прислугах. От деда – любовь к чтению, к церковным песням. Поэт написал в одной из автобиографий: “Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад”

В доме деда прошла лучшая, пожалуй, пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

Учитель: Исподволь открывался перед Сергеем чудесный и таинственный, полный многоцветных красок и живых звуков мир. Удивительное попадалось на каждом шагу.

Ночью, при тихой погоде, луна стояла в воде. Когда лошади пили, казалось, они вот-вот выпьют и луну. Сосна возле лесной дороги была похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится... Курчавое облако напоминало барашка, луна – хлебную ковригу, а звезды – белокрылых ласточек...

Позже он напишет о родных местах:

О край разливов грозных
И тихих вешних сил.
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.

2-й ученик: Образование С. Есенин получил сначала в Константиновском четырехгодичном училище, затем в 1909 году поступил в учительскую школу, которая находилась в селе Спас-Клепики. К годам пребывания в этой школе (1909-1912) Есенин и относит начало своего “сознательного творчества”

Учитель: Заглянем в дом С.Есенина. Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу – иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в малой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С.Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Но пора детства всегда когда-нибудь заканчивается. У С.Есенина она закончилась в 1912 году, когда поэт переехал в Москву.

4. Физкультурная минутка.

– Ребята, вы посмотрели фильм. Глазки ваши устали. Давайте закроем их и поведем влево, а потом вправо, затем вверх и вниз. Представим с вами все то, что увидели и услышали сейчас на уроке. Сядьте ровно. Ваши глазки отдохнули? Значит, мы продолжаем наш урок

5. Проверка восприятия рассказанного учителем.

– Назовите годы жизни поэта?
– Где родился С.Есенин? Расскажите о детских годах поэта?
– Что является основой творческого вдохновения для поэта, откуда он черпал силы?
– В каком году поэт переехал Москву?
– А теперь давайте прочитаем стихотворение С.Есенина “Я покинул родимый дом...” и проанализируем его.

6. Первичное чтение стихотворения. Читает учитель.

С.А. Есенин.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

1918.

7. Первичное восприятие. Работа над выразительным чтением.

– Прочитайте стихотворение про себя
– Кто прочитает мне стихотворение? (учитель спрашивает хорошо читающего ученика)
– О чем это стихотворение?

8. Чтение и анализ лирического произведения.

– Давайте вчитаемся в это стихотворение.

Вопросы.

– В каком году написано стихотворение?
– Сколько лет было Есенину в этом году?
– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?

(В 1918 году С. Есенину было 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.)

– Давайте с вами посмотрим, какие события произошли в России за это время. (Через проектор пропускаются даты: 1914, 1917, 1918.) Учитель объясняет даты.

Рассказ учителя.

1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.

Вопрос.

– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(События, происходившие в России, заставили поэта воспринимать свою малую родину как сказочную землю, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.)

Детальный анализ.

– Перечитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь

Вопросы:

– Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый?

Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.

– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году? (Русь для поэта – это древняя рязанская земля.)
– Почему поэт называет Русь голубой? (Образ голубых небес). Как называется прием, который использует автор? (Эпитет.)
 

– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Вопросы:

– Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

Чтение 5– 6 строки стихотворения:

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

Вопросы и задания:

– Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится? (Метафора.)
– Что обозначает она? (Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой.)
– Почему вода называется тихой? (Нет ветра.)
– Прочитайте 7 и 8 строки стихотворения:

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Вопросы:

– Какой прием скрыт в этих строках? (Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.)
– Прочитайте 9 и 10 строки стихотворения:

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

– Как вы понимаете строку: “Долго петь и звенеть пурге”?

(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

– Читаем следующие 2 строки:

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?

(Ее стережет клен – излюбленный образ поэта. Он является олицетворением русской деревни для поэта, а для него образ клена – это причастность к народной поэзии.)

– Читаем предпоследние две строки:

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь...

– Как вы понимаете фразу: “Тем, кто листьев целует дождь”? (“Дождь листьев” – листопад.)
– Какой перед нами клен? (Осенний.)
– Читаем последние строчки стихотворения:

Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож

– А вы знаете Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. (Оттого клен на него похож головою.)
– Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? (Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына.)

Перед нами вновь образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе.

– Определите, какие рифмы использует поэт, способ рифмовки (мужская, перекрестная).
– Прочитайте еще раз стихотворение. Попробуйте передать правильную интонацию стиха.

8. Итог:

– Творчество и личность какого поэта мы с вами сегодня затронули?
– Что вы узнали о С.А.Есенине, его детстве, семье, “малой родине”?
– Что является “истоком поэзии” и вдохновением у С. Есенина? (Его “малая” родина.)

Перепутать С. Есенина с каким-нибудь другим поэтом невозможно. Только у этого поэта нет “темы родины”, а есть “чувство родины”. Именно это “чувство родины” делает Есенина истинно национальным поэтом.

Мы начали свой урок со слов Есенина. Закончить я тоже хочу его словами: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”.

9. Рефлексия

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, проанализировали стихотворение.
– Вам понравился наш урок?
– Не спешите отвечать. Подумайте, что получилось на уроке, а что нет. Какую оценку вы можете поставить себе за работу на уроке? А какую оценку нашему уроку?
– Я предлагаю вам необычное задание, которое поможет оценить нас и наш урок. У вас на партах лежат три кленовых листочка: красный, желтый, зеленый. Вы должны выбрать один из листочков, именно он будет оценивать наш урок. Если вы выберете красный листок, то вам все понравилось, и вы оцениваете урок на пять баллов. Если вам что-то не понравилось, то значит ваш листик желтый. Он будет оцениваться на 4 балла. А если вам наш урок не понравился, то выберете зеленый листик. Урок оценивается всего лишь на 3 балла. Прикреплять наши листочки мы станем на наше “голое” дерево, которое стоит в вазе.

10. Домашнее задание. Выучить стихотворение С.Есенина “ Я покинул родимый дом...”

Литература:

  1. О.А. Еремина Уроки литературы в 5 классе, М., “Просвещение”, 2008 г.
  2. С.И.Ожегов Словарь русского языка, М., “Русский язык”, 1990 г.
  3. Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская Словарь устаревших слов, М., “Дрофа”, 2005 г.