Семья в мире эмоций

Разделы: Работа с дошкольниками


Осуществляя свою педагогическую деятельность, как педагог-психолог отмечаю следующее: Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком эмоционального неблагополучия ребёнка, о неправильном поведении родителей, незнании ими психологичеких особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей. Опыт моей работы показывает, что с каждым годом детей с тревожными состояниями становиться, все больше. Эффективность помощи педагога-психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает ребенку жить, взаимодействовать с окружающими людьми.

Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательных учреждений, в которое попадает ребёнок. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста. Созданный мною проект ориентирован на просвятительскую работу педагогов-психологов в дошкольных учреждениях со всеми участниками воспитательного образовательного процесса (воспитатели, родители).

Тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Тревожных детей чаще всего не видно в группе, они послушны и выполняют просьбу взрослого. Многие считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении. Тревожный ребенок не отвечает на занятиях, даже если и знает ответ на вопрос, проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы личности ребенка.

Проводя анализ своей профессиональной деятельности, пришла к выводу, что рост таких детей увеличивается с каждым годом и работа с ними должна простраиваться совместно с родителями. Поэтому мной был разработан и проект - “Семья в мире эмоций”

Разработка проекта началась с подготовительного этапа:

- Обследование эмоционально-волевой сферы детей;

- подготовка материала информации для родителей

Второй этап проекта был направлен

- Составление план реализации проекта

- Составление тематического планирования (совместные мероприятия)

Третий этап является реализация проекта

Целью проекта - организация работы по профилактике возникновения тревожности у детей дошкольного возраста через построение работы с родителями.

Реализуя проект, ставлю перед собой следующие задачи:

- Простроить комплексную просветительскую деятельность в образовательном учреждении, работая в модели “родитель – педагог – психолог” по профилактике тревожности и застенчивости.

- Ознакомить родителей с эффективными методами и приёмами работы по профилактике тревожного состояния у детей.

Основные направления:

- Повышение психолого-педагогичекой компетенции родителей;

- Проведение диагностики, консультирования, письменных рекомендаций (буклеты, мини газеты, стендовые консультации, мультимедийные презентации, видеофильмы, круглые столы, родительские конференции).

Цель: развивать навыки эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми по средством мини-лекции, игр и практических упражнений.

Приветствие.

Игра “Карусель”. Участники (воспитатели, родители, психолог), образуя два круга – внешний и внутренний, встают парами, левым плечом друг к другу. По сигналу психолога оба круга начинают двигаться в противоположные стороны. По следующему сигналу останавливаются и поворачиваются лицом в круг, образуя пары, протягивая друг другу правую руку, пожимают её и произносят любую приветственную фразу, комплименты и т. д.

Мини-лекция “Что такое тревожность”.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любой деятельности.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причину возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван следующими факторами:

Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями и детским садом или школой.

Неадекватными требованиями (чаще всего – завышенными).

Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога и родителей передается ребенку. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами.

Практическое задание “Портрет тревожного ребенка”.

Обмен опытом педагогов и родителей. Обобщение психолога: “Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Такие дети и впрямь думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, сердцебиение и др.”

Мини-лекция “Как выявить тревожного ребенка”.

Прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасение, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника.

Далее идет работа участников тренинга с анкетами-опросниками – разбор вопросов, признаков тревожности, ответы психолога на вопросы.

Критерии выявления тревожного ребенка
(Бейкер П., Алворд М.)

№ п/п Ребенок Да Нет
1. Испытывает постоянное беспокойство    
2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо    
3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)    
4. Раздражителен    
5. Имеет нарушения сна    

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из перечисленных критериев постоянно проявлялся в его поведении.

Игра “Кенгуру”.

Участники делятся на пары. Один из них – кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба берутся за руки.

Задача: не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до психолога, попрыгать вместе и т. д.

На следующем этапе участники меняются ролями, а потом партнерами

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

Затем они обсуждают область применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована в работе с тревожными детьми.

Мини-лекция “Как помочь тревожному ребенку”.

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

  • Повышение самооценки.
  • Обучение умению снимать мышечное напряжение.
  • Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Состояние тревоги, как правило, сопровождается мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожными детьми особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений с тревожными детьми).

Практическое задание “Как играть с тревожными детьми”.

Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут выполняет практическое задание и составляет список игр из своей практики, наиболее эффективных при работе с тревожными детьми.

Обсуждение, выработка основных принципов подбора игр (психолог предлагает игры, если участники их не называют).

Упражнение на релаксацию.

Проигрывается любое предложенное упражнение, игра из опыта работы воспитателей или психолога.

Обратная связь.

Подведение итогов. Участники тренинга передают по кругу мяч и отвечают на вопросы:

- Чем для вас была полезна данная встреча?

- Какие конкретные приёмы вы будете использовать?

- Ваши пожелания.

10. Домашнее задание:

- изготовить стенды повышения самооценки: “Цветик-семицветик”, “Звезда недели”, “Мы сегодня” (воспитатели, специалисты ДОУ);

- заполнить анкеты по выявлению тревожных детей (родители).

Анкета по выявлению тревожного ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.,1992)

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения либо “да”, либо “нет”.

№ п/п Ребенок Да нет
1. Не может долго работать не уставая    
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то    
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство    
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован    
5. Смущается чаще других    
6. Часто говорит о возможных неприятностях    
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке    
8. Жалуется, что снятся страшные сны    
9. Руки обычно холодные и влажные    
10. Нередко бывает расстройство стула    
11. Сильно потеет, когда волнуется    
12. Не обладает хорошим аппетитом    
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом    
14. Пуглив, многое вызывает у него страх    
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается    
16. Часто не может сдержать слезы    
17. Плохо переносит ожидание    
18. Не любит браться за новое дело    
19. Не уверен в себе, в своих делах    
20. Боится сталкиваться с трудностями    

Суммируйте количество ответов “да”, чтобы получить общий балл тревожности.

  • Высокая тревожность – 15-20 баллов
  • Средняя – 7-14 баллов
  • Низкая тревожность – 1-6 баллов

Перспективный план работы с родителями, направленной на профилактику тревожности у детей.

Название и тема мероприятия Месяц Ожидаемый результат
1 Круглый стол (обсуждение результатов первичной диагностики по тревожности) Сентябрь Ознакомить родителей с результатами диагностики, представить план работы на учебный год.
2 Мультимедийная презентация “Что такое детская тревожность, детские страхи?” Октябрь Дать представление родителям об эмоциональном состоянии детей, испытывающих тревожное состояние, и причинах, вызывающих такое состояние.
3 Мини-стенгазета “Проявление тревожности у детей” Ноябрь Повышение психологической компетенции родителей, направленной на обучение эффективным способам общения с ребенком.
4 Семинар-практикум “Как помочь ребенку?”

(Представление видеоматериала по содержанию игр и упражнений с тревожными детьми).

Декабрь Представление опыта работы педагога с детьми.
5 Проведение родительского собрания (сообщить родителям о динамическом развитии у детей).

Инсценировка сказки “Три подружки”

Январь Представить родителям результат коррекционно-развивающих занятий с детьми.
6 Неделя психологии (рисунки я и моя семья, посещение занятий) Февраль Изучение по рисункам межличностных отношений в семье ребенка
7 Мини-тренинг на тему “Как вырастить ребенка счастливым” Март Представление родителям практических советов, по общению с детьми
8 Проведения анкетирования “По семейному воспитанию ребенка”, (выдача буклетов по азбуке общения с детьми). Апрель Определение стиля воспитания в семье
9 День Открытых дверей. Подведение итогов по теме: “Какими стали наши дети”. Май Проведения итогового родительского собрания, представления родителям результатов заключительной диагностики и динамики развития их детей

Список литературы.

  1. Александровна Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста: Учебено-методическое пособие.Ч1. - М., 2001г.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседлевый ребенок.- М., 2001г.
  3. Заваденко Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.,1984г.
  4. Катаева Л.И.Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М.,2000г.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославаль, 1997г.