Урок развития речи по теме "Стилистическая роль определений (эпитет)". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока: 

  • совершенствование речевых  умений и навыков;
  • развитие устной и письменной речи, творческих способностей учащихся;
  •  обогащение словарного запаса учащихся новыми словами и выражениями;
  • развитие умений учащихся обобщать полученные знания;
  •  овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
  • приобщение  детей к поэзии;
  • воспитание бережного отношения к природе.

ХОД УРОКА

Начало урока. Организационный момент.

Учитель включает музыкальный фрагмент

 Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок развития речи.

Заранее подготовленная ученица  читает наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Учитель:  Да, ребята, прекрасные стихи об осени созданы великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Какого высочайшего мастерства достигает он, изображая своё любимое время года. Всем известно, что золотая осень вдохновляла мастера на создание шедевров. И так хочется сказать: « И мир живёт, пока в том мире живы твоей души прекрасные порывы». Очень умело поэт вводил в свои стихотворения различные эпитеты, т.е. красочные определения. Итак, повторим, что же такое эпитет.

Ученица зачитывает словарную статью из толкового словаря С. Ожегова.

Эпитет – в поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности и выразительности.

Учитель: Совершенно верно. Можно сказать, что эпитет – это оценивающее определение. Итак, сегодня мы поговорим об определениях и их роли в художественных произведениях, особенно в поэтических текстах. Запишем тему урока в тетрадь (учащиеся записывают). Целью нашего урока является наблюдение над ролью определений: почему именно это определение из многих возможных выбирает писатель, какое настроение с помощью них он передаёт.
Тема нашего урока: « Стилистическая роль определений». Вспомните, пожалуйста, ребята, известные вам стили речи.

Ученик.  Существуют следующие стили речи: научный, научно-популярный, публицистический, разговорный, официально-деловой и художественный.

Учитель. Верно. А как вы думаете, ребята, в каждом ли стиле речи будут употребляться определения?

Ученик. Да, я думаю, в каждом, т.к. оценочная характеристика предмета или его точная характеристика уместна в любом из стилей.

Учитель. Совершенно верно. А одинакова ли их роль, скажем, в художественном, научном или деловом стилях?

Ученик. Я думаю, не одинакова. В художественном и публицистическом стилях   определения чаще всего выступают в роли эпитетов, чтобы эмоциональнее воздействовать на наш внутренний мир, наши чувства. Ведь художественный
стиль – это прежде всего выразительность, богатство языка и образность. А в научном и деловом стилях роль определений, я думаю, другая. Так как научный и деловой стиль – это точность, правильность, термины, особые стандарты, то и определения служат в них для точного и отличительного признака того или иного предмета.

Учитель.  Верно, молодец. На нашем сегодняшнем уроке мы подробнее остановимся на роли определений в художественном стиле. Запишем отрывок из стихотворения С.А.Есенина

(Ученица работает на доске).

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Учитель. Проведём лингвистический анализ текста, повторим некоторые теоретические сведения.

1) расставьте знаки препинания, объясните пунктуацию;
2) произведите синтаксический разбор предложения;
3) чем выражены главные члены предложения, дополнения, определения;
4) выпишите все словосочетания со способом связи: согласование, управление,
примыкание;
5) найдите определения и определите их роль в тексте. Какую картину они помогают нарисовать? (Размышления поэта о смысле жизни, мотив увядания)

Учитель. А теперь самостоятельно запишите следующее предложение и выполните те же задания.

Тихо шуршат под ногами опавшие листья, и ещё безмолвнее кажется осенний лес.

Ученики выполняют работу в тетрадях.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам, ребята, понаблюдать над стилистической ролью определений в следующих отрывках:

1) ученик читает наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё, –  простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.

Учитель. Назовите определения. Какое настроение передаёт поэт с помощью них?

Ученик. Чистоту и свежесть осеннего воздуха, простор, умиротворённость, размеренность жизни, описывает красоту этой дивной поры.

Учитель. Великий лирик Тютчев помогает нам услышать звуки осени, почувствовать настроение светлой и лёгкой грусти. А слово «хрустальный» передаёт не только зрительные ощущения, но и слуховые – тихий, мелодичный, музыкальный. Об эпитете «праздный» в этом стихотворении великолепно сказал Л.Н.Толстой: « Слово «праздный» как будто бессмысленно, и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом
сразу сказано, что работы кончены, всё убрали, и получается полное впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи…»

2) ученица читает наизусть отрывок из стихотворения И.А.Бунина:

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной,
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Ученик. Лес увядает, готовится к зиме, автор выразительно изобразил межсезонье, переход к зиме.

Учитель. А вот, ребята, строчки из других стихотворений И.А.Бунина об осени «Листопад» и «Осыпаются астры в садах». Какова роль этих определений?

Сумрак озябшего сада, осеннее молчание, в молчаливой старой аллее, в сребристом тумане, сыплются листья дождём золотым и т.д.

Ученик. Бунин использует данные определения, чтобы изобразительно описать приметы осени, её изменения, а также передать настроения людей.

Учитель. Ребята, давайте запишем несколько красочных определений об осенней поре.
(записываем в тетрадь: таинственная, туманная, чудесная, грустная, ненастная, багряная, грустно-сиротеющая, увядающая, серебряная, строгая, робкая, нарядная, благородная.)
Объясните орфограммы.

Учитель. Велика роль определений-эпитетов среди других выразительных средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальный признак предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологизмами относят к золотому фонду национального языка. Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами.( Из словаря эпитетов русского литературного языка под редакцией Горбачевич К.С. и Хабло Е.П. , Л., 1979г.)
Записываем название словаря.

Учитель. А сейчас выполним творческое задание. У вас на партах лежат листочки, в которых содержатся отрывки из стихотворений. Попытайтесь сейчас в течение нескольких минут вписать вместо точек подходящие по смыслу определения. А затем мы сравним с оригиналом (ребята работают).

1) Есть в светлости осенних вечеров
…, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерев,
…   листьев томный, … шелест.

2) Редеет облаков летучая гряда.
Звезда …, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил … равнины,
И … залив, и …  скал вершины.

3) Ворох листьев …  всё сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пылает костёр.
Пышет пламя в лицо, …дым на ветру развевается,
Затянул весь лесной косогор.
Лес гудит на горе, низко гнутся берёзы …,
Меж стволами качается тень.
Блеском, шумом листвы наполняет леса …
Этот …, ветреный день.

Ответы:

1) умильная, багряных, легкий
2) печальная, увядшие, дремлющий, черных
3) сухих, теплый, ветвистые, золотистые, солнечный

Учитель. Но не только трогательные стихи созданы об осени, о ней также написаны замечательные картины. А сейчас, ребята, поговорим об «осенних» картинах И.Левитана. Обратите внимание на доску (на доске развешены картины)

Ученик,  заранее подготовивший сообщение. Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы яркие, густые цвета, смывала дождями зелень. Краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся и воздух. Он был чище, холоднее.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.
На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. Всё это давалось художнику не только силой таланта, но и беспрестанным трудом.

Учитель. Спасибо. А сейчас мы обязательно должны поговорить о том, что не каждое определение – эпитет. Например, деревянная кровать, серебряная ложка, заячья лапа и т.д. Это логические определения. Но эти же самые определения могут нести смысловую и эмоционально-экспрессивную окраску, если мы их отнесём к другим предметам: деревянное лицо, серебряный ручей, заячья душа. Это уже оценочные определения – метафорические эпитеты.
Ребята, продолжите эту работу. Что может быть лебединым, медвежьим, волчьим?

Лебединый пух – лебединая верность, походка, осанка
Медвежья берлога – медвежья услуга
Волчье логово – волчий аппетит

Учитель. Согласованные определения в отличие от несогласованных обозначают более общий признак предмета (березовая роща, весенняя капель). Несогласованные – более конкретный признак предмета. Например,

По принадлежности – дом лесника
По деталям – девочка в куртке
По качествам – олень с ветвистыми рогами
По материалу – платье из шерсти
По составу – стая лебедей
По назначению – ваза для цветов и т.д. (запись)

Обозначая таким образом конкретные признаки, несогласованные определения не отличаются образностью, за исключением немногих ( нос картошкой, рот до ушей).
И лишь в распространённых несогласованных определениях пояснительные слова придают яркость, живость и образность описанию. Они так же, как и согласованные определения, употребляются в художественном стиле.

Итог урока

Учитель читает отрывок из книги В.Пескова « Шаги по росе».

Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру.
Прошли двое. Волосы тронуты инеем. Может, в этом парке и решили они идти по жизни вот так рядом. Падают листья.
Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами. Ссорятся из-за самых красивых огненных листьев. В руках у мальчишек, у каждой девчонки букет. Как же снять, как поймать это дыхание осени?
Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полёт сопровождает тихая музыка. Бом-бом! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке.
Один ли я слышу?
Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает хоровод. Вспоминаю: скорее, скорее снимать! Поймать хоть отрывок музыки листопада.

Учитель. Да, так хочется снять на плёнку это удивительное время года, чтобы остановить его мимолётность и продлить очарование.

Домашнее задание:

1) Написать сочинение-описание любой понравившейся «осенней» картины.
2) Выписать из художественной литературы (стихи, проза) 3-4 отрывка – описание дождя, в которых встречаются определения. (К.Симонов, И.Бунин, И.Тургенев, К.Паустовский и др.)