Урок математики с элементами экономики

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема урока. Меры стоимости. Все действия с мерами стоимости.

Тема задач: «Бюджет – подсчет общего дохода  и расхода в семье».

Цель урока:   познакомить с основными статьями доходов и   расходов семейного бюджета. Закрепить навык  действий с мерами стоимости.

Задачи урока:

  • Закрепить умение выполнять все дей­ствия с мерами стоимости, выражать меры стоимости в виде деся­тичной дроби.
  • Корригировать  аналитическую функцию  мышления   
  • аналитико-синтетическим методом, активизировать мыслительную
  • деятельность посредством смены видов деятельности.
  • Воспитывать и прививать навыки экономного  ведения домашнего
  • хозяйства, здорового образа  жизни.

Задачи социальной адаптации: знакомить с основными статьями  доходов и расходов семейного бюджета, учить разбираться в  структуре семейного  бюджета.  Повторить и закрепить матема­тические знания,  которые дадут возможность научиться планиро­вать бюджет, определять финансовые возможности семьи.

Оборудование:  мультипроектор, ноутбук, презентация (Приложение 1),  рабочие листы, калькуляторы, ручки, карандаши.

Экономические термины: доходная часть бюджета, расходная   часть бюджета.

Тип урока: интегрированный.

ХОД УРОКА

I. Организация урока

Психологический настрой учащихся на восприятие учебного материала (Дыхательная гимнастика). Сообщение темы и цели урока. (Приложение 1. Слайд 1).

II. Основная часть урока

Записать дату, фамилию, имя,  (в рабочих листах). (Слайд 2)

III. Актуализация знаний

1. Запомни и зарисуй. В течение 3 сек. смотреть на символы, а затем по памяти воспроизвести в рабочих листах (Слайд 3).

2. Краткая беседа на социальную тему задачи

Учитель: «На уроке СБО вы знакомились с понятием "бюджет семьи", узнали, из чего  складывается бюджет. Чтобы экономно вести хозяйство, каждой семье необходимо знать общий доход семьи, и на что тратятся деньги семьи. Сегодня мы будем решать задачи на эту тему. Для этого, мы повторим арифметические дей­ствия с мерами стоимости».

3. Считаем устно. (Слайды 4-10).

4. Актуализация знаний

Выразить именованное число в виде десятичной дроби: (Слайд 11).

1 р. 92 к. =
80 р. 10 к. =
69 р. 3 к. =
50к. =

5. Изучение нового материала

Рассказ учителя. Бюджет представляет собой таблицу, в одной части которой указаны денежные доходы, а в другой расходы за этот же период времени. Бюджет составляется для того, чтобы заранее знать источники доходов и направления расходов  и  достичь  их соответствия. В семье бюджет обычно составляют на месяц.
 Как вы думаете, из чего складывается доход и расход семьи?

(Учащиеся высказывают свою точку зрения). (Слайд 12)

6. Работа с таблицей «Семейный бюджет» (Слайд 13)

На доске: Зарплата – 7500р, пенсия – 4800р, питание – 7000р,
квартплата – 3650 р, стипендия – 500 р, пособие – 209 р, транспорт – 340 р, мед. нужды – 739 р, премия – 600 р, одежда – 1880 р, сигареты – 220 р. (Распределить в таблице статьи доходов и расходов посчитать баланс).

Доходы Руб. Расходы Руб.
Зарплата 9800 Питание 8200
Пенсия 5600 Квартплата 3670
Стипендия 500 Транспорт 457
Пособие 297 Медицинские нужды 1620
Премия 600 Одежда 2850
    Сигареты 280
Итого 16797 Итого 17077

(Слайд 13).

Вывод: Расходы превышают доходы на 280р. Бюджет – дефицитный.

Учитель: Что можно сделать, чтобы сбалансировать доходы и расходы? (Уч-ся дают свои ответы – экономить на стоимости продуктов и одежды ходить пешком,экономнее расходовать электроэнергию, воду и газ, отказаться от курения и т.п. ).

Учитель: Чтобы уравновесить баланс достаточно не тратить деньги на сигареты. Избавитесь от ненужных расходов, и сохраните своё здоровье.

7. Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. (Слайды 14-26).

III. Закрепление изученного

1. Письменная работа. (Самостоятельно по группам). (Слайд 27)

Проверка самостоятельной работы. (Слайды 28-30)

2. Вычеркнуть лишнее слово, обосновать своё решение. (Слайды 31-33)

1) зарплата, квартплата, пенсия
2) вклад, сбережения, заём
3) аренда, премия, стипендия

3. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

–  Как называется денежная помощь государства тем, кто учится?
–  Плата за труд – это…?
–  Как называется денежная помощь государства инвалидам и пожилым людям?
–  Как называется денежная помощь государства мамам маленьких детей?
–  Дополнительная плата за хорошую работу – это…?
–  Перечень всех доходов и расходов семьи – это…?

Выполнить работу самостоятельно на индивидуальных картах. (Слайд 34).

 4. Беседа по вопросам

–  Из чего состоит бюджет семьи?
–  Что включает в себя доходная часть? – расходная часть?
–  Как можно увеличить доходную часть бюджета?
–  Как можно увеличить зарплату? (Время, качество).
–  Влияет ли экономное ведение домашнего хозяйства на увеличение доходов?
–  Может ли здоровый образ жизни помочь увеличить доходную часть бюджета?

IV. Итог урока

  1. Оценка знаний и активности обучающихся.
  2. Установка на практическое применение полученных знаний.
  3. Домашнее задание. (Слайд 35)
  4. Рефлексия. (Слайд 36).
  5. Как вести себя на перемене. (Слайд 37).
  6. Урок окончен. (Слайд 38).

Приложение 2