Подвижные игры в работе педагога-психолога при коррекции нарушений поведения и развития у детей с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Мне хочется рассказать об использовании подвижных  игр в коррекции нарушений поведения и развития при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Я работаю  педагогом-психологом в детском саду компенсирующего вида, мой контингент это дети с задержкой развития и дети с тяжелыми нарушениями речи. При анализе данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с нарушениями речи (Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),  отмечаются следующие особенности  их психического развития:       

  • Недостаточность базового слухового восприятия.
  • Недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного
  • Бедность и недифференцированность зрительных представлений.
  • У детей с ОНР снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
  • Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, низкой распределяемостью и переключаемостью.
  • Недостаточная самоорганизация речевой деятельности Дети часто меняют последовательность предложенных заданий и опускают некоторые их элементы, забывают трех-четырехступенчатые инструкции.
  • Соматическая ослабленность.
  • У части детей с ОНР отмечается замедленное развитие локомоторных функций. Плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения.
  • Отмечается общее недоразвитие мелкой моторики.
  • У части детей отмечается е недоразвитие коммуникативных навыков.
  • Повышенная тревожность, нарушение в формировании самооценки и самосознания.

Естественно встает вопрос: «Каким образом можно корректировать подобные нарушения, чем может помочь психолог в этой работе?». Я стараюсь в своей работе использовать игру. Почему выбрана именно игровая форма проведения занятий? В трудах психологов советского периода убедительно показаны  роль и значение игры в жизни дошкольников, являющейся в этом возрасте ведущей деятельностью. Л.С.Выготский рассматривает игру как обучение, осуществляемое в адекватной для ребенка форме. Причем сначала в игре более высокий уровень развития психики и сознания возникает в виде зоны ближайшего развития, а затем уже становится уровнем актуального развития. «...В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним уровнем». Психика ребенка-дошкольника развивается в игре, поскольку именно игра создает зоны ближайшего развития. В игре, благодаря игровой мотивации развиваются: функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, функция планирования, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчинятся правилу. В игре начинает развиваться произвольное управление психическими процессами. Все это, возникнув в дошкольном возрасте в игре в зоне ближайшего развития, в младшем школьном возрасте будет способствовать дальнейшему интеллектуальному росту ребенка и станет уровнем его актуального развития.

К сожалению, современные дети играют меньше, а игра часто не достигает своего высшего уровня, что сказывается и на общем уровне развития детей. Наших детей нужно учить играть и учить в игре. Обязательным элементом  моих занятий является подвижная  игра.

Подвижная игра – это мощный инструмент, позволяющий без больших усилий, «играючи» решать множество психокоррекционных задач.

Во-первых, в подвижной игре,  происходит социализация ребенка, развиваются его коммуникативные навыки. В подвижную игру невозможно играть в одиночку, это действие коллективное, нужно действовать, подчиняясь правилам, учитывать мнение и желания  других детей.

Прежде, чем начать игру, нужно договориться, созвать детей, вспомнить или придумать правила, выбрать ведущего, обсудить порядок действий, вспомнить считалку. Уже по ходу игры часть возникают конфликтные ситуации, которые необходимо решить, и решить желательно мирно, иначе игра может прерваться или вообще не состояться. И дети учатся договариваться, учатся продуктивно разрешать конфликты. Внимательный и грамотный  педагог может исподволь, незаметно руководить процессом, подсказывая варианты решений конфликтных ситуаций. Он может подсказать робкому неактивному ребенку считалку и помочь в распределении ролей. Ребенку гиперактивному, невнимательному, с трудом выполняющему правила, поможет быть судьей или ведущим, а уж судья должен знать все правила и требовать их соблюдение от других детей,  да заодно и от себя тоже. Таким образом, в подвижной игре совершенствуются коммуникативные навыки, корректируются личностные особенности ребенка, формируется детский коллектив. Помимо всего прочего, в игре ребенок учится проигрывать. Это очень трудно, но, безусловно, совершенно необходимо в дальнейшей жизни.

Во-вторых, в процессе подвижной игре развивается произвольность, та самая произвольность, которую мы стремимся развить и без которой невозможно начало школьного обучения. К сожалению,  у детей с речевыми нарушениями она формируется значительно позже. А в подвижной игре происходит замечательный тренинг произвольности. Ведь это так сложно для ребенка замереть по команде «замри», а ребенок замирает, так трудно ждать команды, по которой нужно начать движение, а ребенок ждет, так хочется открыть раньше времени глаза, но он не открывает. В подвижной игре, как ни в какой другой деятельности ребенок обучается действовать по правилам, по инструкции, подчиняться им. Ведь если ты нарушил правило – выбежал за пределы площадки, пошевелился по команде «замри», ты выходишь из игры, игра для тебя уже закончена. Нарушает ребенок правило, а дети, играющие с ним, не дают этого сделать, а следующий раз он уже и сам будет стараться не нарушать их.

Развивается в игре произвольное внимание и слуховое восприятие. Ребенку нужно внимательно слушать и услышать сигнал ведущего к началу игры, нужно выполнять одновременно или последовательно различные движения, нужно соблюдать одновременно несколько правил.

Очень хороши подвижные игры в коррекции поведения гиперактивных расторможенных детей. У таких детей произвольные процессы формируются со значительным (до 4-х лет) отставанием от возрастной нормы. Для таких детей особенно желательно использовать подвижные игры в коррекционном процессе, так как они позволяют тренировать произвольность без снижения двигательной активности. Хороший результат в работе с такими детьми дают игры с ограничением или изменением вида движения по словесному сигналу («Замри», «День и ночь», «Земля, воздух, вода»). Хорошо помогают игры, где победа достается не первому, а последнему, пришедшему к финишу («Медленная черепаха»). При систематических играх с такими детьми становится видно, как расторможенный, невнимательный ребенок, ребенок, который практически не реагирует на замечания, не соблюдает правила, начинает слышать сигналы, пытается выполнять правила, начинает соотносить свои действия с действиями других детей. Единственное условие – после игры, особенно высокой степени подвижности (футбол, пятнашки), гиперактивного ребенка необходимо успокоить, расслабить. Это можно сделать, проведя игру меньшей подвижности («Море волнуется», «Съедобное-несъедобное») и выполнив несколько дыхательных и релаксационных упражнений. Для развития произвольного внимания очень хорошо подходят игры, в которых по разному сигналу совершаются разные действия. (Хлопну один раз – прыгаем на двух ногах, два раза – бежим, три раза – идем гусиным шагом.)

Игры такого рода – прекрасный тренинг переключаемости, распределяемости и концентрации внимания, причем тренинг незаметный для ребенка, проходящий на фоне высокой двигательной активности, на положительном эмоциональном фоне. Игра – естественное состояние ребенка, развитие в игре происходит незаметно, исподволь, при минимальных затратах педагога и максимальной пользе для развития ребенка. Если ребенок научился соблюдать правила в подвижной игре, на фоне сильной эмоциональной вовлеченности, на фоне двигательной активности, когда очень трудно контролировать свои действия и очень хочется выиграть, то он сможет это сделать и в других видах деятельности.

В-третьих, подвижные игры отлично зарекомендовали себя в коррекции страхов, снятии нервного напряжения, снижении тревожности. Используя подвижные игры, можно победить страхи темноты, одиночества, неожиданного нападения, громких звуков. Для этих целей прекрасно подходит игра «Прятки» в различных ее вариантах. Маленькому робкому, неуверенному в себе человечку необходимо спрятаться, да посидеть одному какое-то время, вот и победили страх «оставаться одному». А если в пылу игры забежишь в темный туалет или комнату, да спрячешься там, да побудешь там – одолели страх темноты. Тот, кто ищет, всегда появляется неожиданно, ребенок дрожит – «найдут, не найдут», а в результате снижение страха «неожиданного нападения». А если взрослый заметил твои победы над собой, да похвалил за смелость, в итоге «полная и безоговорочная» победа над страхами. Хорошо, если тот, кто ищет, будет в процессе поиска слегка, очень аккуратно, «подпугивать» остальных: «Я сейчас всех найду и съем! Я злой и страшный серый волк!». Прекрасно будет поручить эту роль самому трусишке, но ребенок обязательно должен согласится на эту роль, а то можно перестараться и получить обратный эффект.

Если в условиях детского сада трудно организовать игру в «Прятки», то ее можно рекомендовать родителям для проигрывания дома. Также хорошо решает задачи снижения агрессивности игра в «Жмурки». Ведущий (тот, кто с завязанными глазами) может изображать любого страшного героя (Бармалея, Бабу-Ягу), а остальные участники стараются не попасть ему в руки. Варианты игры могут быть самые разные. Можно перемещаться по всей группе, подставляя вместо себя разные предметы, или «ноги замерли на месте», или можно только уклоняться – здесь все зависит от Вашей фантазии. Конечно, только посредством подвижной игры избавиться от невроза страха невозможно, здесь игра служит лишь одним из инструментов коррекции. Но в снижении общего уровня тревожности, в профилактике возрастных страхов, она помогает очень хорошо.

В-четвертых, есть еще одна возможность использования подвижной игры – снижение агрессивности, которая в последние годы становится одной из основных проблем личностного развития детей. Разумеется, только в игре эту проблему не разрешить, но то, что в подвижной игре можно сбросить нервное напряжение, выплеснуть свою агрессию в приемлемой форме, научится конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций – это очевидно. Существует прекрасная игра «Пятнашки». Я  активно использую ее на своих занятиях. В нее можно играть, начиная с самого младшего возраста. Вариантов этой игры множество. Ведущий может быть один или несколько. Пятнать можно только рукой или только каким-либо предметом, запятнанный  ребенок замирает или выходит из игры, или становится на место ведущего. В выборе варианта все зависит от вашего желания. Только обязательное условие – проговорить все правила перед началом игры. Ну и в конце игры не забыть успокоить, расслабить детей.

Одним из преимуществ подвижных игр является их многофункциональность, то есть Вы поиграли с детьми в какую-то одну игру, потратив на это меньше 5-7 минут, а за это время решили несколько задач: развили определенные двигательные навыки, закрепили навык действия по сигналу, сняли эмоциональное напряжение, снизили агрессивность. При этом дети учатся договариваться, соблюдать правила, проигрывать. А как они любят играть! Любое занятие начинается с вопроса: «А мы будем играть?»  Конечно, будем, обязательно будем. Дети будут играть и получать от этого удовольствие, а мы, взрослые, решать за счет  подвижной игры сложные задачи по профилактике  и коррекции нарушений поведения и развития.