Урок по теме "Основные факторы размещения производства". 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе организации самостоятельной проектной деятельности.

Образовательные задачи:

  • Проверить степень усвоения обучающимися содержания темы.
  • Научить применять знания об основных факторах размещения производительных сил в ходе проектной деятельности.
  • Актуализация знаний учащихся по теме: «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Воспитательные задачи:

  • Воспитание экологической культуры учащихся, бережного отношения к окружающему миру.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания.
  • Развивать умение работать в группе, умение слушать и слышать другого человека, умение отстаивать свое мнение, умение приходить к консенсусу.
  • Развивать умение ясно и четко выражать свои мысли, обобщать и систематизировать полученные знания.
  • Раскрытие творческого потенциала обучающихся, выявление лидерских и организаторских   способностей обучающихся.

Игра «Проектируем город».

Цель игры: Каждая из двух групп учащихся должна спроектировать промышленный город на предлагаемой местности, разместив различные промышленные и бытовые объекты с учетом факторов размещения производительных сил.

Правила игры:

Обучающиеся заранее поделены на две команды.

Каждая из команд получает карту-схему местности, где протекает река и существует преобладающее в течение года направление ветров, обозначенное на карте стрелкой (карты-схемы местности готовят заранее на листах ватмана или используют подходящие по параметрам готовые географические карты местности, взятые в сети Интернет).

Командам выдаются карточки с обозначением промышленных и бытовых объектов (Приложение 2). Необходимо разместить их на карте таким образом, чтобы промышленные объекты успешно развивались, а население в меньшей степени страдало бы от загрязнения питьевой воды и воздуха.

Наилучшее размещение каждого объекта оценивается в пять баллов, за менее удачные варианты размещения объекта баллы могут быть снижены до 0 баллов.

Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Оценивает работу команд независимая комиссия экспертов, приглашенных на урок. Каждый эксперт получает бланк для оценивания проектов, созданных командами и памятку для экспертов (Приложение 3).

Оформление доски

Тема: Основные факторы размещения производительных сил.

Форма: Игра «Проектируем город»

Основные факторы размещения производительных сил (закрыты до окончания вводной части)

Старые:

Территории

Экономико-географического положения

Природно-ресурсный

Транспортный

Новые:

Наукоемкости

Экологический

Ход урока

1. Оргмомент (1 минута).

2. Вступительное слово учителя, опрос (4 минуты).

Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с основными факторами размещения производительных сил.

Давайте вспомним, что такое факторы размещения производительных сил?

(ответ обучающегося) Это различные экономические, социальные, природные и другие обстоятельства, которые необходимо учитывать при размещении различных отраслей и отдельных предприятий.

Приведите примеры таких обстоятельств, то есть назовите факторы размещения производства.

(ответ обучающегося) Факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, потребительский, наукоемкости, экологический.

Хорошо, но ведь важно не только перечислять факторы размещения производства, но и знать, каким образом каждый из них влияет на размещение хозяйства. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока – научиться применять полученные вами  знания об основных факторах размещения производительных сил в ходе проектной деятельности.

Для этого вы разделены на две команды, каждая из которых должна будет создать и представить проект города, учитывая при этом различные факторы размещения производства (материалы, необходимые для работы команд, содержатся в Приложении 1 и Приложении 2).

За вашей проектной деятельностью будут наблюдать независимые эксперты производства (материалы, необходимые для работы группы экспертов, содержатся в Приложении 3).

Я буду работать консультантом для обеих групп.

Итак, начинаем работу над проектами.

  1. Создание проектов (16 минут).
  2. Защита проектов (10 минут).
  3. Работа экспертной группы по оценке проектов.
    Выполнение итогового задания учащимися класса (10 минут)
  4. Подведение итогов проектной деятельности.
    Выставление оценок за работу на уроке (4 минуты)

(в процессе выставления оценок за урок целесообразно выяснить, как группа оценивает работу каждого из своих участников)

Урок окончен. Спасибо всем за работу.