Теоретико-методологические основы изучения психологии одаренного ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Понятие «одаренность» происходит от латинского «дар» и означает особые благоприятные предпосылки развития. Одаренность – это то, что дано от природы, а не то, что развили. Ученые определили одаренность как качественные своеобразные сочетания способностей, т. е. важны не столько отдельные способности, сколько их особое сочетание в соединении.

Понимание таланта, одаренности, гениальности во все времена было не однозначно. На представление об одаренности влияют культурно-исторические условия: социальный строй, ценности, идеология, общественные стереотипы, а также научные взгляды и концепции. Всякое общество определяет одаренность по мере своих потребностей, поэтому ее понимание меняется в зависимости от времени и места. Соответственно, концепции одаренности  будут меняться в зависимости от изменения общества и его потребностей.

Аристотель выделил три сферы, где может проявляться одаренность: художественная, практическая, научная. В философии проблема одаренности переплетается с проблемой гения. Попытки найти центр одаренности занимались биологи. Первые научные исследования начинаются с работ Ф. Гальтена. Он сделал вывод, что одаренность по своей природе наследуема. Эти выводы он сделал из истории родов.

Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности. Это совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области. Это систематически организованная структура индивидуальных качеств личности формируется в течение всей жизни человека. На способности человека влияют род его деятельности и окружающая среда: относящиеся к процессу деятельности и формирующиеся в течение всей жизни умения, навыки, опытность, компетентность, жизненные позиции и цели, мотивы, интересы, склонности, отношение к работе, привычки, вообщем все, что человек делает, думает и чувствует. Развитие способностей зависит от соответствующего уровня развития индивидуальных качеств личности и от объективных условий, при которых протекает ее деятельность. Дарования человека основываются не только на его врожденных качествах. Но при стимулировании одной способности задатки других вряд ли смогут получить особое развитие. В процессе развития какого-либо дарования формируются качества, полезные в любом деле: выдержка, готовность к действию, умение напряженно работать. Ни один человек не похож на другого. Никто не может заниматься каким-либо родом деятельности с тем же успехом, что и другой. Один ребенок лучше рисует, чем поет, считает, владеет речью или мастерит что-либо. Другому лучше удаются какие-то поделки. Сильные и слабые стороны ребенка довольно быстро выявляются в ходе ежедневного воспитательного процесса, протекающего в яслях, детском саду и дома.

Одаренные дети, дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников. Одаренных детей отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренные дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекают их большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Одаренными считаются дети, обладающие потенциалом к высоким достижениям, хотя могут и не проявлять своих способностей в деятельности. С первых лет жизни ребенка незначительные часто различия, касающиеся осуществления какого-либо вида деятельности, приводят к серьезным последствиям. Если ребенку какой-либо вид деятельности удается, его за это хвалят. Если же у него что-то не получается – не хвалят и могут упрекнуть. А так как уже маленький ребенок стремится к тому, чтобы его похвалили, то он и будет чаще заниматься «похваленным» видом деятельности и совершенствовать его, ведь это занятие мотивировано лучше прочих и мотивация все время обновляется и усиливается. Умения, навыки, знания ребенка в данной области постоянно совершенствуются и пополняются. Все чаще родители, воспитатели, знакомые отмечают, что ребенку хорошо удается именно этот вид деятельности, именно здесь он силен. Но не всегда это оправдано. Так могут быть отодвинуты на второй план другие, может быть, гораздо более значимые способности ребенка. Необходимо поэтому располагать основательными знаниями, достаточными для того, чтобы планомерно регулировать процесс развития способностей. Раннее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания  со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ.

Для изучения проблемы детской одаренности первостепенную роль должны играть неэкспериментальные методы и главный среди них – метод наблюдений. Этот метод не занимает в психологии индивидуальных различий подобающего  ему места. Это выражается в предпочтении, отдаваемом тестам как якобы наиболее современным, статистически надежным способам диагностики. Но не следует преувеличивать возможности тестов и недооценивать роль неэкспериментального изучения, особенно когда речь идет о такой сложной проблеме, как детская одаренность. При подходе к каждому ребенку нельзя обойтись без знания его индивидуальных особенностей. Чтобы судить о признаках его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, т.е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Существует так называемый естественный эксперимент, когда организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной; иногда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. При этом здесь можно вызывать и повторять интересующее нас явление – скажем, способы действия ребенка в тех или иных обстоятельствах. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным (т.е. продленным, долгим). Имеется в виду систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Изучение может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и с перерывами – как бы «срезы», соединяемые «пунктиром». Как писал М. Я. Басов такие наблюдения за одним и тем же ребенком дают возможность видеть, как быстро изменяется он в своем внешнем и внутреннем облике, как расцветает его личность, усложняясь и дополняясь день ото дня, месяц от месяца, год от года все новыми чертами.

Так же большой интерес представляет так называемый биографический метод. История разработки биографического метода в психологии, главным образом под углом зрения развития личности, получило теоретическое освещение в трудах К. А. Абульхановой-Славской. И хотя нет еще обобщающих  работ специально о зависимости траектории жизни от одаренности, нередко конкретные исследовательские подходы к изучению проявлений одаренности бывают неотделимы от прослеживания жизненного пути.

Издавна существующий интерес к биографиям выдающихся людей, как известно, привел к созданию особого жанра психологических жизнеописаний. В психологии изучение биографии ученых стало, в частности, одним из способов выявления тех личностных и интеллектуальных качеств, которые отличают одаренных детей. Значительный интерес представляет обширный опыт исследований американских психологов, посвященных изучению развития творческих способностей. Наблюдения за творчески проявившими себя личностями (сведения об их характере, установках, мотивах, стиле поведения) показали значение для творчества таких качеств, как умственная самостоятельность, смелость мысли, готовность к волевому напряжению, направленность личности на творчество.

Изучение жизненного пути получило признание как весьма эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее. Выявившаяся недостаточность традиционных тестов интеллекта и креативности имела следствием повышение интереса к менее формализованным методам диагностики. Биографический метод стал применяться и к детям, и к подросткам. Вместе с тем не следует упускать из виду, что одаренность – «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует монографического описания и анализа.

Биографический метод может высветить и те случаи, когда, казалось бы, ничем не замечательный ребенок на определенном жизненном этапе, может вдруг обнаружить не ожидаемые прежде высокие умственные возможности.

Таким образом, материалы, собираемые биографическим методом, могут не только помочь уловить действительно перспективные признаки одаренности, но и предостеречь против поспешных заключений о будущем ребенка по началу его жизни. Биографический метод, в частности, когда речь идет о детях, предполагает прежде всего неформализованное изучение, которое должно завершиться психологической характеристикой, вбирающей в себя анализ и заключение по поводу того, что удалось узнать. Для подлинной оценки признаков одаренности нужно выявить, уловить в меняющемся, возрастном то, что укоренится и полнее раскроется, что будет присуще именно данной индивидуальности. Главная трудность определения признаков одаренности состоит в том, что у детей индивидуальное еще недостаточно отделимо от возрастного.

Наблюдение за отдельным ребенком и выявление его сильных и слабых сторон происходит, как правило, в сравнении с другими детьми. Без этого сравнения любого ребенка можно было бы считать одаренным. Но в сопоставлении сильные стороны ребенка могут оказаться на том же уровне, что и относительно слабо развитые задатки его сверстников. Только сравнение позволяет выделить тех, кто, возможно, и в самом деле обладает наибольшими среди ровесников способностями к какой-либо деятельности. Тем не менее это должно быть проверено несколько раз, так как знание уровня развития ребенка на данный момент может сказать очень не много о его глубоко заложенных возможностях.

Педагогам, воспитателям, родителям надо помнить, что одаренный и талантливый ребенок – это прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Необходимо создать ту среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка. Важно уважать его точку зрения, как если бы он был взрослым. Уважать его любопытство как великую ценность, поощрять его интересы. Нужно не забывать, что ребенку необходим тот же опыт, что и всем детям, ему нужны дисциплина, возможность делать ошибки и брать на себя ответственность.