Формирование учителем мотивации на основе совместной деятельности школьников

Разделы: Иностранные языки


Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Е. С. Полат

Постепенно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в состоянии поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы ученики с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени, когда за сорок пять минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из учеников? И, наконец, как внушить ученику понимание того, что не только учитель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты?

Повышению мотивации к изучению иностранных языков способствует: вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке; проблемность заданий и ситуаций; контроль знаний, умений и навыков; использование наглядности и другого дидактического материала; использование познавательных игр; использование страноведческого материала; использование песен, рифмовок, стихов; внеклассная работа; творческая работа самих учащихся; доброжелательное отношение учителя.

За последние годы идеи группового обучения приобретают все большую популярность у учителей иностранных языков. Чем же привлекательна технология группового обучения?

В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого ученика. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно. Но мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. На фоне стремительного развития экономики благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.

Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение, основными преимуществами которого является:

  • активизация учебно-воспитательных процессов;
  • интенсификация учебного процесса: любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени;
  • осуществление разноуровнего подхода: учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета;
  • улучшение психологического климата в классе: ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ребенок не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Именно социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: учащиеся получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Для совместной деятельности высокого уровня характерно наличие содержательного сотрудничестваее участников. Что это значит?

Это означает умение каждого участника:

  • ставить цели совме­стной деятельности;
  • определять способы совместного выполне­ния заданий и средства контроля;
  • перестраивать свою деятель­ность в зависимости от изменившихся условий ее совместного осуществления и требований сотрудников.

Формирование взаимоконтроля и взаимооценки, которое происходит в совместной работе, сопровождается повышенным вниманием школьников к способу работы, к тем действиям, которые необходимо выполнить для достижения результата. А это дает основания для начала серьезной работы по выявлению различ­ных способоврешения одной и той же задачи, их сравнения, сопос­тавления в совместной учебной работе. Мотивация на этом эта­пе приобретает иной характер: дети активно продолжают работу и после получения результата, ищут альтернативные решения и обращаются за помощью к товарищу.

Для формирования мотивации совместной деятельности:

1. Прежде всего, учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для включения в совместную учебную работу младших школьников игра является одним из наи­более эффективных приемов. Мотивировать их к совместному выполнению задания может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией. Обращение детей к анализу собственных действий и дейст­вий товарища, а не только к оценке полученного результата, дает им материал для сравнения, сопоставления и, следовательно, способствует формированию способов совместной деятельности, становлению мотивации этого вида учебной деятельности.

2. Большое значение имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору:

– Необходимо учитывать желание детей работать именно друг с другом. Это требование понятно: дети, относящиеся друг к другу враждебно, вместо того чтобы искать способы взаимо­действия, будут конфликтовать. Однако не всегда стоит объеди­нять в одну группу детей, выразивших желание работать вместе. Очень часто желание работать вместе высказывают дружащие между собой дети. Для них объединение в группу, выполняю­щую общее задание, – возможность продолжить приятные от­ношения. При этом учебный материал часто вообще может ухо­дить из поля зрения. Надо учитывать, какие мотивы будут руко­водить детьми при включении в совместную работу, будут ли они способствовать возникновению учебного взаимодействия.

– При подборе группы необходимо также учитывать соот­ношение возможностей детей и их представления об этом. Эф­фективнее всего складывается совместная учебная работа в группах, где объединены дети приблизительно равных возмож­ностей. В группах же, где оценка школьниками своих возмож­ностей была различной, по-разному складывались и отношения в совместной работе. Так, более сильные ученики, захватив лидер­ство, начинали выполнять работу индивидуально, не рассчиты­вая на участие и помощь сотрудников, да часто просто и не допус­кая их к выполнению задания. Такое «силовое» исключение сотруд­ников в одних случаях приводило к конфликту в группе (если сотрудники не соглашались на роль пассивных наблюдателей), в других –  малоэффективному варианту индивидуальной работы, где участники просто не понимали, зачем им нужно было, напри­мер, пересаживаться. Мотивация к совместной учебной деятельно­сти резко падала.

Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более сильные учащисся прежде всего хотят помочь более слабому, научить его и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет научиться и действовать на равных с сильными. Иными словами, взаимодействие возникает там, где группа подбирается с учетом мотивов и целей, определяющих деятельность учащихся. Этот факт обязательно надо учитывать при организации работы с неуспевающими детьми.

– При подборе группы необходимо также учитывать инди­видуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темы работы, интересы.

– Особое значение также имеет правильный отбор заданий и форм кол­лективной работы. Учитель не должен предлагать детям непо­сильную для них работу. Не получив удовлетворения от совмест­ного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негатив­ное отношение к коллективным формам работы.

– Не маловажным является и то, какое место в работе группы за­нимает учитель. Он должен осуществлять руководство работой детей, учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.
Для более эффективного использования обучения в сотрудничестве, необходимо придерживаться следующих принципов:

Принципы обучения в сотрудничестве:

– Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть “сильный”, “средний” и “слабый” ученики, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно и продуктивно, нет никакой необходимости менять ее состав. Это так называемые базовые группы. Если работа по каким-то причинам не ладится, состав можно менять от урока к уроку.

– Группе дается одно задание, которое построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (структура типа “пила”). При выполнении задания предусматривается распределение ролей между членами группы. Таким образом, за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы.

– Вся группа должна представить единый продукт своей деятельности. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, т.е. отметка ставится одна на всю группу. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Следовательно, успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы. В ряде случаев можно предоставить ребятам возможность самим оценить результаты своего труда.

– Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и “слабый” ученик. Способность “слабого” учащегося обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания не формальное его выполнение (правильно/неправильно), а усвоение материала каждым участником группы.

– Участники группы ощущают себя частью единого целого – группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.).

– Важным условием успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы. Одним из путей создания позитивной взаимозависимости является посадка учеников таким образом, чтобы каждая группа занимала отдельный стол. Это можно легко организовать, составив вместе несколько парт, и посадив учеников лицом друг к другу. Очень важно, чтобы участники группы ощущали себя единым коллективом с общими целями и задачами.

Обучение в сотрудничестве на уроке ИЯ может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.

Работа в группах возможна при развитии навыков и умений всех видов речевой деятельности на разных этапах обучения:

– При развитии навыков и умений монологической речи на уроках перед группами можно поставить такие речевые задачи:
Представьте, что вы обсуждаете план проведения будущего дня рождения. Какие угощения вы бы хотели видеть на праздничном столе (Module SweetTooth) Пользуясь данными вам опорами, объясните, почему именно эти продукты вы выбрали.
– Членам группы предлагаются опорные слова и выражения, а также используются иллюстрации.

Названия продуктов:

Lollipops, chocolate, cake, juice, jam, sweets, carrots, potatoes, peas, tomatoes, pears, oranges, bananas, apples, etc.

Фразы:

  • I like/don’t like; 
  • I’ve got/haven’t got a sweet tooth;
  • Eat …(tomatoes). They are good for you.,
  • My tummy hurts. No more sweets
  • My favourite fruit is… .

Подобные задания получают и остальные группы. Им нужно убедить друзей в том, их угощение самое вкусное.

– Эффективна такая форма работы и при обучении диалогической речи. Например, при работе над темой “My World” в разделе “Starlight Club 2” ребятам дается такая установка:

– Представьте, что в вашем классе появился новый ученик. Вы хотите получить больше информации о нем и его семье.
На карточках даны отдельные фразы, из которых нужно составить связный разговор, заполнив пропуски правдивой информацией:
Hello! What’s your  name?/I’m … ./How old are you?/I’m …. ./Where are you from?/I’m from … ./What is your father’s job?/He is a …. ./Can he drive a car?/Yes, he can./What colour is his car?/It’s … ./Thank you. Nice to meet you!
В результате работы в группе учащиеся составляют диалог, который и воспроизводят вслух. Поскольку остальные группы получили такое же задание, то во время его проверки они могут проследить, правильно ли выполнено задание, и в случае необходимости внести поправки.

– Работа в группах значима и при проверке домашнего чтения. Например, группе дается задание составить план прочитанного текста. Ребята распределяют задание между всеми членами группы:  делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.

При освоении практически любой темы, ребятам можно предложить:

  • “Memory Game”(назвать предмет по описанию);
  • Bingo-Лото с цифрами и картинками;
  • “Who is the Winner”:
  • написать слова, обозначающие цвета, в алфавитном порядке;
  • восстановить порядок букв в словах;
  • расшифровать закодированное послание;
  • заполнить таблицу в соответствии с транскрипционными знаками.

Сотрудничество в группах может быть организовано и как ролевая игра на уроках:

  • раздел My World: представь, что ты житель Японии или Канады. Расскажи о своем национальном костюме;
  • тема My Family: ты участник Фотовыставки. Расскажи о людях, запечатленных на твоей фотографии;
  • тема My School: к вам приехали гости из Англии/Америки. Проведите для них экскурсию по школе и кабинету;
  • тема At the Toy Shop: разыграйте ситуацию покупки вещи в одном из отделов универмага;
  • тема Talent Show: какая команда лучше расскажет в пантомиме о своих умениях.

Организация работы небольшими группами в  сочетании с другими формами обучения достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, боязнь исчезает, т.к. общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.

К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе – не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они не просто играют во взрослых, а прежде всего, учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.