Индивидуальная работа с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Очень важно, чтобы дети чувствовали себя в дошкольном учреждении свободно, раскованно, не боялись педагога, могли обратиться к нему за советом и помощью. Лучше, если порядок в группе достигается не дисциплинарным методом, а индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, помощью в его выполнении (если есть в этом необходимость). А также переключением внимания ребенка (когда это требуется) на другую деятельность или какой-то другой объект. Чтобы всем в группе было комфортно и хорошо, достигается не системой специальных мероприятий в этой области, а общей работой группы, насыщением ее эмоционально привлекательной деятельностью, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям между детьми.

Необходимо принятие личности ребенка, умение учесть его индивидуальность, его точку зрения, его чувства, эмоции. Только на фоне таких теплых, доверительных отношений между педагогом и ребенком можно наиболее успешно проводить развивающие занятия. При правильном отношении педагога можно постепенно приучить детей считаться с тем, что делают другие, не мешать им, уметь занять себя интересной деятельностью (игра с другом, игрушками, настольными играми, строительством).

Детям уже не захочется бездумно бегать, кричать, мешая всем, потому что они смогут придумывать интересные игры, разыгрывать любимые сказки, возводить сложные постройки. Все это будет доставлять им удовольствие , и давать чувство самоутверждения: “Я это умею!”

Педагог осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка. Необходимо поощрять поиск детей: ни одно высказывание не должно быть оставлено без внимания и оценено негативно.

Проект занятия всегда носит нежесткий, гибкий характер. Поведение и ответы детей могут дать совершенно неожиданный поворот занятию.

При отборе программного материала в первую очередь учитывается, какие средства решения познавательных и творческих задач необходимы детям.

Осуществляя индивидуальную работу с детьми, можно использовать различные приемы. Так, например, педагог может “ошибаться”. Дети поправляют и объсняют, как надо было сделать.

Развивающее обучение в первую очередь характеризуется поиском ребенка при решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, развитием активности, самостоятельности (пример: художественный труд, конструирование, окружающий мир). На уроках окружающего мира для заключительной беседы по теме: “Лес и его обитатели” детям было предложено следующее задание: сделать карточки “защитник природы”. На этой карточке нужно было изобразить любого обитателя леса, растение, дерево-все, что наиболее близко ребенку. Дети, конечно, справились, но вот их сообщения по карточкам были неожиданными. Например, один ребенок нарисовал червяка и на вопрос, почему именно его, ответил: “Мне обидно за червяка, ведь все его топчут, не любят и живет он все время под землей!”. Или девочка изобразила бабочку, потому что все лето хотела ее поймать, чтобы лучше ее рассмотреть…, а ей это так и не удалось. Другой малыш нарисовал ежика, т.к. он смешно сопел, когда его кормили молоком на даче, а потом он убежал в лес. И таких забавных примеров можно привести много. Главное, дети рассуждают, и это помогает педагогу понять, насколько материал хорошо усвоен и понят.

Используются самые разнообразные формы построения занятий: и перемещение по комнате в ходе игр-драматизаций, и в подвижных играх, и в работе за столами и пр. Продумывая ход занятий, педагог использует все возможные моменты для того, чтобы дети не сидели постоянно за столами, могли встать, подойти к товарищу, объединиться в общую игру. Такая организация занятий дает простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах, во время инсценировок педагог может привлекать всех детей одновременно, даже самых застенчивых, Ну и пусть в сказке будет три волка, вместо одного, два колобка или несколько зайчиков…Главное участие. И вот, уже глаза горят у всех, и не хочется “вжиматься” в стул от страха, а хочется вместе со всеми играть в мини-спектакле еще и еще.

Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением. Можно рассказать, импровизируя, а можно сделать сказку своим помощником в развитии ребенка, Сказка приходит к нам в дом тогда, когда в нем появляется малыш. В начале маленькие простенькие сказки знакомят ребенка с окружающим миром. Затем ребенок пытается рисовать любимых героев. Просит по нескольку раз читать одну и ту же сказку. Но для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу малышу, со сказкой можно поиграть. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Сказка помогает понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме она знакомит детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу.

Педагогу постоянно следует ориентироваться на состояние детей, уметь поддерживать их познавательный интерес. На занятии важно оставить место для тайны, неожиданности, сюрприза. И вместе с тем - самое серьезное отношение к тому, что происходит. Например, если используется наглядность, то только достоверная.

При отборе программного материала в первую очередь учитывается, какие средства решения познавательных и творческих задач необходимы детям. На уроках изобразительной деятельности и конструирования можно, учитывая индивидуальные способности детей, усложнять или упрощать задания. Одна группа детей получает готовые формы для аппликации, а другая, за это же время и вырежет сама, и наклеит, да еще и нарисовать успеет.

По окончании занятия детям бывает полезно для сравнения посмотреть работы других малышей. При подведении итога педагог учит детей справедливым, доброжелательным и полезным оценкам, вместе с детьми радуется их общим успехам.

Как показывают наблюдения, одни дети довольно быстро усваивают способы взаимодействия, легко контактируют с товарищами, другие долго не могут увидеть в сверстнике равного и интересного партнера, действуя поодиночке или подавляя все попытки другого ребенка к взаимодействию. В итоге дети не справляются с заданием. Этих ребят нельзя оставлять без внимания. Здесь взрослый подключается к их общей работе. Еще раз, проговаривая способы взаимодействия, давая детям возможность высказать свои предположения, почему у них ничего не получилось, т.е. осознать свою неудачу. Педагогу следует ненавязчиво направлять их на выполнение задания еще раз.

Сотрудничество детей на развивающих занятиях создает благоприятные условия для развития их познавательных способностей. Дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия; они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивая свои мнения, становятся инициативными в получении новых знаний. В такой обстановке наиболее полно раскрывается интеллект ребенка и его индивидуальные способности.