Развивающее занятие (ТРИЗ) знакомству с окружающим миром по теме "Запахи и нос" в подготовительной группе № 8

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Программное содержание: развивать сенсорное восприятие (обоняние), совершенствовать умения, различать запахи, учить классифицировать их (приятные и неприятные), уточнить представление детей о работе органов чувств (нос), развивать ассоциативное мышление: запахи и место, предметы, связанные с ним.

Материал: 5 коробок одинаковых, где лежат укроп, мята, лук, чеснок, перец (в каждой отдельно). 5 закрытых пузырьков, в которые налито: бензин, лак для ногтей, духи, масло подсолнечное, лекарство. Иллюстрации с изображением леса, луга, сада, огорода, д/с.

Предварительная работа: рассмотреть строение носа, в котором работают 5 машин. Книга Г.Юдина “Главное чудо света”. Чтение стихотворения Джанни Родари “Чем пахнут ремесла?” (с иллюстрациями).

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: “Сейчас я вам расскажу сказку”.

“Жил-был страусенок (достает его из корзины). Был он маленький, но очень любопытный. Ему было интересно смотреть на все, что его окружает. И однажды он пошел погулять”. (Обращается к детям.)

“Давайте и мы вместе со страусенком попутешествуем.

Шли, мы шли, пришли на летний луг. Красиво здесь, а запахи какие разные!.. Но у страусенка клюв устроен так, что он не улавливает запахи, не чувствует их. Давайте расскажем страусенку, чем пахнет на лугу летом (травой, цветами, медом…)

Пальчиковая гимнастика “Цветок”.

Вырос высокий цветок на поляне, 
Утром весенним раскрыл лепестки. 
Всем лепесткам красоту и питание 
Дружно дают под землей корешки.
(“Цветок с закрытыми лепестками”). 
(Развести пальцы рук). 
(Ритмичные движения пальцами вместе и врозь). 
(“Корни”).

– Пошли мы дальше и зашли в лес (подходят к иллюстрации с изображением леса). Чем может пахнуть в летнем лесу? (Грибами, ягодами, корой деревьев, цветами, сосновыми шишками, листьями…).

Физкультминутка. “А в лесу растет черника”.

А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

– Пошли мы в летний сад (дети находят и подходят к изображению летнего сада). А там на деревьях висит что-то круглое, красивое, наверно вкусно пахнет. Расскажем страусенку , чем пахнет в летнем саду. (Фруктами: грушами, яблоками, сливами, вишнями). А где они растут? (На деревьях). А что растет на кустарниках в летнем саду? (Ягоды: смородина, крыжовник…).

– А недалеко находится огород (нашли огород, подошли). Чем пахнет на огороде? (Овощами: укропом, луком, чесноком, огурцами, помидорами; ягодами: клубникой…)”

Воспитатель говорит, что страусенок насобирал в коробочки кое-что из летнего сада и огорода, но забыл, что в какой коробочке находится, да и коробочки все одинаковые. А по запаху он не может определить, ведь он их плохо различает. Воспитатель предлагает детям помочь страусенку узнать, в какой коробочке что лежит. Дети садятся на стулья.

Воспитатель подносит детям поочередно коробочки, в которых лежат: укроп, мята, чеснок, лук, перец. Дети стараются по запаху определить, что это за вещество. Если дети затрудняются, можно предложить им попробовать (например, укроп, лук, чеснок), а потом еще раз понюхать. (Связь вкуса и запаха). Если они не знакомы с каким-либо запахом (мята), воспитатель называет предметы аналогичного запаха и вкуса (мятные конфеты, жвачки…). Когда все определили, воспитатель еще раз дает понюхать вещества, которые вызвали у детей затруднения. Воспитатель продолжает:

– “Зашел страусенок к нам в детский сад в пятницу, а в саду пахнет чем-то вкусным, душистым. Чем же пахнет в саду в пятницу? (Пирогами.) А чем может пахнуть в саду, когда мы едим? (Щами, хлебом, курицей). А когда рисуем? (Красками, бумагой, особенно, когда новая…). Руки моем? (Мылом душистым, полотенцем чистым). А чем может пахнуть в прачечной, где белье стирают? (Мылом, порошком, бельем чистым…). А в кабинете медсестры? (Лекарствами) и т.д.”

Дети, называя предметы, к некоторым стараются подобрать эпитеты. Например, мыло (какое? душистое, ароматное…), белье (чистое, свежее).

Физкультминутка."Вот так! Еще раз!" (под аккомпанемент )

Дети выполняют движения по показу воспитателя в соответствии с текстом.

Мы на коврике стоим,
Во все стороны глядим.
Вправо, влево, вверх и вниз
Посмотри и улыбнись! (2 раза)
Выше руки поднимай,
Вправо, влево покачай.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (2 раза)
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись.
Вот так, еще раз,
Получается у нас. (2 раза)
Вправо, влево наклонись,
Наклоняйся, не ленись.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (2 раза)
А теперь пошли вприсядку,
Мы веселые ребятки!
Вот так, еще раз,
Получается у нас. (2 раза)
Легко, весело поскачем,
Как веселый звонкий мячик.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (2 раза)
(Замедляя): Выше руки подними,
Только носиком дыши.
Вот так, еще раз,
И закончим мы сейчас! (2 раза)

Воспитатель рассказывает детям, что, гуляя по саду, страусенок нашел какие-то пузырьки. Все они одинаковые, но в них что-то есть. А что, страусенок не знает. Он хотел попробовать на вкус, но я его отговорила. Как вы думаете, почему? Можно ли пробовать на вкус неизвестные вещества? (Нет, т.к. это может быть опасно: ядовито, вредно, испорчено, не вкусно совсем.)

Давайте попробуем по запаху определить.

Воспитатель объясняет детям, что нюхать надо правильно: не совать сразу весь свой нос в пузырек (запах может быть очень резким), а поднести пузырек к носу на небольшое расстояние и ладошкой махать над пузырьком в сторону носа: так запах смешивается с воздухом и становится менее резким, а потоком воздуха мы направляем его точно к носу – запах лучше различается. Воспитатель показывает, дети повторяют.

Затем воспитатель подносит детям пузырьки, они нюхают так, как показал воспитатель и определят, что это за запах. Определив, стараются вспомнить, где можно столкнуться с этим запахом. Например:

– масло подсолнечное – на кухне,
– духи – воспитатели, родители, мамы,
– бензин – машина, когда привозят продукты,
– лекарства – кабинет медсестры,
– лак для ногтей – воспитатели, родители, мамы .

Воспитатель вместе с детьми уточняет, на какие две большие группы можно разделить запахи. Одни нам нравится нюхать, другие – нет. Запахи бывают приятные и неприятные. Дети называют любые вещества, которые можно отнести к приятным запахам (конфеты, духи, новые вещи...) и к неприятным (бензин, некоторые лекарства, испорченное мясо и т.п.).

Далее воспитатель проводит эксперимент: предлагает заткнуть нос пальцами. Чем мы дышим, если нос заткнут (ртом)? А можем мы нюхать ртом? (Дети пробуют, не получается). Воспитатель делает вывод, что нюхать мы можем только носом, так как там есть специальная машина, которая улавливает запахи, больше такой машины нет нигде.

И воспитатель предлагает вспомнить вместе с детьми, как устроен наш нос. Что там работает? (Машины). Сколько их? (Пять). Какие? Дети называют и объясняют, что они делают.

Первая: пылесборочная. Собирает пыль, которая попадает в нос и эта машина не позволяет проникнуть пыли дальше.

Вторая: согревающая воздух, согревает холодный воздух на морозе, и мы дышим теплым.

Третья: поливальная. Смачивает нос, если сухо и надо освободится от того, что попало в нос.

Четвертая: сигнальная. Если в помещении очень неприятный запах (опасный, резкий), она оберегает нас от вредных веществ, которые могут попасть с воздухом к нам (уйти из помещения, чихаем...).

Пятая: улавливает различные запахи, помогает определить запахи, чувствовать их.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что почти у каждого предмета, вещества есть свой запах, по которому мы их различаем. Но свой, неповторимый запах есть и любого дела.

Чтение стихотворения Дж. Родари “Чем пахнут ремесла?” (Иллюстрированный показ.)

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной 
Идешь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.

Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Можно побеседовать с детьми, какое дело какой имеет запах.

Воспитатель читает поговорку: “Труд кормит, лень портит”.

Можно предложить детям нарисовать приятные и неприятные запахи.

Приложение. Рисунки.

Литература.

  1. Артемава Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.садов и родителей.- М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. Москва: “Эксмо-Пресс”. 2002.
  3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника. / Под ред. А.Г. Нильсон. – М.: Академия, 2001.
  4. Куликова Т. Воспитание у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. – 1976. – №9. – С. 38.
  5. Умственное воспитание дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
  6. Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.
  7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
  8. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Изд. Дом “Нева”, 2006. – 351 с.
  9. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977.
  10. http://www.fizkult-ura.ru
  11. http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/632-zaryadka-vot-tak-eshe-raz
  12. http://www.pedlib.ru/Books/2/0273/2_0273-8.shtml