Интегрированный урок казахской музыкальной литературы "Музыка моей страны". 1–4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Цель:  познакомить учащихся с музыкальной культурой казахского народа на примерах народной и профессиональной музыки, создание условий для творческой самореализации учащихся.

Задачи:

  • Воспитания  –
    • вызвать чувства патриотизма: любви и преданности к Родине, уважительного отношения к музыкальной культуре Казахстана;
    • воспитывать слушательскую культуру;
    • пробудить интерес к казахской музыке;
    • повысить интерес к предмету «Казахская музыкальная литература»;
    • воспитывать устойчивый интерес к совместной творческой деятельности, чувство ответственности, осознание личностной значимости в творческом процессе.
  • Развития –
    • способствовать развитию навыка прочувствованного и осознанного восприятия казахской музыки;

    • развивать музыкально-познавательный интерес;
    • развивать навыки вокального и хорового пения, выразительного исполнения музыкального произведения;
    • развивать творческий потенциала через опыт собственной музыкальной деятельности;
    • развивать способности творческого перевоплощения.
  • Обучения –
    • обеспечить условия для усвоения учащимися теоретических знаний и накопления багажа музыкальных впечатлений;
    • дать представление о жанрах казахской музыки «песня», «кюй»;
    • отработать навык владения речью;
    • расширять кругозор;
    • отработка навыков концертной и исполнительской практики.

Тип  урока: интегрированный (предметы – «Музыкальная литература», «Вокал»,    «Хоровое  пение»,    «Музыкальный инструмент»)

Форма  урока: музыкальная гостиная (урок-концерт)

Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративные, практические, репродуктивные

Ресурсное  обеспечение: мультимедийный проектор, «Презентация», музыкальные   инструменты (домбра, фортепиано, скрипка), ноты, костюмы и реквизит

ХОД УРОКА

(Слайд 1, звучит фонограмма кюя Курманғазы «Сарыарқа»)

Ведущая:

Немало на свете невиданных стран
Чудесных, богатых, красивых,
Но дорог сердцу лишь ты Казахстан,
Давший мне жизнь и силы!
Казахстан – моя Родина! Земли отцов,
Это степи, долины, простор поднебесья,
Это – плод созиданья великий творцов,
Здесь звучат поколений свободные песни.

Ученик:   Сәлеметсіздер  ме, құрметті  оқұшылар  мен  қонақтар!

Учитель:  Здравствуйте, учащиеся и гости! Рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной.   
Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахского народа,  его духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней – душа народа.
Сегодня наша встреча посвящена музыке нашей страны.
Из далёкого прошлого до наших дней дошла казахская народная легенда о  сверхъестественном происхождении музыки.

Ученик:  (Слайд 2) «Ежелгі заманда жер  бетін  мекендеген  бірде-бір  халық   өлеңнің, әннің  не  екенін   білмеген…»

Учитель:  «В те давние времена ни один из народов, населяющих землю, не знал что такое стих, что такое песня. Люди жили без радости и смеха…

Ученик:   «…Өлеңнің  бір  қалыпты ырғағы  мен  мақамын  естімеген  халық  күлкі  мен қуанышсыз  өмір  сүрген. Ол  кезде  мереке  де, той-думан  да  болмайтын. Адамдар түнеріп, қабақтарынан  қар  жауып, кірпіктерінен  мұз  тамғандай  болып  жүретін, олар  өздерінің көңілдерін көтеретін, қайғыларын ыдырататын сиқырлы ән құдыретін  көмекке  шақыруды  білмейтін...»

Учитель: «… В те времена не было праздников и тоев, весёлых и шумных сборищ. Люди ходили мрачные, их давила ледяная тоска, не могли они позвать на помощь волшебную песню, рассеивающую печаль и одобряющую душу. Человек всю жизнь ходил печальным и умирал в скорби, потому что в те времена песня жила вдали от земли. В те времена даже ручьи не звенели, не шумел лес, не пели птицы; мёртвую тишину, тяжко давившую степь, нарушал лишь дикий вой бури, в те времена могуществом песни владело лишь небо…»

Ученик: «… Ақыр  соңында  әдемі, құпия, сұлу, сиқырлы  ӘН  өзінің    ескі  қонысын тастап, бүкіл  жер  бетін  аралауға  жолға  шығады…»

Учитель: «… Наконец, прекрасная таинственная, волшебная песня решила оставить своё старое жилище и вышла в путь…»

Ученик:  «…Көңіл – күйіне  қарай ән жер  бетінен  біресе  өте жоғары, біресе  өте  төмен ұшты. Ән  төмен  ұшқан сәтте  осы  өлкені  мекендеуші  барлық  халық  оның  әуенін, қайырмасын, күйі мен  жырын  анық  естіп, үйренуге тырысты, ал ӘН жоғары ұшқан сәтте, адамдар осы асыл қазынаның бір бөлігін ғана естіді. ӘН өз өлкелерінен тым биікте ұшқан халық тіпті әнсіз, жырсыз, өлеңсіз қала жаздады. Қазақ даласынан өткенде ӘН өте төмен ұшқан, – дейді аңыз сондықтан да қазақ музыкасы  бай, сұлу, терең  болып  келеді».

Учитель: «… Когда песня пролетала низко, то весь народ, обитающий в этом краю, ясно слышал её мелодии, напевы, кюи и навеки запоминал и заучивал их. Там, где песня летела выше, люди слышали лишь часть её сокровищ. А народы, над которыми песня пролетела слишком высоко, остались лишёнными песен и музыки. Говорят, что песня прошла низко над казахской степью – и в этом секрет щедрости и богатства казахской музыки».
Практически в любой семье найдётся человек, который прекрасно поёт или талантливо играет на народных музыкальных инструментах.

(Слайд 3)

Ведущий: Народные песни занимают особое место в музыкальной культуре казахов. Они разнообразны по жанрам: календарные песни, песни-заговоры, обрядовые, трудовые, поучительные, лирические, исторические песни, песни крестьян и рабочих, песни-завещания и другие.

Учитель:  Как и у каждого народа, у казахов есть песни, обращённые к детям. В них выражается любовь и забота старших о малышах, они имеют воспитательное значение, из них дети получали целый круг знаний об окружающем мире. (Слайд 4)
Один из древних жанров устного народного творчества – колыбельные песни. По-казахски они называются «әлди-әлди», «бесік жыры», «бала уату», «бала». Мелодии их убаюкивающие, мягкие.

(Исполнение-инсценировка песни «Бала уату», муз. народная, сл. М. Оразбаева)

(Слайд 5)

Ученик: Важное  место  в  быту  казахов   занимали   обрядовые  песни.  Наиболее праздничным, ярким, красочным был свадебный обряд, состоящий из ряда моментов. Все они сопровождались песнями. Невеста пела прощальные песни «сынсу», песней «Той бастар» открывалось торжество, молодёжь пела «Жар-жар», приезд в дом мужа – песня «Беташар».

Учитель: Возникшая в обрядах и быту народная песня переросла в высокое профессиональное искусство. (Слайд 6)

Ученик:  Народные певцы, исполняющие свои песни под сопровождение домбры, назывались «акыны». Они пели перед публикой или выступали в песенно-поэтических состязаниях – айтысах; пользовались большим почётом и уважением, были желанными гостями и любимцами народа. Наиболее талантливым считался тот, кто своим искусством захватывал и восхищал слушателей.
Русский этнограф XIX века А. В. Алекторов, побывавший в Казахстане рассказывал: (Слайд 7)

Русский этнограф: «На дворе шумела буря, а я сидел в тёплой зимовке и слушал пение. Певец сидел на бараньей шкуре и перебирал струны своей домбры… Тихое дребезжание струн, глухие, заунывные звуки настраивали душу мою на особый лад… Я никогда бы не поверил, что на двухструнной…домбре можно извлекать такие нежные и приятные звуки, – я не поверил бы, что его песня может гармонировать с бушующей природой, если бы сам не слышал этой…за душу хватающей песни. Он пел. С певца катился пот, воодушевление росло, а слушатели плотнее сдвигались около него и в такт качали головами. Певец снял платок, вытер пот с лица и снова запел…» (Слайд 8)

Учитель:  Имена лучших певцов сохранились в народной памяти, их песни дошли до наших дней и пользуются огромной популярностью. Особенно заметный след в песенной культуре оставили такие композиторы-певцы, как Биржан Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов, Мухит Мералиев, Ахан-серэ Корамсин, Балуан Шолак, Майра Шамсутдинова, Амре Кашаубаев, Абай Кунанбаев, Кенен Азербаев. (Слайд 9)

Ученик:  Ахан-серэ – один из выдающихся певцов-композиторов второй половины XIX, начала XX столетия. Прожил жизнь полную приключений – участвовал в скачках, айтысах, увлекался охотой.

Учитель: Акын надеялся, что народ не забудет его имя и песни останутся жить после смерти:   

Немало ударов мне жизнь принесла,
Поймёт лишь учёный, за что она зла.
Пусть мне попадётся досужий мудрец, –
Он имя моё сохранит и дела. 

Ученик:  Множество прекрасных песен сочинил Ахан-серэ. Среди них «Мақпал», «Сырымбет», «Ақтокты», «Кербез сулу», «Балқадиша», посвящённые девушкам; о верных скакунах «Маңмаңгер», «Құлагер».
Был у Ахана-серэ любимый беркут Қараторғай. С каждым годом он старел, с хвоста осыпались перья, это мешало ему приземляться, отчего он в воздухе жалобно кричал. Глубоко тронул Ахана-серэ беспомощный вид беркута. Родилась грустная, полная печали и раздумий песня «Қараторғай». (Слайд 10)

(Исполняется песня Ахана-серэ «Қараторғай»)

Учитель:  (Слайд 11)  Среди народных талантов особо выделяется величественная фигура Абая Кунанбаева – великого казахского поэта, просветителя, автора многочисленных песен любимых народом. Песни Абай сочинял как на свои стихи, так и на тексты русских поэтов М. Лермонтова, А. С. Пушкина, переводил  их на казахский язык. В отличие от других певцов-композиторов Абай не поёт своих песен перед большими аудиториями, не выступает на айтысах. Его песни распространяли ученики, почитатели его таланта, известные народные певцы.

Ученик: Особенно полюбились народу песни «Айттым сәлем, қалам қас» («Привет тебе, тонкобровая»), «Татьяна сөзі» («Письмо Татьяны»), «Қаранғы түнде тау қалғып» («Тёмной ночью горы, дремля…»), «Сегіз аяқ», «Көзімнің қарасы» («Ты – зрачок глаз моих»), «Желсіз түнде жарық ай» («Луна в безветренную ночь») и многие другие. (Слайд 12)

(Исполнение песни «Желсіз түнде жарық ай», обр. Б. Кыдырбекова)

Учитель:  Многие песни Абая не только поют, но и делают переложения для хора и разных инструментов. Сейчас вы услышите песню  «Көзімнің қарасы»  в исполнении на фортепиано.  

Ты – зрачок глаз моих, пламень душ золотых.
Сердцу мук не избыть столь глубок шрам от них.
И мудрец весь седой, покачав головой,
Скажет: Нет, средь живых не встречал я такой!

(Исполнение песни «Көзімнің қарасы» –  обр. для фортепиано – Сағат. Слайд 13)

Ведуший:

«… Двери в мир открыла песня для тебя.
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня – вечный спутник радостей земли,
Так внимай ей чутко и цени, любя!»

Учитель: Песенное наследие, созданное народными композиторами, начали записывать и  изучать  в  XIX  веке. Особенно много в этом направлении сделали А. В. Затаевич,  В. Г. Ерзакович, А. К. Жубанов, Л. А. Хамиди. Композиторы XX века использовали народные песни в своих операх, симфониях, инструментальных произведениях.
(Слайд 14)
Значительное место в казахской музыкальной культуре занимает инструментальная музыка. (Слайды 15-18)
Казахские народные инструменты прошли длительный путь эволюции от древних, давно забытых (шертер, уран, жетыген, шанкобыз) до бытующих сегодня.

Ученик: К группе духовых  инструментов  относятся: сыбызғы,  қос  сырнай,  қамыс сырнай, мүйіз сырнай. Из глины изготовляли саз сырнай, үскірік, тастаук. Они имели разные формы и размеры, служили музыкальными игрушками для детей.
Большая группа ударных инструментов – данғыра, дабыл, дауылпаз, шыңдауыл, асатаяқ, қонырау.
Струнный инструмент «кобыз» являлся священным, на нём играли шаманы, народные целители; считали, что его звуки изгоняют злых духов, болезни.
Однако, самым любимым музыкальным инструментом казахов была и остаётся домбра.  (Слайд 19)

Учитель: Основной жанр инструментальной музыки – кюй. Это – небольшая пьеса программного характера. О значении слова «кюй» рассказывает легенда: «… Однажды, когда Небо с Землёй поссорились, и всё живое стало спорить друг с другом, один мудрец призвал на помощь юношу. Звали его Кюй. Жил он в дикой степи, среди трав и свободного ветра. Мудрец сделал Кюя повелителем Музыки, и юноша смог помирить спорящих. В мире воцарился порядок. И всем живущим – природе, животным, птицам – стало хорошо. С тех пор слово «кюй» обозначает радостное, торжественное настроение»
Содержание кюев разнообразное. Одни из них воспевают красоту природы («Сарыарқа», «Сарыжайлау»), другие рисуют облик человека, животного, птицы («Салық өлген», «Әсем қоныр», «Бұлбұл»); кюи передают философские размышления о жизни («Жігер»), повествуют о важных событиях в жизни музыканта («Көкейкесті», «Қайран шешем»), рассказывают об исторических событиях («Кішкентай») и о  многом другом.
Талантливые казахские исполнители – кюйши – создали много замечательных кюев.
Дошедшие до нас из глубины веков – кюи-легенды «Аққу» («Лебедь»), «Нар идірген» («Доение верблюдицы»), «Қорқыт» (имя прародителя музыки), «Ақсақ қыз» («Хромая девушка»), «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»). (Слайд 20)

Ведущий: Единственный сын Жоши-хана любил охотиться на куланов. Однажды  тайком  от отца он отправился на охоту. Он встречается со стадом куланов, начинает стрелять в них из лука. Раненный вожак напал на охотника и убил его. Грозный Жоши-хан не хочет слышать ужасной вести о гибели сына. Под страхом смерти запрещает говорить об этом, обещая влить расплавленное олово в рот. Никто не осмеливается сказать ему правду. Но однажды к хану пришёл музыкант, взял в руки инструмент и, сказав: «… обо всём поведает вам моя домбра», – сыграл кюй. Хан всё понял: «Ты, домбра, виновата в том, что сообщила мне о смерти моего любимого сына, ты получишь наказание!» И приказал налить в отверстие на деке домбры расплавленное олово, чтобы она замолчала навеки. Так музыка избавила людей от смертельной опасности…».

Учитель: Народ сохранил в своей памяти имена выдающихся представителей инструментальной музыки. Это – Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет Казангапов, Дина Нурпеисова и другие. (Слайд 21)

Ученик:    Курмангазы  –  великий  народный  композитор – кюйши, автор  многих замечательных произведений для домбры и непревзойдённый их исполнитель. В народе его с гордостью называют «отцом кюев». Память о нём чтит народ Казахстана. Его именем названы улицы, Алматинская консерватория, Оркестр казахских народных инструментов.
В настоящее время опубликовано свыше 50 кюев. Среди них: «Сарыарқа», «Адай», «Қайран шешем», «Кішкентай», «Ертең кетем», «Кісен ашқан», «Қызыл  қайың», «Аман бол, шешем, аман бол», «Серпер», «Алатау», «Балбырауын».

Ведущий:

Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай.

(Исполняется  кюй  Курманғазы «Балбырауын». Слайд 22)

Ученик: Даулеткерей  – замечательный кюйши, яркий представитель домбрового искусства. Ученики уважительно называли его «Бапас» – отец.
Богато и разнообразно творчество Даулеткерея. Ему принадлежат кюи «Қосалқа», «Қыз Акжелен», «Ысқырма», «Бұлбұл», «Салық  өлген», «Жігер», «Байжұма» и другие.
Однажды Даулеткерей побывал в Туркмении. Когда он вернулся, его спросили: «Что ты особенного видел в этой стране, что привёз с собой?» «Я привёз искусство – самое ценное и вечное», – сказал Даулеткерей и исполнил кюй «Көреғұлы».

(Исполнение кюя  Даулеткерея «Көреғұлы». Слайд 23)

Учитель: Своё дальнейшее развитие песенная и инструментальная музыка получила в творчестве казахстанских композиторов XX века. Среди  них:  Е. Г. Брусиловский,  Л. А. Хамиди. М. Тулебаев, А. К. Жубанов, Г. А. Жубанова. Народно-профессиональные песни и кюи мы встречаем в их операх, симфониях, симфонических и инструментальных произведениях. (Слайд 24)
Е. Г. Брусиловский много лет прожил в Казахстане. Занимался педагогической и общественной деятельностью. Он – автор первых казахских опер «Кыз Жибек», «Ер-Таргын», «Дударай», симфонии «Сары-Арка», симфонической поэмы на тему Абая «Жалғыз қайын», делал обработки кюев для фортепиано и народных песен для хора, писал музыку к кинофильмам, создал много песен и романсов, балет «Козы-Корпеш и Баян сулу» и ряд других произведений.
Среди его песен «Гүлденге Қазақстан», «Письмо с фронта»,  «Жди меня», «Қос қарлығаш» и   другие. (Слайд 25)
Сейчас вашему вниманию будет представлена песня «Шолпан».

(Исполняется песня Е. Брусиловского на слова Н.Шакенова «Шолпан». Слайд 26)

 (Слайд 27) А. К. Жубанов – композитор, дирижёр, музыковед, педагог. По его инициативе при музыкально-драматическом техникуме был организован научный кабинет и экспериментальная мастерская по усовершенствованию народных инструментов. Жубанов создал оркестр казахских народных инструментов. Написал много исследовательских работ, посвящённых национальной музыкальной культуре – «Струны столетий», «Соловьи столетий», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа».

Ученик:   Как композитор Жубанов создал яркие произведения в разных жанрах. Такие как опера «Абай» (совместно с Л. Хамиди), «Такжикские танцы» и «Казахские танцы» для фортепиано, песни «Қарлығаш», «Ақ көгершін», писал музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам, делал обработки кюев для оркестра казахских народных инструментов и многие другие произведения. (Слайд 28)
Сейчас вы услышите «Романс» А. Жубанова в исполнении скрипки и фортепиано.  

(Исполняется «Романс» А. Жубанова)

Учитель:   Сегодня мы рассказали вам лишь о маленькой части богатого наследия музыкальной культуры казахского народа. В дальнейшем вы будете знакомиться с казахской музыкой на уроках «Музыкальной литературы». Спасибо всем за то, что вы были сегодня в нашей музыкальной гостиной. До новых встреч!
Сабақ  аяқталды. Сау болыңыздар!

(Слайд 29, звучит фонограмма кюя Курманғ азы «Алатау»)