Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ на Крайнем Севере

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В основу нашей работы был положен технологический подход, который позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе детского сада. В качестве результата рассматривается не количество усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность самостоятельно осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе детского сада и семье.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Приоритетом работы нашего дошкольного учреждения является физическое развитие ребенка, сохранение и укрепление его здоровья. Коллектив педагогов в течение нескольких лет работает над проблемой повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате нами накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако, требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

Поэтому основной нашей целью стало повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Задачи по повышению эффективности здоровьеориентированной деятельности :

  1. Разработать алгоритмы здоровье ориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
  2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
  3. Изучить и внедрить в практику работы современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровье сберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
  4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

В течении двух лет детский сад являлся экспериментальной площадкой, на базе которой проводилась работа по теме “ Формирование у дошкольников здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера. Были созданы все необходимые условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурно-оздоровительный комплекс для проведения занятий на свежем воздухе, музыкальный зал.

С целью развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: где представлено физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для второй гимнастики после сна, а так же оборудование для профилактики плоскостопия, сколиоза, зрения. Педагогами разработаны картотеки прогулок в соответствии с временем года и погодными условиями.

Младшая группа.

План проведения прогулки № 2 (лето).

1. Наблюдение за дождем.

Цель: учить детей наблюдать, давать характеристику явлениям природы.

Вопросы:

Почему земля мокрая?
Откуда взялись лужи?
Как можно сказать про дождь?

Художественное слово:

“Дождик, дождик, кап,кап,кап
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки!”

“Смотрю я в окошко,
Идет длинный Антошка.
Он с неба пришел,
 Да в землю ушел”.
 / дождь /

2. Подвижные игры.

  • “Солнышко и дождик”.

Цель: упражнять в умении действовать по сигналу

  • Русская народная игра “Гуси – гуси”.

Цель: учить бегать не наталкиваясь

“Гуси-гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Так летите же домой!
Нам нельзя! Серый волк
под горой не пускает нас
домой!

Так летите, как хотите!
Только крылья берегите!

3. Логоритмика.

“Дождик,дождик, посильней (Махи кистями рук сверху вниз 4 раза)
Будет травка зеленей (Наклоны. Поглаживать травку обеими руками.)
Вырастут цветочки на круглом (Наклоны. То одной , то лужочке другой рукой показывать цветочки.)

4. Труд: размести метлой небольшие лужицы.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

5. Сюжетно-ролевая игра “Дом”.

Цель: учить готовить обстановку для игры, выбирать нужные атрибуты.

6. Индивидуальная работа.

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками.

В “уголках здоровья” накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по формированию здорового образа жизни, сбалансированному питанию, соблюдению правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях и правил самообслуживания.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение осуществляется с раннего возраста до поступления ребенка в школу и проходит через все виды деятельности. При поступлении в детский сад на каждого ребенка оформляется паспорт здоровья, где отражены особенности развития воспитанника. Эти особенности учитываются при организации индивидуальной работы с детьми. Для профилактики простудных заболеваний в каждой возрастной группе разработан план оздоровительных мероприятий.

Формы приобщения детей к здоровому образу жизни различны: занятия, игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. После дневного сна с детьми проводится вторая гимнастика в сочетании с закаливающими процедурами. На физкультурных занятиях все воспитанники занимаются босиком. Один раз в неделю инструктор по ФК поводит во всех группах занятия на улице. Если позволяют погодные условия, занятия на улице проводятся и с детьми раннего возраста. Перед каждой прогулкой во всех группах проводится оздоровительный бег в облегченной одежде. Воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в городском спортивном празднике “Белый медвежонок” , легкоатлетических пробегах, посвященных Дню города и Дню Победы, лыжных соревнованиях в рамках Традиционного Праздника Севера, спортивных соревнованиях совместно с родителями “Давайте дружить!”, “Мама, папа и я – спортивная семья”.

Профилактическая работа с детьми, направленная на укрепление здоровья:

  1. Точечный самомассаж по методике Аллы Уманской.
  2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий.
  3. Обязательные ежедневные упражнения по профилактике плоскостопия, осанки на утренних гимнастиках, занятиях , и во время индивидуальной работы с детьми.
  4. Сон без подушек.
  5. Обязательная, ежедневная дыхательная гимнастика в утренние часы.
  6. При проведении занятий (релаксационные паузы, физкультминутки).
  7. Прогулки + оздоровительный бег.
  8. Закаливание:
    – утренняя гимнастика и занятия по ФК – босиком;
    – умывание прохладной водой;
    – обливание ног водой контрастной температуры.
  9. Оптимальный двигательный режим во всех возрастных группах.

Для оценки физических качеств детей: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести, ползучести и др. используется методика Т.П.Юрко, исследователя научно-исследовательского Института гигиены детей и подростков. Обследование проводится два раза в год, в сентябре и в мае. Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания и соблюдения следующих правил:

  • помоги, но не навреди;
  • заинтересуй, но не настаивай;
  • каждый ребенок индивидуален.

Благодаря разнообразным движениям улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности. Развитие физических качеств с самого раннего возраста становится залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.

Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с семьей. Поэтому коллектив педагогов поставил задачу: повысить уровень знаний и интерес родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Для решения этой задачи для родителей оформили папки передвижки, подготовили консультации по организации двигательной активности ребенка в условиях семьи и приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск настенных газет “Будь здоров!”, выставки практических работ воспитанников и родителей, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья “Нам болезни не страшны”, “Как я расту”, проводятся консультации, встречи “за круглым столом”, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников. Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых в детском саду.

Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями.

1-й этап – ознакомительный.

  • Проведение бесед на базе консультативного пункта учреждения с родителями неорганизованных детей, которые только собираются прийти в детский сад – в течение года , 1 раз в неделю.
  • Сбор информации у родителей вновь пришедших детей (собеседование, анкетирование, наблюдение) – ежегодно в мае месяце и в начале учебного года в октябре.
  • Выделение родителей, входящих в группу риска (по результатам исследования).

2-й этап – профилактический.

  • Подготовка наглядной агитации (стенды, папки-передвижки с рекомендациями, памятки, консультации).
  • Встречи со специалистами на общем собрании и индивидуально.

3-й этап-работа с группой риска.

  • Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы).
  • Коррекция родительских установок (проведение тренингов, бесед, деловых игр) с привлечением психолога.

4-й этап – индивидуальная работа.

  • Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания.
  • Выступления родителей с опытом работы на родительских собраниях (общих и групповых).
  • Представление опыта на стендах в родительских уголках.
  • Консультативная индивидуальная помощь (старшего воспитателя, воспитателей, инструктора по ФК, старшей медсестры и других специалистов)

5-й этап – рефлексивный.

  • Мониторинг изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения)
  • Повторное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением медицинского работника, инструктора по ФК, учителя –логопеда, психолога )

6-й этап – интегративный.

  • Совместные с родителями мероприятия (экскурсии, походы в природу по экологической тропе, вечера развлечений и праздники с детьми, традиционные совместные спортивные соревнования во всех возрастных группах “Давайте дружить!”.
  • Дискуссии за круглым столом (обсуждение проблем и путей их решения)

7-й этап – перспективный.

  • Составление перспективного плана работы с привлечением педагогов, специалистов и представителей родительского комитета.

Особое внимание уделяется организации рационального, сбалансированного питания. Ведь полноценное питание – одно из главных условий, обеспечивающих нормальное развитие ребенка и высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В детском саду на основе материала пособия “Сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для дошкольных образовательных учреждений” Пермь, 2011год , рекомендованных Институтом питания РАМН, разработано примерное десятидневное меню. Старшей медсестрой детского сада ежедневно отслеживается выполнение калорийности и норм питания во всех возрастных группах. Это помогает скорректировать работу в соответствии с поставленными задачами.

При организации питания выполняются следующие принципы: регулярность, полноценность, разнообразие, соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, кефир, йогурт, молоко. Для профилактики острых респираторных и вирусных заболеваний в питание включаются зеленый лук, чеснок, что позволяет добиться определенного снижения заболеваемости. Проводятся периодические плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов детской поликлиники. Анализ обследования учитывается медицинской сестрой, воспитателями и другими специалистами при организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Результат нашей работы: за три года наблюдается увеличение индекса здоровья на 6%, снижение заболеваемости с 8.8 до 7.0 детодней, увеличение числа детей с 1 группой здоровья 16% до 33%, снижение числа детей с 3 группой здоровья с 10.3% до 9.0%. Такая положительная динамика наблюдается в связи с проведением всех оздоровительных мероприятий, развитию физических качеств детей с самого раннего возраста, тесному взаимодействию с родителями по формированию здорового образа жизни.