Открытый урок русского языка по теме "Не с существительными"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Организовать микроисследование по теме “Не” с существительными.
  2. Научить различать приставку не, не – часть корня, не – частицу.
  3. Научить использовать данную орфограмму в речи.
  4. Воспитывать интерес к знаниям.

Оборудование:

  1. карточки для закрепления орфограммы;
  2. модели правила “не с существительными”;
  3. словари: толковый, словарь строения слов, орфографический.

Ход урока

I. Микроисследование по теме “Не с существительными”.

На доске слова:

(Не)годовать, (не)волить, (не)навидеть, (не)домогать, (не)здоровиться, (не)настье.

Задание: 1. Назовите лишнее слово.

Почему так считаете?

(Ненастье. Это слово существительное.)

2. Раскройте скобки, запишите слова в тетрадь, графически обозначая условия написания “не”.

3. Почему же существительное находится в группе глаголов? (Существительное, как и глаголы, не употребляется без “не”.)

4. Знаем ли мы как пишется “не” с существительными?

О чем же сегодня пойдет речь на уроке!

Какова тема урока?

– “Не” с существительными”

– Какая задача встает перед нами на уроке?

(Узнать, когда “не” с существительными пишется слитно, когда – раздельно.)

– Зачем это надо знать?

Задание. 1. Образуйте имена существительные от глаголов:

2. Ответьте на вопрос, как напишите “не” и почему?

3. Сделайте вывод 1 о написании “не” с существительными.

Вывод № 1 “Не” с существительными пишется слитно, если существительными пишется слитно, если существительное без “не” не употребляется.

4. Запишите этот вывод коротко, т.е. постройте модель.

Модель № 1.

На доске существительные

¬
нездоровье

¬
неволя

Вопрос: Не возникает ли у вас вопрос о написании данных существительных?

(Почему эти слова написаны слитно, ведь они употребляются без “не”.)

Задание: 1) Объясните значение данных существительных.

¬
нездоровье – болезнь, хворь

¬
неволя – плен, заточение, темница

2) При помощи каких слов вы объяснили значение данных существительных? (При помощи синонимов.)

3) Какой вывод можно сделать о написании “не” с существительными?

Вывод № 2. “Не” с существительным пишется слитно, если его можно заменить синонимом без “не”.

– Постройте модель II вывода.

¬ (синонимы)
неволя = плен, рабство

II. Наблюдение. Работа в парах.

На доске предложения:

Невезение преследовало меня.
Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в учении.

1. Посовещайтесь в парах и ответьте на вопрос, почему по-разному записаны одинаково звучащие слова?

(Учащиеся могут объяснить правописание слова невезение в первом предложении.)

Беседа. – Ребята, где мы можем найти ответ на вопрос, почему во втором предложении “не” написано раздельно?

(В учебнике.)

– Как будем искать ответ в учебнике?

III. Работа с учебником.

  1. Чтение третьей части правила.
  2. Постройте III модель правила.

Модель №3

(част)

Не ___ правда, а ложь (противопоставление)

Самооценка по усвоению правила правописания “не” с существительными.

IV. Закрепление.

1. Работа с учебником.

Упражнение № 242 страница 97.

Задание. Выпишите из упражнения по одному предложению на каждый случай написания “не” с существительными.

Самопроверка.

1. Модель – 4 предложение.
2. Модель – 3 предложение.
3. Модель – 1, 2, 5, 6.

Проанализируйте свои ошибки.

2. Распределительный диктант за доской.

Кому не__ лень, не ___ хлебом единым жив человек.

Самопроверка при открытой доске.

1. – Проанализируйте свои ошибки.

2. – Объясните значение слов невежда, невежа по толковому словарю. Приведите предложения с этими словами.

3. – Объясните правописание словосочетаний с “не” (фразеологизмы).

3. Работа по карточке.

– Раскройте скобки в предложениях на карточке.

– Обменяйтесь карточками и оцените друг друга.

4. Творческая работа.

Задание. Запишите слово с “не” по его лексическому значению,

а) Человек, которому не сидится на месте.

б) Сомнение, отсутствие веры.

в) Рассеянность, отсутствие внимания.

г) Угрюмость, отчужденность

д) Недруг, враг.

Проверочная строка за доской.

Составить предложения со словами недоверие и неприятель, чтобы “не” было приставкой и частицей.

(Прочитать предложения и объяснить правописание “не” с существительными.)

V. Итог урока.

Беседа.

1. Какая задача стояла в начале урока?
2. Решили ли мы ее?
3. Повторите правило.
4. Оцените свою работу на уроке. (Поставьте себе оценки. Ответьте на вопрос, усвоили ли вы тему урока или необходимо вам еще проработать материал?)

Домашнее задание: §44, упражнение 238 (по заданию).

Самоанализ урока.

Урок русского языка в 6 классе по теме: “Не” с существительными – это урок изучения нового материала, урок – микроисследование орфограммы.

С помощью проблемных вопросов учащихся исследуют условия выбора орфограммы с последующим решением орфографических задач.

  1. Через аналитические вопросы учащихся были подведены к определению целей и задач урока с опорой на изученный материал.
  2. Мотивация учебной деятельности была задана проблемно-аналитическими вопросами, что заставило учащихся задуматься и включиться в аналитическую деятельность.
  3. Для включения в УПД каждого ученика использовались продуктивные и репродуктивные методы: аналитическая беседа, индивидуальная работа, работа в парах, творческая работа, самостоятельная работа, работа у доски.
  4. Так как этот урок изучения нового материала, то учащиеся были нацелены на самостоятельное добывание знаний через проблемные вопросы, анализ, выведение моделей, наблюдение, составление выводов, конструирование предложений.
  5. На уроке, на каждом этапе самоанализ, самоконтроль и самооценка присутствовали.
  6. Отрабатывались ОУУН: умение анализировать, делать выводы, выделять главное, работать с учебным материалом.
  7. Коммуникативные задачи осуществлялись: учитель – ученик, ученик – учитель, ученик – ученик.
  8. Задачи и цели достигнуты, решались орфографические задачи на уроке.