Игра как средство терапевтической процедуры

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Если родители замечают у ребенка отставание в развитии “не начинает ходить”, “не говорит”, “безучастен к окружающему” они обращаются к врачу, и это правильно.

Однако большинство родителей направляют все свои усилия на диагностику заболевания, медикаментозное лечение, обследование ребенка. Не многие знают, что успех лечения будет зависеть и от окружающих лиц ребенка, и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, главное, от своевременно начатых специальных занятий. Нередки случаи, когда родители серьезно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого - либо “заморского” лекарства, или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже привить вкус и прилежание к учебе. Это всего лишь составная часть в общем комплексе лечебно - педагогических мероприятий.

Есть и такие случаи, когда родители понимают отставание в развитии, как некое, приходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. “Ничего, - говорят они, - придет время догонит, заговорит”. Несостоятельность таких рассуждений очевидна. Как правило, родители не правильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Мало, кто из родителей обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Однако и в тех случаях, когда ребенку по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействия, они часто допускают серьезные педагогические промахи. Бывает и так, что неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.

Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии - это огромный и повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.

Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно.

Дети с недостатками развития, как правило, не умеют играть. У них не возникает замысла игры, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявлять живой интерес чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Игра сама по себе важна не только по тому что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка, развивается его эмоционально-волевая сфера.

Выбор игры и ее проведение должно осуществляться с учетом возраста, его умственных и физических возможностей. Одних детей нужно учить правильно, использовать игрушки, с другими нужно начинать с довольно сложных действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. У третьих с помощью игры можно формировать обобщающие понятия. Однако с каким бы ребенком не проводилась игра с малышом или старшим дошкольником, очень отстающим в развитии или не очень - непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным и активным ее участником.

Какими бы не были размеры вашей комнаты необходимо отвести специальное место, сыну или дочке. На коврике расставить игрушечную мебель, разложить посуду, предметы быта, одежду и др. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные игрушки. Если ребенок не умеет играть, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо игрушке, хватается за все или наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие - то такого ребенка необходимо скорее научить играть. Обучение игре нужно проводить в неожиданно создавшейся ситуации, так и в специально отведенное время. В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша. О потребности детей к игре и игрушках знают все взрослые, но не умеют подобрать нужную игрушку. Какую игрушку выбрать? При выборе игрушек, прежде всего, родители должны учитывать возраст, умственные и физические возможности ребенка. Для начала родителям нужно разделить все игрушки своего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию и те которые будут использованы в дидактических, т.е. обучающих целях, и не будут попадать в поле зрение малыша до тех пор, пока их ему не предложат, что и явится для него приятным сюрпризом.

Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Например, вместе покатать в коляске куклу, или мишку, или зайчика и т.п. В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то что видит ребенок. По нескольку раз называйте хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, обращайте внимание ребенка на последовательность производимых действий. Например: сначала куклу, зайчика (назвать имя игрушки) мы искупаем, а потом вытрем ее полотенцем. Вот так, хорошо, а теперь положим куклу (зайчика) спать.

Создавая игровую ситуацию и обучая детей осмысленным действиям с игрушками или предметам должны вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Это можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном, эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая не искренность взрослого будет тот час же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.

Полезно стимулировать у детей отражение действия, а именно: “сделай как мама”, “сделай как папа” и т.д. Так же необходимо приучать ребенка относиться к игрушкам бережно, содержать их в порядке, убирать их на место. Когда дети еще слишком малы, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок начнет сам убирать игрушки под вашим контролем и руководством, а когда вы его научите всему необходимому - самостоятельно.

Постепенно в игры необходимо включать целенаправленные регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать у детей умение внимательно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме величине и целостности. Дети очень любят развивающие игры. Разложите на столе несколько игрушек, попросите ребенка рассмотреть и назвать их. Затем пусть ребенок отвернется, а вы уберите одну игрушку. Ребенок должен снова посмотреть на игрушки, и сказать какой игрушки не хватает. Подобные игры развивают память.

Если ребенок знаком с хозяйственно - бытовой деятельностью членов семьи, его заинтересует игра “Кому что нужно”. Ребенку предлагаются картинки с изображением тех предметов, которые потребуются маме для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда и т.д.), папе в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке для вязания (спицы, моток шерсти и т.д.)

В игровой форме ребенка легче познакомить с цветом, формой, величиной предметов. Если знакомить малыша с цветом предметов, то сначала нужно попросить малыша разложить предметы на две группы и объяснить значение слов “цвет”, “такой же”, “разные”. Материалом могут служить цветные палочки, карандаши. У ребенка может вызвать интерес раскладывания палочек двух цветов в разные стороны. Сначала нужно показать ребенку, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета например: “Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?” Вначале дети показывают чаще всего жестом. Так раскладываются несколько пар палочек. Со временем, по возможности самостоятельно показывает, куда надо положить каждую палочку.

Занятия по ознакомлению с цветом проводятся при естественном освещении. Пособия размещаются на белом фоне. Если используются карандаши, то лучше всего брать не заточенные. Желательно брать карандаши (палочки) двух цветов, ребенку легче их группировать. Если ребенок не может выполнить задание, то нужно вместе с ним разложить карандаши (палочки). Многие дети затрудняются назвать цвет того или иного предмета. Не нужно требовать от ребенка сделать это. Чтобы выйти из подобной ситуации можно использовать прием опредмечивания цвета: зеленый - это елочка; красный - ягодка; желтый - солнышко и т.д.

Также научить ребенка различать предметы по величине. Попросить ребенка разложить на две группы предметы, одинаковые по своему функциональному назначению, но разные по величине. Необходимо помнить, что они должны быть одного цвета и одинаковой формы. Используйте в своей речи и учите ребенка понимать слова такой - не такой, большой - маленький.

Ребенок должен понимать значение понятий большой и маленький, строя башни из кубиков, собирая и разбирая, разнообразные конструкторы. Необходимо закреплять эти понятия. Для этого можно использовать игры с коробками: маленькими и большими. Ребенку предлагаются крышки от коробок, необходимо закрыть коробку соответствующей крышкой. Так же предлагаются матрешки, пирамидки и т.д.

Далее ребенка можно знакомить с геометрическими фигурами. Научить сравнивать геометрические фигуры попарно: круг - квадрат, квадрат - треугольник. Предложить малышу опустить фигурки в соответствующие окошки, которые можно проделать в любой коробке. Объясните ребенку, что фигуры имеют разную форму, они круглые и квадратные, а в коробке есть такие же соответствующие окошки: “Такие и вот такие” (круглые и квадратные).

Чтобы закрепить знания ребенка о геометрических фигурах проводятся игры: “Найди такую же фигуру” (ребенок находит такую же фигуру, такой же формы, как у взрослого). “Найди свой домик” (квадрат); “Подбери колеса к машине” (круги из набора разных фигур) и т.д. Когда ребенок научится различать фигуры (круги, квадраты, треугольники), можно учить находить предметы этих форм в окружающей обстановке.

Как правило, дети с недостатками развития, неуклюжи, поэтому в режиме дня необходимо отвести определенное время подвижным играм. Нужно научить ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным веревками квадрату, кругу, различным линиям. Такие задания помогут координации движений, сформируют нормальную походку. Так же необходимо научить ребенка бросать мяч, доставать вещи, находящие в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа, например - куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, усложняются игры, увеличивается расстояние пробега, число играющих.

Ребенок с особыми потребностями, как и любой другой, нуждается в контакте со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него нет ни братьев, ни сестер, то ребенок лишается детского общества. Необходимо его познакомить со здоровым ребенком младшего возраста и постараться организовать их совместную игру.

Дети с ограниченными возможностями легко поддаются внушению, любят подражать окружающим, поэтому им без особого труда можно привить нормы поведения, обучить быть полезными в семье.

Чтобы ребенку стало понятно, какие качества ценятся в человеке, а какие осуждаются, разбирайте различные примеры поведения, взятые из жизни.

Ребенок живет в обществе, среди людей, необходимо научить его ориентироваться в сложившейся ситуации, адекватно вести себя в определенной обстановке.