Учимся писать сочинение-рассуждение

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Закрепить навыки анализа текста (стиль, тип речи, тема, проблема, выявление авторской позиции, использование средств выразительности).
2. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, развивать аналитическое мышление;
3. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в коллективе, а также интереса обучающихся к обсуждению вопросов.

Оборудование.

1. Компьютерная презентация.
2. Раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Сегодня у нас урок развития речи.

Запишите тему урока. (Слайд 1)

Мы будем учиться писать сочинение – рассуждение, закрепим умения и навыки работы с текстом. Для этого должны знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения – рассуждения, должны уметь выполнять различные этапы комплексного анализа; уметь создать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

1. Орфографическая диктовка. Объяснить значения слов.

Современная цивилизация, подлинная история, катастрофически исчезают, богатая растительность, ничем не заменимая, удивительно ценные растения, взращивают, созданная природой, гражданская обязанность, экологическая система, тропа.

Какие синтаксические единицы представлены в этом ряду? (Словосочетания, слова.)

Выберите словосочетания с разными видами связи.

Составьте словосочетание со словом “тропа”. Запишите в тетради.

Почему она так называется “тропа здоровья”? (Находится в лесу, улучшается душевное состояние, прогулка по лесу умиротворяет, успокаивает).

(Слайд 2)

2. Слово учителя: Действительно, роль леса в жизни человека и планеты неоценима. К этой теме обращались многие писатели: М.М.Пришвин, К. Г.Паустовский, Леонид Леонов, Владимир Чивилихин.

Сегодня мы знакомимся с одной из статьей В.Чивилихина.

Что вы знаете об этом писателе?

3. Сообщение ученика о В. Чивилихине.

4. Слово учителя.

(В.Чивилихин – известный писатель, журналист, публицист. Он очень много ездил по стране и за границу, бывал в леса, на озерах и реках, в горах, пустынях, писал о Байкале, Волге, Балтике. Печатался в журналах “Огонек”, “Молодая гвардия”, “Правда”, “Москва”. Основная тема его произведений – человек, общество и природа.)

Послушайте текст В.Чивилихина. Он взят из путевых дневников “Шведские остановки”, глава “Чартерный рейс”.

5. Чтение текста.

(1) Писать о лесах – любимое мое занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность. (2) О судьбах лесов написано немало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме. (3) Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цивилизаций, в жизни и даже становлении человека. (4) Лес дал человеку первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил материалом для первых костров, а исчезая, оставлял после себя плодородный прах.
(5) Лес кормил наших отдаленных предков, снабжая их углеводами, жирами, белками и витаминами, давал им кров, защищая от солнца, ветра, дождя и мороза, спасая от хищных зверей и иноплеменников. (6) Из дерева делались дом и лодка, острога и соха, колыбель и гроб. (7)Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги и книги, материал для которых дал все тот же лес.
(8) Лес пока продолжает служить человеку свою верную службу. (9) Однако люди давно заметили, что леса на Земле катастрофически быстро исчезают.(10)Ученые всего мира приходят к общему твердому выводу ,что дальнейшее сокращение лесов нежелательно и даже опасно. (11)Лес-это не просто лесная растительность на почве, лес – ничем не заменимая наиболее важная обширная и сложная саморегулирующаяся экологическая система планеты, а дерево – удивительная химическая фабрика, созданная природой.
(12) Леса аккумулируют, преобразуют, проводят и отражают солнечное тепло.
(13) Они подымают урожайность полей, защищая их от суховеев, пыльных бурь, дают приют диким животным, взращивают под своим пологом дикие растения, и наконец, в первозданном своем состоянии леса служат объектом для многих наук, расширяющих и углубляющих наше представление о жизни, содействуют художественному творчеству, помогают воспитывать маленьких граждан.
В.Чивилихин

6. Беседа по тексту.

О чем текст?

Как вы думаете, какое название отразило бы тему текста? (Наиболее удачный записать.) (Лес – первый помощник человека.)

7. Слово учителя: Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части сочинения и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании построения сочинения. Какие основные требования к сочинению вы знаете?) (Слайд 3 “Требования к сочинению”.)

8. Слово учителя. Сформулируйте проблему текста. Вспомните, что такое проблема? (Проблема-это сложный вопрос, требующий, изучения, разрешения). Мы должны выявить основную проблему текста. В чем она выражается. (Слайд 4)

Проблему нужно формулировать общо, чтобы она охватывала не только данный конкретный случай или факт, но и многие подобные.

Сформулировать проблему исходного текста можно либо в виде вопроса, либо в виде четкого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте.

Запишите в тетради, используя слова. (Слайд 5)

Прокомментируйте сформулированную проблему. (Слайд 6.) Вам в этом помогут вопросы.

(Сокращение лесов нежелательно и даже опасно. Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Автор затрагивает актуальную проблему современного мира. Человечество должно задуматься и бережно относиться к лесу, потому что его роль в жизни народов велика.)

10. Запись в тетради.

11. Беседа с классом.

Как автор относится к поднятой им проблеме – проблеме сохранения леса?

Определите стиль речи. Докажите. (Публицистический, поднимается общественно значимая проблема.)

Какими средствами автор воздействует на читателя? (Общественно-политической лексикой, средствами выразительности: гражданская обязанность, время возвращает, в историй народов и цивилизаций, катастрофически, становление человека, история современной цивилизаций.)

С помощью каких языковых средств выразительности автор сумел показать, что роль леса важна в жизни человека? (Лес дал, познакомил, снабдил, кормил, служил – олицетворение.)

Определите тип речи и скажите, какую роль играют глаголы в тексте? (Повествование с элементами рассуждения. Повествует о важности леса в жизни человека, рассуждая ,подводит нас к мысли о том, что мы должны беречь природу.)

Какое средство выразительности автор использует в 6-ом предложении? (Подчеркивая постоянную связь леса с жизнью человека, автор использует антитезу: колыбель и гроб.)

С какой целью использует автор устаревшие слова? Назовите их.

(С древнейших времен велика роль леса. История помнит, когда русское государство было обнесено, окружено деревянным пограничным укреплением, а люди пользовались примитивным сельскохозяйственным орудием для вспашки земли.)

12. Вывод: Лес у В. Чивилихина – это не просто деревья, это огромный в своей совокупности мир живой природы, это символ жизни, бытия. Человек и в прошлом и в будущем обязан ей своей жизнью. Лес – живой организм.

Невольно вспоминается произведение И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

Дерево – фабрика.
Природа – мастерская.

Как Базаров относится к лесу? К природе?

(Видел в ней мертвую материю, материал, служащий человеку. Базарову в конце романа видится, мерещится обступающий на него со всех сторон лес:

“…постойте, я путаюсь. Тут есть лес. Базаров положил руку на лоб”. Это природа, отвергнутая им, заявляет о своих правах, о своей значимости и вечности, о своей силе и о его слабости перед ней.)

Какие слова мог бы произнести Базаров? (4, 5, 6, 7, 8, 12.)

Означает ли это, что позиция автора совпадает с позицией тургеневского героя? (Конечно, нет. Автор пишет о лесе как о живой материи, необходимой для жизни планеты, не только для физической жизни, но и для духовной. Леса содействуют художественному творчеству, помогают воспитывать маленьких граждан.)

В чем видит автор свою гражданскую обязанность? (Писать о лесах, призывая человечество бережно относиться к природе, от этого зависит здоровье планеты.)

13. Слово учителя. Гражданская обязанность. Вспоминаются некрасовские строки: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Каждый человек должен чувствовать свою гражданскую ответственность за то, что происходит на планете.

14. Запись в тетради авторской позиции.

(Слайд 7, 8)

15. Итог урока.

Как вы относитесь к данной проблеме – проблеме сохранения леса?

16. Домашнее задание.

Сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Приведите доказательства, аргументы и факты. (Слайд 9,10).

Приложение.

Использованная литература.

  1. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Часть3(С). Методические рекомендации по выполнению задания: учебно-методическое пособие.– М.: Издательство “Экзамен”, 2009.