Формирование информационной компетентности учащихся на уроках биологии посредством работы с текстом

Разделы: Биология


Цели.

Образовательные:

сформировать у учащихся знания о биологии, как науке о живой природе.

Воспитательные:

прививать культуру общения при работе в группе.

Развивающие:

развивать умение структурировать содержание биологического текста, используя прием “Кластер”.

Оборудование: тексты с вопросами для каждой группы: “Как изучают природу”, “Что такое наука?”.

Заранее заготовленные схемы кластеров на каждого ученика.

Организация процесса

В начале урока класс разбивается на 5 групп для работы с текстом. На доску нужно спроецировать через компьютер кластер урока, но без подписей. В процессе урока схема будет оформлена. Каждой группе выдаются тексты с вопросами для обсуждения либо вопросы к тексту учебника.

1 этап урока “Актуализация знаний”

Учитель знакомит учащихся с учебником и в беседе подводит к теме урока “Биология – наука о живой природе”.

Вопросы:

Что такое наука? (Ответы учащихся записываются в столбик на доске)

Что такое живая природа? (Ответы учащихся записываются в столбик на доске).

2 этап урока “Осмысление (работа с текстами в группах)”

1 группа

Текст “Как изучают природу” (В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. Природа неживая и живая. Учебник 5 класс. Отрывок статьи “Как изучают природу”, включающий информацию о методах исследования)

Вопросы к тексту:

  1. Как бы вы назвали данный текст?
  2. Ваш друг сказал вам, что если вы подкормите комнатное растение колеус цветочным удобрением, то листья у него начнут расти не только быстрее, но станут довольно крупными, если же нет, то растение останется маленьким. Какие методы вы будете использовать для изучения этого явления?
  3. Что такое метод?

(Ожидаемые результаты: в процессе работы с текстом дети должны сделать выводы о том, что человечество владеет несколькими способами познания окружающей среды – методами. В момент беседы учитель на компьютере готовит ячейку кластера “Методы исследования”)

2 группа

Текст “Как изучают природу” (В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. Природа неживая и живая. Учебник 5 класс. Отрывок статьи “Как изучают природу”, включающий информацию о приборах, помогающих проводить научные исследования)

Вопросы к тексту.

  1. Как бы вы назвали данный текст?
  2. Изучая природоведение в 5 классе, вы узнали, что растения состоят из клеток. Как это можно доказать?

(Ожидаемые результаты: дети должны найти информацию о том, что для проведения исследований человек использует различное “лабораторное оборудование” или “измерительные инструменты”. На компьютере готовится ячейка кластера “оборудование”).

3 группа

Текст “Что такое наука?” (Детская энциклопедия “Все обо всем”. Т.2. Статья “Что такое наука?”).

Вопросы к тексту:

1. Почему древние греки не смогли объяснить некоторые природные явления?

2. Как вы считаете, нужно ли совершенствовать методы познания?

3. Попытайтесь сформулировать ответ на вопрос, который поставил перед вами автор статьи.

(Работая с текстом, учащиеся должны попытаться сформулировать собственное определение “наука”, которое в дальнейшем может быть скорректировано учителем. (На компьютере готовится ячейка кластера “наука”)

4 группа

Текст “Что изучает биология?” (В.В. Пасечник. Биология: бактерии, грибы, растения. Учебник 6 класс. Статья “Что изучает биология”)

Вопросы к тексту:

  1. Из перечня объектов выделите те, которые изучает биология: щука, стол, мухомор, клен, лопата, бактерии? Почему? (В этот момент учитель вводит понятие “объект исследования” и заполняет данную ячейку кластера)
  2. Изучив схему 1 к данному тексту ответьте на вопрос “Почему биология делится на множество биологических дисциплин”? (Ячейка кластера “биологические дисциплины в зависимости от объекта исследования”)
  3. Какие же вопросы рассматривают ученые при изучении объектов живой природы? (Учителем вводится понятие “предмет исследования”. Кластер “предмет исследования “характеристика объекта”)

После заполнения ячеек кластера, расширяющих понятие “наука” - учитель обращает внимание учащихся на записи на доске, сделанные вначале урока. Далее, ученики под руководством учителя, используя кластер, пытаются составить небольшой рассказ “Что я узнал о науке – биология?”

5 группа

Текст “Что изучает биология?” (В.В. Пасечник. Биология: бактерии, грибы, растения. Учебник 6 класс. Отрывок статьи “Что изучает биология”, включающий информацию о группах живых организмов, биосфере)

Задание к тексту:

Попытайтесь представить данный текст в виде схемы.

(Ожидаемые результаты: конструирование блока кластера “Живые организмы”)

После обсуждения данного блока кластера, дети проводит связь между “живыми организмами” и ячейкой “предмет исследования”.

3 этап урока “Рефлексия”

Задание для учащихся: Используя кластер, составьте рассказ на тему “Что я знаю о биологии”.

Домашнее задание. Используя статью учебника “Биология – наука о живой природе”, заполнить ячейку кластера “Значение биологии”.