Лексическая тема "В столовой"

Разделы: Русский язык


Постоянно увеличивающийся приток в Москву нерусского населения из стран ближнего зарубежья и национально-государственных субъектов Российской Федерации,   естественно, ставит  вопрос  о культурно-языковой адаптации мигрантов. Основная часть переселенцев и вынужденных эмигрантов – дети. Подавляющее большинство вновь прибывших детей практически не владеет русским языком, при этом они должны посещать школу. Следовательно, их нужно срочно обучать русскому языку, и  чем раньше, тем лучше.  В связи с этим разработка и апробация учебных пособий для этого контингента учащихся – одна из важнейших задач теории и практики  преподавания русского языка как иностранного  (РКИ) на современном этапе.  Программа, по которой я работаю, имеет практическую направленность на культурно-языковую адаптацию, и позволяет организовать работу с детьми разных национальностей, в различных образовательных учреждениях.
Главная моя задача – формирование у детей навыков активного и психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в меняющейся языковой ситуации.
Знания, полученные за год обучения, позволяют моим ученикам  включиться в образовательный процесс и активно участвовать в интересной  и содержательной жизни московской школы.

Грамматическая тема:  Предложный падеж существительных. Согласование прилагательного с существительным (закрепление).

Закрепление темы:  прилагательное + существительное (согласование в роде в форме именительного падежа)

Лексическая тема: «Столовая» (питание, посуда, мебель).

Закрепление: «Животные».

Цели урока:

  • ознакомление с  формой предложного падежа существительного;
  • освоение лексической темы: «В столовой»;
  • подготовка к работе над сказкой «Три медведя».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Повторение изученной лексической темы

Учитель: О чем (о ком) мы говорили на прошлых уроках?

– Назовите  животных, которых вы знаете?

После того, как дети перечислили названия животных, учитель раздает детям цветные карточки, на которых написаны названия животных: лис, кот, тигр, медведь, белка, волк.

Игра!

– Вы должны прочитать название  животного и спросить своего соседа,  как называется его детеныш.

Лис – лисенок
Кот – котенок
Тигр – тигренок
Медведь – медвежонок
Белка – бельчонок
Волк – волчонок

(эти названия животных выбраны для того, чтобы закрепить чередование согласных на стыке корня и суффикса).

Фонетическая минутка

Цель:отработка звука [ш],[ж].

Шу-шу-шу и жу-жу-жу,
Я летаю и жужжу.
Кто это?(Жук, пчела)

Физминутка

Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.

3.Предтекстовая  лексическая работа

Учитель: Прочитаем текст «Три медведя».
– Ребята, ответим на вопросы:

  • Медведь он или она?
  • А если она?
  • А их детеныш?

Работа с текстом.

  • Чтение
  • Нахождение форм Предложного падежа.
  • Вопросы

Три медведя

Жили-были медведи. Большой медведь-папа, медведица-мама, а сын их медвежонок. Медведи жили в большом доме. Дом старый, но красивый и деревянный. В доме есть стол, стулья, большая кровать, средняя кровать, и маленькая кровать. На столе большие чашки и маленькая чашка. В руке медведь держит ложу. И медведица держит ложку. У медвежонка тоже ложка. Они обедают. На медведице одежда чистая: длинная юбка, красная кофта, красный платок. На кроватях одеяла и подушки. У медвежонка одеяло голубое, теплое. Оно тоже лежит на кровати.

Напомнить о том, какие окончания у существительных в П. п, когда мы используем их для ответа на вопрос  Где?

Постановка проблемного вопроса: Почему у сущ. разные окончания*:

– Ребята, обратите внимание, как пишется слово «кровать». Кровать – это существительное, женского рода с ь на конце. В предложном падеже существительное женского рода имеет окончание – И.
– Какие еще знаете сущ. ж.р. …?

Дети:  Дверь – двери; тетрадь – тетради.

Игра!

Учитель: Где жили медведи?
– Какой дом у медведя: маленький или большой?
– Какой дом у медведей: старый или новый?
– Какой дом у медведей: красивый или некрасивый?
– Какой дом у медведей: каменный или деревянный?
– Какое одеяло у медвежонка?
Учитель: Что едят медведи?
– В чем мед, который едят медведи?
– Что в руке медведя, медведицы, медвежонка? (У медведя лапы, а у сказочного медведя – рука)
Учитель: А сейчас в тетради запишем два последних предложения текста.
– У медвежонка одеяло теплое, голубое. Оно тоже на кроватИ.
– Почему пишется окончание И?А какие слова еще встречали?

Задание: добавьте существительные к прилагательным.

Теплое __________________
Деревянный_______________
Большая__________________
Чистая___________________

Слова для справок: одеяло, стол, кровать, одежда.

Итоги урока

У: Ребята, наш урок подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки, вспомните наш урок. Что вам понравилось в нем больше всего?

Д:

Остальные вопросы по ситуации.

Литература:

1. Е.В. Какорина, Т.В. Савченко, Л.В. Костылева – «Русский язык: от ступени к ступени» 2007г.
2. Синёва О.В. Грамматика в упражнениях, текстах, диалогах. Ч 4 в кн. Савченко Т.В., Синёва О.В., Шорина Т.А. Русский язык: от ступени к ступени. РКИ. Ч. 4,5, 6. – М.: Этносфера, 2009.
3. Желтковская Л.Я. Русский язык, М., 2006.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3