Из опыта работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в детском доме-интернате

Разделы: Коррекционная педагогика


Детский дом-интернат для детей с интеллектуальной недостаточностью – это дом, где живут и обучаются дети с ограниченными возможностями, основной задачей которого является сохранение и укрепление здоровья, а так же максимальная социализация и адаптация детей к условиям окружающей действительности.

Дети, поступая в детский дом, имеют множество особенностей, характерных для детей с интеллектуальными нарушениями: крайне низкая двигательная и познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и т.д.

Несмотря на свой диагноз, свою атипичность и своеобразие психического развития, каждый ребенок имеет определенный потенциал развития, который подчеркивает необходимость своевременной коррекционной помощи.

Коррекционная работа ставит своей целью исправления присущих недостатков детям с нарушением интеллекта путём применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. При построении своей коррекционной работы необходимо использовать всю ту активность ребенка, через которую можно донести максимально возможную информацию об окружающем мире.

Выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями является основным в работе дефектолога. Программа носит индивидуальный характер, так как каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, как в физическом, так и в психическом развитии. Все особенности учитываются при построении индивидуального образовательного маршрута.

Развивающая работа дефектолога предусматривает, прежде всего, развитие познавательной, эмоционально-личностной, социальной и двигательной сфер. Отсюда вытекают основные направления коррекционно-развивающей работы.

Организацию и проведению развивающих занятий так же уделяется большое внимание.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

Учитывая нейрофизиологический аспект деятельности мозга, хорошо начинать занятия с аутомануального комплекса (самомассажа). При проведении массажа улучшается функции рецепторов, проводящих путей, активизируются структуры подкорковых образований (гипоталамус, гипофиз, ретикулярная и лимбическая системы), от функционального состояния которых зависит продуктивность познавательной деятельности.

Каждое занятие должно носить эмоционально окрашенный характер, чтобы все игры, задания и упражнения создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции, что будет способствовать активизации деятельности ребенка и, как следствие, более успешному усвоению материала. С этой целью мы используем на занятиях элементы сказок. Когда ребенок надевает “маску” или берет в руки атрибут узнаваемого героя, он более эмоционально реагирует на происходящую ситуацию, у него повышается познавательный интерес к изучению предлагаемого материала, и, учитывая механизм эмоциональной памяти, ребенок более полно и верно воспроизводит полученную информацию.

Так же с целью формирования эмоционально – положительного настроя во время занятия и активизации произвольного внимания мы широко применяем фонограммы Е. Железновой и С.Железнова, которые не только придают занятию эмоционально яркую окраску, но и оказывают коррекционное воздействие на высшие психические функции. Выполнение двигательных упражнений в соответствии с текстом, наложенным на ритмическую музыку, повышает подвижность нервно-психических процессов, что способствует развитию слухового восприятия, внимания, формирует скоординированность движений и пространственную ориентацию, развивает мелкую моторику, артикуляционные движения и мимическую мускулатуру.

При организации коррекционных занятий большое значение имеет не только высокий уровень эмоциональной значимости обучения, но и выбор материала, посредствам которого у ребенка сформируются более полные и точные представления об окружающем мире.

Принимая во внимание то, что всем детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны снижение темпа и качества приема и переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий, в процессе коррекционного обучения следует подключать как можно больше источников информации разных модальностей. В частности, важно на занятиях уделять внимание не только ведущим анализаторам (зрительному и слуховому), но и применять упражнения, используя тактильное восприятие. Практика работы показывает, что при включенности тактильного восприятия в практическую деятельность у ребенка формируется более правильный образ воспринимаемого предмета.

Полезно подключать тактильную чувствительность при усвоении форм, величинных отношений, количественных дочисловых представлений, а так же при формировании представлений о числе и цифре. К примеру, на коррекционных занятиях по ФЭМП можно использовать тактильные карточки различной текстуры и разного назначения, сыпучий материал, с помощью которых, обогащается чувственный опыт и у детей формируются более точные представления о форме предметов, величине, их количестве, геометрических фигурах. Ребенок, многократно проводя рукой по карточкам с тем или иным назначение, ощупывая их, запоминает не только зрительный образ, но и качественные отличия предлагаемых предметов.

Как дополнительный методический прием, способствующий стабилизации психо-эмоционального состояния и развитию познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями можно использовать такой вид психотерапевтических игр, как игры с песком.

Наши “особые” дети с удовольствием играют с песком. Для детей песочная терапия естественная форма экспрессии, и они с готовностью тянутся к этому.

Просеивая прохладный песок между пальцами, ребенок получает от созерцания и ощущений удовлетворение и душевное равновесие. Пальчики малышей ощущают мелкие частицы песка, его шероховатость и теплоту или прохладность, сухость или влажность - развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что делает песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Начиная работу со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком, постепенно дети научаются простейшим манипуляциям с ним, и уже через некоторое время при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные формы и фигуры, что способствует более эффективному формированию у детей представлений о сенсорных эталонах.

Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в органичной для него форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Вся эта целенаправленная работа с детьми дает положительные результаты в плане развития их личностных качеств и познавательной деятельности.