Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач современной педагогики.

Дети с речевыми нарушениями, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стёртых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объёму движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и нескоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому учитель-логопед не только исправляет речевой дефект, но и корректирует физическое и психическое состояние ребёнка, используя при этом здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии условно можно объединить в три группы:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению переутомления, гиподинамии (динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз);
  • коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика);
  • технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно-игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

Использование определённых приёмов зависит от многих условий: от возрастных и психофизиологических особенностей детей, формы и темы занятия.

Самомассаж

Самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Для проведения самомассажа используются массажные мячики, суджок-массажёры, «сухой бассейн».

Самомассаж рук можно сочетать с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий.

Физкультминутки

Как элемент двигательной активности детям предлагаются физкультминутки, которые проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у дошкольников.

В состав физкультминуток, проводимых в игровой форме, включаются

  • упражнения для развития общей моторики;
  • упражнения для развития пальцевой моторики;
  • упражнения на мышечное расслабление;
  • психогимнастика.

Дыхательная гимнастика

При выполнении дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счёт чего улучшается работа всех центров. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание. Приступая к развитию речевого дыхания, необходимо выработать, бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Секрет» (раздувание песка), «Чья машинка быстрее доедет до гаража», «Забей мяч в ворота» и др.

Гимнастика для глаз

На логопедических занятиях активно используется гимнастика для глаз. Эти упражнения направлены на профилактику нарушений зрения,  способствуют развитию концетрации внимания, навыков волевой регуляции

Фонетическая ритмика

В процессе упражнений различные движения корпуса тела, рук, ног, головы сочетаются с произнесением определённого речевого материала, что способствует вызыванию и закреплению в речи детей произносительных навыков. Упражнения с использованием фонетической ритмики содействуют развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, развитию умения изменять силу и высоту голоса, правильно воспроизводить звуковую, ритмическую и мелодическую сторону речи.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР

Тема: «Овощи»

Цели. 

  • Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.
  • Формировать понимание и навык употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа.
  • Развивать физиологическое  дыхание.
  • Развивать творческое воображение, конструктивный праксис.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Самомассаж с помощью массажных мячиков.

В огороде нашем                                      Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу.
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,                        Дети катают мяч вперёд-назад.
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,                                   Дети выполняют круговые  движения, катая мяч по ладоням.
Жёлтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,                              Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавливают на него.
В ста одёжках старичок?

– Ребята, посмотрите, что привёз нам грузовик? (Овощи.)
– Откуда он их привёз?
– Где растут овощи?
– Сегодня мы будем рассматривать овощи и говорить о них.

2.  Уточнение и расширение словаря.

Достаю из грузовика овощи по одному, предлагаю детям потрогать их и рассмотреть, задаю вопросы.

– Что это? (Это морковка.)
– Какая она? (Она длинная, гладкая, красная.)
– Что это? (Помидор.)
– Какой он? (Он круглый, красный, мягкий.)
– Что это? (Это огурец.)
– Какой он? (Он зелёный, длинный, колючий.)

3. Развитие физиологического дыхания

Игровое упражнение «Капуста».

Дети кладут руки ниже рёбер, делают вдох и надувают живот как капуста (под счёт до «трёх»). Выдох – живот втянуть (похож на ямочку).

4. Физкультминутка

Координация речи с движением.

В огород пойдём,                             Идут по кругу, взявшись за руки.
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем                 Выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.
И картошки накопаем                      Выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.
Срежем мы кочан капусты,             Одной рукой, держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.
Круглый, сочный,                            Рисуют в воздухе круг три раза.
очень вкусный. 
Щавеля нарвём немножко              Приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.
И вернёмся по дорожке.                  Идут по кругу, взявшись за руки. 

Пластические этюды.

Изобразите капусту на грядке; кабачок, подставивший солнышку бочок; солёные огурцы в банке.

5. Формирование понимания и навыка употребления имён существительных единственного и множественного числа.

Покажите, где помидор, помидоры и т.д.
Я покажу овощи, а вы их назовите.

Игра «Закончи предложение»

Вот один помидор, на тарелке – … (помидоры).
Вот один огурец, а в банке – … (огурцы).
Вот один кабачок, а на стуле лежат … (кабачки).
Вот одна тыква, а на полу лежат … (тыквы).

6. Развитие конструктивного праксиса

Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их.
Теперь достаньте такие же, но разрезанные на части картинки. Возьмите их и попробуйте собрать, чтобы овощи стали целыми.

7. Итог