Повторяем математику, вспоминаем историю (к 200-летию Бородинской битвы)

Разделы: Математика, История и обществознание, Внеклассная работа


Ход мероприятия

Преподаватель истории. Президентом Российской Федерации 2012 год был объявлен Годом российской истории. Это связано с историческими датами, в том числе: 1150-летие российской государственности, 400-летие окончания Смутного времени в России, 200-летие Бородинской битвы и Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Мы с вами вспомним события Отечественной войны 1812 года – это важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы.

Преподаватель математики. Трудно пройти мимо славной даты 200-летия Бородинского сражения, даже если вы учитель математики, а не истории. Можно составить массу интересных задач на этом историческом материале. Хотя бы для того, чтобы просто что-то подсчитать. Например, численность войск с той и другой стороны. А если при этом узнать что-то новое для себя? Но если вдуматься, то станет очевидным, что полководцы, чтобы управлять перемещением таких масс людей, коней, орудий и провианта, должны были обладать хорошими математическими способностями и отменными знаниями. Военным инженерам, например, необходимо было знать геометрию. Не зря, наверное, Наполеон проявлял интерес к математике. Возможно, не стань он великим полководцем, стал бы неплохим математиком.

Кстати, математику с войной 1812 года связывает еще и имя Жана-Виктора Понселе, французского военного инженера и создателя проективной геометрии. В 1812 г., в чине поручика, в бою под Красным, тяжело раненый, он попал в плен и был отправлен в Саратов, где и пребывал до 1814 г. Во Францию он возвращался с семью тетрадями, в которых были изложены основы новой геометрии.

Вот такая история.

А сейчас мы с вами выберем две команды лучших математиков по пять человек в каждой. В ходе нашей игры за каждый правильный ответ команда будет получать “Орден Кутузова”, выиграет та команда, которая получит большее количество орденов.

Наш 1-й конкурс “Знатоки арифметики”.

Команды должны выполнить арифметические действия и получить в ответе дату, связанную с Отечественной войной.

Пока наши команды решают примеры, мы с вами посмотрим видеосюжет о той ситуации, которая сложилась в мире накануне Отечественной войны (видеофрагмент).

Итак, команды справились с первым заданием. Решения передаем жюри. В ответе у нас должна была получиться дата 12.06.1812

С каким же событием Отечественной войны она связана? Внимание на экран. (Презентация. Видеофрагмент)

– 12.06.1812 г. – войска Наполеона вторглись на территорию Российской империи.

Команды приступают к выполнению следующего задания, а мы с вами вспомним какие события происходили накануне главного сражения Отечественной войны 1812 года – Бородинской битвы (видеофрагмент).

Команды справились с заданием. Решения передаем жюри. В ответе у нас должна была получиться дата 28.08.1812

С каким событием Отечественной войны связана эта дата? Внимание на экран (видеофрагмент).

– 26.08.1812 г. – началась Бородинская битва.

Наш 2-й конкурс “Решите задачу”.

Решите задачи и определите численность русской и французской армий.

Пока наши команды определяют численность русской армии, мы с вами посмотрим видеосюжет о начале Бородинской битвы.

Первая задача решена, жюри проверяет ответы.

– 121000 (чел) – численность русской армии.

Интересно, а как были вооружены солдаты, участвующие в Бородинском сражении? (Видеофрагмент можно получить у автора статьи.)

Решение второй задачи поможет нам определить численность французской армии накануне Бородина.

Бородинская битва продолжалась 12 часов (видеофрагмент).

Вторая задача решена, жюри проверяет решение.

– 138000 (чел) – численность французской армии.

Какую роль играла артиллерия в ходе Бородинской битвы (видеофрагмент).

Наш 3-й конкурс “Решите кроссворд”.

В каждом кроссворде есть выделенная вертикаль, в которой после записи ответов на вопросы появляется фамилия одного из полководцев времен Отечественной войны 1812 г.

Первый кроссворд мы решим все вместе, за каждый правильный ответ команда получает орден, болельщики тоже могут принять участие в решении кроссворда.

Итак, ключевое слово этого кроссворда – Кутузов.

Михаил Илларионович Кутузов, главнокомандующий русской армии в Отечественной войне 1812 года (видеофрагмент).

Следующий кроссворд команды решают самостоятельно.

А мы с вами посмотрим видеофрагмент о завершении Бородинской битвы.

Ключевым словом во втором кроссворде стало имя российского генерала, героя Отечественной войны 1812 года, потомка грузинского царского дома – Петра Ивановича Багратиона. (Презентация. Видеофрагмент)

Сегодня мы с вами повторили математику и вспомнили события Отечественной войны 1812 г., победа в которой является одной из славных страниц истории нашей Родины.

А кто победил в нашей игре, мы узнаем, подсчитав количество орденов.

Подведение итогов.

Награждение победителей.