О трудовой подготовке и трудоустройстве учащихся коррекционных классов VIII-го вида, проектной деятельности по труду

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика


Введение

Человек издавна стремился украсить своё жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и творчество всегда были неотделимы. Из самых простых материалов создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывая поэтическое представление мастера об окружающем мире.

Дерево – один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать ещё в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина русскими мастерами. С помощью топора, ножа и некоторыми другими инструментами изготовлял русский человек все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, крепостные сооружения, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

В настоящее время широко применяются различные копировальные станки, но работа мастера, своими руками создающего изделие, будет всегда иметь свою художественную ценность. Существует большое количество направлений “народных художественных промыслов”.

Поэтому мы на уроках трудового обучения знакомимся с художественной обработкой древесины, так как этот вид более близок, традиционен для нашей местности, является частью нашей национальной культуры.

На таких уроках учащиеся получают знания, приобретают умения и навыки выжигания по дереву; контурной, геометрической, плоскорельефной и пропильной резьбе, художественному точению

В учебном предмете “Технология” большое значение отводится творческим проектам. Под проектом следует понимать самостоятельную творческую деятельность учащихся, выполняемую под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта. В задачу проектирования также входит экономическая и экологическая оценка работ. Результаты этой деятельности должны поэтапно материализоваться, т.е. фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, её экономической, экологической и социальной целесообразности, изготовления эскизов и чертежей, технологических карт, планов и т.д. Важно чтобы они были реальными т.е. теоретическая проблема должна завершаться её конкретным решением. По совокупности всех этих видов деятельности учащихся и должен оцениваться уровень их трудовой подготовки.

Современные требования к организации профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Социально-экономическая ситуация в России:

– социальное расслоение;

– рост безработицы;

– увеличение количества детей с проблемами в развитии;

– высокие требования к квалификации рабочих на рынке труда затрудняет успешную социализацию выпускников с проблемами в развитии.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.

Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.

Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встают ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.

Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта.

Метод проекта характеризуется как:

– личностно-ориентированный;

– обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

– построенный на принципах проблемного обучения;

– развивающий навыки самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах;

– воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

Особенности организации проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках по трудовому обучению

Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата

Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.

В работе над проектом используется алгоритм, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с литературой , рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить свой бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.

Все эти виды деятельности по изучению и изготовлению изделия входят в программный материал по предмету для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.

Для организации внеклассной работы и занятий по производительному труду в старших классах, когда учащиеся имеют необходимые знания и умения работы над проектом, можно предложить учащимся разработку более сложного группового проекта – предприятия по профилю, например – ученического цеха (мастерской). Эта работа формирует профессиональное определение школьников в новых социально-экономических условиях, дает дополнительную информацию по экономическим вопросам, приближает работу учащихся к реальным производственным условиям.

Чтобы успешно выполнить этот проект учителю необходимо учитывать:

– психофизические способности учащихся с недостатком интеллекта, их склонности и интересы;

– недостаток знаний в экономической области.

Также учителю необходимо тщательно продумать этапы работы, четко запланировать всю работу.

От учащихся эта работа требует изучение структуры предприятий разных видов собственности, работы предприятий, производства и сбыта продукции, понятия о бизнес-плане, выполнении элементарных экономических расчетов.

Если изготовление изделий и несложный экономический расчет затрат на изготовление изделий не вызывает особых затруднений, то экономические вопросы ставят в тупик, так как в коррекционных школах на уроках трудовой подготовки не предусмотрен материал по экономике. Поэтому на уроках и на занятиях по производительному труду необходимо постепенно вводить экономические понятия.

Самостоятельно учащиеся могут придумать название предприятия, рекламу, товарный знак, распределить обязанности на предприятии (в мастерской), провести социологический опрос в школе (будут ли пользоваться спросом услуги и товары). Остальная работа над проектом по организации и планированию предприятия проходит совместно с учителем. Итогом проделанной работы является презентация предприятия, где дается отчет о проделанной работе, о перспективах развития, демонстрируются изделия, проходит аукцион-продажа изделий.

В таком импровизированном предприятии на базе школьной мастерской можно выполнять несложные заказы сотрудников школы по изготовлению хозинвентаря, оказывать благотворительную помощь ветеранам - педагогам школы, выполнять социальные заказы школы.

Конечно, выпускники СКОШ не станут владельцами предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности местных рынков труда.

Думается, что такой опыт работы будет интересен педагогам специальных (коррекционных) школ в решении проблемы трудовой подготовки и трудоустройства воспитанников на современном этапе развития общества.

Вывод

Включение метода проектов в учебный процесс даёт возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них различные методы обучения. Метод проекта создаёт широкие перспективы и для творческого подхода к изучению раздела программы “художественная обработка древесины”. Выпускники школы приобретают знания, умения и навыки, необходимые при выборе профессии.

Работая в этом направлении, я не ставил и не ставлю цели подготовки столяров и резчиков по дереву. Основная моя задача научить учащихся выполнять любую работу качественно, дать более глубокое представление о профессиях деревообработчиков, развить художественные способности, научить ценить свой и чужой труд.

Результаты работы, за последнее время, подтверждают данные выводы; качество работ учащихся всех классов улучшилось. О чем свидетельствуют призовые места на различных выставках.

Выпускники школы способны изготовить простейшие столярные изделия, что, несомненно пригодиться им в жизни

Литература, использованная при написании статьи.

1. Ковалев Е.А.Трудовое обучение во вспомогательной школе.- М.,1988.

2. Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М., 1992.

3. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М., 1966.

4. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2005.