Социальные аспекты информатики. Внедрение результатов информатизации общества в практику преподавания информатики

Разделы: Информатика


Информационная деятельность является важнейшим средством реализации социальной активности человека в современном мире.

В современном информационном обществе жить и строить свою судьбу нашим детям, сегодняшним школьникам. Умение работать с информацией, находить нужные в данный момент сведения, во многом определяет профессиональную успешность человека.

Отечественная промышленность испытывает огромную потребность в высококвалифицированных специалистах и, прежде всего, в специалистах занятых в наукоёмких областях, где применяются инновационные технологии.

Всё чаще работодатели предъявляют к соискателям работы повышенные требования в области компьютерных технологий и это не только знание ПК на пользовательском уровне, но и умение работать на профессиональном уровне во многих пакетах специализированного программного обеспечения. Специалисты, владеющие информационными технологиями, имеют более высокий рейтинг на рынке труда.

Предмет «Информатика и ИКТ» занимает важную роль в формировании универсальных (метапредметных) умений школьников. Именно информатика дает учащимся универсальный метод познания всех процессов и явлений любой природы - информационный анализ. Круг проблем, решаемые при помощи информационного анализа, расширяется с появлением новой вычислительной техники и программного обеспечения. Математическое моделирование процессов и явлений в различных областях науки и техники, включённое в курс информатики, является одним из основных способов получения новых знаний и технологических решений. Умение работать с базами данных и поисковыми системами позволяет быстро находить необходимую информацию и подвергать её дальнейшей обработке.

Информатика знакомит учеников с новыми информационными технологиями: сетевыми технологиями, мультимедиа технологиями, технологиями обработки цифровой информации. Информатика, развивает логическое мышление учеников, способность анализировать, сопоставлять факты, решать сложные задачи вычислительного характера, производить экономические и статистические расчеты современными эффективными способами. Знание современных информационных компьютерных технологий расширяет информационное пространство школьника, дает поддержку всем школьным предметам, выводит процесс их освоения на новый качественный уровень.

Информатика через изучение информационных технологий способствует становлению личности ребёнка в современном образовательном пространстве, развивает его творческие способности, формирует высокие нравственные качества и эстетический вкус.

Мир меняется. То, что в учебнике можно лишь прочитать или увидеть в форме иллюстраций, можно дополнить информацией из электронных библиотек, посетить виртуальные музеи, выставки, просмотреть научные видеофильмы по интересующей теме, поучаствовать в дискуссиях при обсуждении важных проблем.

Никого уже не удивляет возможность проследить за прохождением почтовой корреспонденции (бандероли или заказного письма), за продвижением дела в арбитражном суде, за состоянием своих налогов на сайте налоговой службы, записаться на приём к врачу через Интернет, рассчитать стоимость коммунальных услуг и проверить начисление платежей. Вы можете посмотреть на карте, где организован раздельный сбор мусора в вашем микрорайоне, где пробки на автодорогах, узнать, где и на каком основании проводятся работы на улицах города. Всё чаще мы заказываем билеты на концерт или на самолёт не выходя из дома, оплачиваем счета через Интернет-кошелёк, покупаем товары в Интернет-магазине. Даже заявление для поступления в ВУЗ можно отправить по электронной почте. Всё это прочно вошло в наш быт. Расширяется информационное пространство, появляются новые сервисы, на которые стоит обращать внимание учащихся при изучении темы «Информационные ресурсы Интернета».

Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Если раньше этот тезис был чисто декларативным, то за последние годы он воплотился в жизнь. В настоящее время мы имеем реальную возможность доступа к информации через правительственные сайты. На них опубликованы основные федеральные и региональные законы, касающиеся различных областей градостроительной, хозяйственной, социальной и культурной жизни города, размещены мощные информационно-поисковые базы данных, содержащие полезную для горожан и учреждений информацию. На сайтах правительственных Комитетов и Служб работают электронные приёмные для обращений граждан, описаны правила и процедура взаимодействия.

Одним из важных аспектов социализации учащихся является обучение их способам получения полезной информации из Интернета и способам взаимодействия с организациями, муниципальными органами власти, социальными службами, правительственными органами посредством использования коммуникационных технологий.

 К сожалению, подростки предпочитают досуговое общение в Интернете, и большинство даже не подозревает о наличии других познавательных ресурсов, которые помогут им приобрести профессиональные знания, адаптироваться в современном обществе, получить ответы на многие жизненно важные вопросы.

Интернет открывает широкие возможности для социализации учащихся путём использования ресурсов с сайтов исполнительных органов власти при организации практических работ на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Мне было интересно разработать и внедрить в практику преподавания ряд уроков, которые могут быть полезны моим коллегам, учителям информатики:

Урок «Компьютер в выборе профессии» предполагает знакомство с образовательными сайтами и сайтами образовательных учреждений. На уроке учащиеся знакомятся с применением информационных технологий в современных профессиях, с профессиограммой будущего специалиста в области компьютерных технологий, узнают о возможностях использования коммуникационных технологий для получения информации о состоянии рынка труда, об образовательных учреждениях и профессиях. Урок носит профориентационный характер и способствует выбору профессионально-образовательного маршрута.

По теме «Системы управления базами данных» разработан урок «Выбор профессии в условиях динамики развития рынка труда», который предполагает дистанционный доступ к данным и работу с базой данных Службы занятости Санкт-Петербурга и анализ потребностей рынка труда. Можно много рассказывать учащимся о том, для чего создаются базы данных и насколько они полезны, но лучше предоставить им практическую возможность в этом убедиться самостоятельно. Урок позволяет объяснить подросткам, почему это так важно - учитывать потребности рынка труда при выборе будущей профессии. Учащиеся знакомятся с состоянием рынка труда и тенденциями его развития.

Урок «Полезные ресурсы Интернета» - это путешествие по сайтам, возможность научиться самим и впоследствии оказать помощь близким родственникам и знакомым, как записаться на приём к врачу через Интернет, как проверить правильность начисления коммунальных услуг, проследить за состоянием своих налогов, не обращаясь непосредственно в налоговую службу и другие организации. Учащиеся знакомятся также с организацией взаимодействия через интерфейсы серверных приложений и примерами электронных форм.

Тема «Геоинформационные системы», на мой взгляд, не очень глубоко изложена в учебнике 10 класса (базовый уровень) и изучается обзорно. По этой теме я дополнительно провожу практическую работу, в которой используются ресурсы Земельного портала Санкт-Петербурга. Тема представляет большой интерес и с точки зрения расширения межпредметных связей и профориентации (география, геодезия, картография и др.), и с точки зрения расширения научного мировоззрения учащихся, и с точки зрения её практической значимости. Ярким примером геоинформационной системы является региональная кадастровая геоинформационная система Санкт-Петербурга (РГИС), которая, безусловно, заслуживает внимания и знакомства с ней учащихся.

РГИС позволяет отображать на экране дисплея требуемое место городской территории с масштабным отображением объектов адресной системы (улицы, железные дороги, водные объекты), предоставляется информация об объектах недвижимости (кадастровая стоимость, административный район, муниципальный округ, кадастровый квартал, адрес строения, площадь строения, площадь земельного участка). Кроме того, доступны сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (Генплан, Правила землепользования и застройки, красные линии), объекты культурного наследия, адресные программы и многое другое.

В ходе практической работы учащиеся осваивают технологию работы с многофункциональной системой, работают с картой, содержащей более 30 слоёв, могут воспользоваться руководством пользователя и просмотреть учебный фильм. Учащиеся работают с большим интересом, так как вопросы, на которые нужно найти ответы, касаются микрорайона и дома, в котором они живут.

Работа, с одной стороны, предполагает знакомство с мощным серверным приложением, инструментальными средствами его разработки и расширяет представления учащихся о возможностях информационных технологий и сферах их применения; а с другой стороны, учащиеся знакомятся со способами получения полезной для себя информации с сайтов исполнительных органов государственной власти, спектром предоставляемых ими услуг и законодательной базой, на основании которой эти услуги предоставляются, что является одним из факторов социализации учащихся.

Ресурсы, о которых говорилось выше, не являются образовательными, но о целесообразности включения их в практический курс информатики в старших классах вряд ли можно спорить. Это полезные, качественные, проверенные Интернет-ресурсы, разработанные квалифицированными специалистами на основе новейших достижений информационных технологий.

Достижения информатизации общества, безусловно, нужно использовать в образовательном процессе. Тогда наши дети вырастут социально адаптированными, и без проблем будут решать многие вопросы.

Приложения к статье:

Приложение 1План-конспект урока.

Приложение 2Практическая работа.

Приложение 3Презентация со слайдами для проведения урока.

Приложение 4Основные обозначения на карте.