Лекция-концерт "Русские народные ударные деревянные музыкальные инструменты"

Разделы: Музыка


На протяжении десяти лет ведётся совместная работа Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей “Детской школы искусств №1” (до 2012 года “Детской музыкальной школы”) и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №12 “Журавлик” города Урая. Современное общество наполнено множеством проблем и противоречий: экономических, политических, нравственных, культурных. Не секрет, что всё меньше детей знают, что такое колыбельная песня мамы на ночь, как интересно бывает на концерте симфонической музыки и в театре, какое существует многообразие музыкальных инструментов и какой красоты бывает их “живой” звук.

Поэтому цель совместной работы школы искусств и детского сада – привить ребёнку любовь к музыке, сформировать и развить его духовную культуру, расширить кругозор детей, способствовать обогащению эмоционального мира ребёнка, активному развитию познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений, ведь “любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся” Д. Шостакович [7].

Задачи:

– способствовать формированию творческой личности;
– развить у детей музыкально-слушательский опыт;
– расширить знания о музыкальных инструментах и композиторах,
– развить способности овладевать необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений и жанров музыки;
– побудить в детях желание научиться играть на музыкальных инструментах.

В совместной деятельности используются разные формы работы:

Преподаватели и учащиеся школы искусств проводят лекции – концерты для детей старших и подготовительных групп, на которых дошкольники знакомятся с музыкальными инструментами, их звучанием, строением, историей их возникновения, с композиторами – современниками и классиками.

Проводятся совместные праздники и фольклорные развлечения, на которых дети детского сада являются не только слушателями, но и активными участниками мероприятия: разучивают стихотворения, загадки о музыкальных инструментах, играют в оркестрах, создаваемых музыкальным руководителем и т.д.

Никого из ребят не оставляют безразличными экскурсии в “храм музыки” – школу искусств: дети с трепетом заходят в каждый класс, с интересом рассматривают музыкальные инструменты, знакомятся с преподавателями, слушают правила поведения в школе и концертном зале.

Лекция-концерт “Русские народные ударные деревянные музыкальные инструменты”

Цель концерта: Познакомить детей старших и подготовительных групп с русскими народными ударными инструментами, историей их возникновения и звучанием. Стимулировать фантазию, воображение дошкольников.

Задачи концерта:

– дать общее представление о классификации народных инструментов, познакомить с такими понятиями как “народные инструменты”, “ударные инструменты”;
– рассказать о музыкальных инструментах и истории их появления в доступной для детей данного возраста форме;
– развивать музыкальные и творческие способности детей.

Пособия и материалы: русские народные ударные деревянные музыкальные инструменты: палочки, рубель, коробочка, шаркун, барабанка, кокошник, дрова, трещотка, ложки. Проектор, экран, ноутбук.

Зал украшен рисунками с изображением русских народных ударных музыкальных инструментов.

Ведущая:

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Преподаватели и учащиеся школы искусств рады новой встрече с вами! Сегодня у нас встреча будет необычная: мы будем беседовать о русских народных ударных деревянных музыкальных инструментах.

Давным-давно жили талантливые люди, которые умели многое делать: и вырастить урожай, и дом построить, и сделать “музыкальное орудие”, и сыграть на нём. Профессионалы, работа которых заключалась только в изготовлении музыкальных инструментов, появились далеко не сразу. А раз музыкальные инструменты делал народ, поэтому и название они получили народные. Сегодня мы с вами будем говорить об инструментах, которые появились на Руси, то есть о русских народных инструментах.

Самую древнюю группу инструментов, где звук возникает от удара, называют ударной. Использование этих инструментов родственно хлопанью в ладоши, притопыванию.

Звук этих инструментов зависит от их конструкции и от материала, из которого они сделаны. Бывают деревянные музыкальные инструменты.

Теперь, когда мы с вами разобрались с длинным названием, вам понятно о каких инструментах мы будем с вами разговаривать?

Ответ детей: Да. Это инструменты, которые сделал русский народ, звук в которых возникает от удара и сделаны они из дерева.

Ведущая: Молодцы! Ударные инструменты возникли ещё у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами камней и палок друг о друга.

В наше время ударные инструменты используются в различных оркестрах: они подчёркивают ритм музыки, используются с целью звукоподражания, например, для изображения грома, ливня и т.д.

Первый и самый древний из ударных инструментов – деревянные палочки (показ). Палочками можно отстукивать разный ритм.

Давайте сейчас поиграем в игру “Моё имя”: каждый из вас должен пропеть и простучать на палочках своё имя. Давайте я начну, а потом вы все по очереди продолжите.

Перед вами ещё два ударных музыкальных инструмента – рубель и деревянная коробочка. Рубель использовался в повседневной жизни крестьян: в прежние времена, когда утюгов не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем долго утрамбовывали рубелем. Возможно, что кто – то когда – то случайно провёл по его зубцам другим упругим инструментом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. На рубеле играют деревянной палочкой. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что музыкальный рубель пустотелый, и звучит более громко и гулко. Если бы рубель был цельным, то звук был бы намного глуше. Давайте попробуем (ведущая проводит палочкой по рубелю, закрыв полость ладонью, а потом убирает ладонь и проводит ещё раз). Ребята, в первый или во второй раз звук был громче?

Ответ детей: Во второй раз.

Ведущая: Правильно! Рубель в наши дни используется в оркестре русских народных инструментов (показ).

Коробочка – это очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра (показ). Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчёркивают отдельные ритмические точки, имитирующие цоканье копыт.

Сейчас для вас ансамбль аккордеонистов исполнит украинскую народную песню “Распрягайте, хлопцы, коней”, в которой вы услышите цоканье копыт, исполняемое на коробочке одним из участников ансамбля.

Ещё один музыкальный инструмент – шаркун. В народе его ещё называют шаркунок или шергунок. Сейчас этот инструмент можно встретить у нас, на Севере. Это плетёные берестяные или складные деревянные погремушки, в которых “звучит” насыпанный внутрь сухой горох. Иногда шаркунок делали как головоломку: его деревянные детали, ступенчатые, похожие на современный “конструктор”, плотно подгоняли друг к другу. Их складывали в ребристую шишку. А в пустоты внутри головоломки вкладывали бусины или горох.

Ребята, а сейчас мы проверим, можете ли вы сами собрать шаркун. Для этого мне нужны два смельчака. Перед вами несколько деталей упрощённого шаркуна, которые вы должны быстро собрать.

Игра повторяет 2-3 раза.

А этот музыкальный инструмент называется барабанка. Барабанка – это пастушеский деревянный барабан. Инструмент мастерили сами пастухи. Для этого они выбирали старую сосну или ель, обязательно хорошо просушенную. Чем тоньше доска, тем звонче звук. Обычно толщина её 1,5 сантиметра. Если же звук глухой – в центре доски делают пять – шесть отверстий, которые располагают в случайном порядке. Инструмент тщательно предохраняется от сырости “чтобы не потускнел звук”. Во время игры инструмент подвешен на шее исполнителя с помощью ремня, пропущенного через отверстия в верхней части доски, которая располагается при этом горизонтально на уровне пояса (показ). Играют на барабанке двумя палочками (колотушками). Звук инструмента сухой, звонкий, полётный, что обусловлено основной функцией барабанки как сигнального пастушеского инструмента. Барабанят пастухи утром на выгон стада и вечером по возвращении. Пользуются инструментом и днём для сбора стада, а в лесу “обстукивают”, чтобы коровы не разбредались. Нередко барабанка используется и для сопровождении пляски или пения частушек.

Кокошник. Раньше в народе говорили: “кокошник мой кокошник, на кокошнике играю[3]. В прежние времена деревенские сторожа ходили по деревне с колотушками, отпугивая воров. По принципу сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник (показ). Основой его служит небольшой деревянный каркас, две широкие стороны каркаса обтянутый тонкой фанерой, кожей, по ним будет ударять привязанный к верхней части корпуса деревянный шар, извлекая звуки, похожие на пулемётную дробь. В верхней стенке закрепляется узлом ремешок с шариком, а в нижнюю вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент и делают частые колебания (показ).

У следующего музыкального инструмента очень интересное название – дрова. Каждый из вас, ребята, наверно, видел как топят русскую печь и знает, что для этого необходимы поленья, дрова. Народные выдумщики изобрели музыкальный инструмент, похожий на ксилофон, и назвали его дрова. На дровах можно сыграть не просто ритмическую фигуру, но и мелодию (показ). Дрова делают из клёна, берёзы или ели, как и многие ударные инструменты. “Поленья” накалываются разной длины, но примерно одинаковой толщины. С лицевой стороны полено нужно обстругать рубанком или ножом, чтобы поверхность была округлой. Боковые стенки могут быть не обработанные. Нижняя часть полена – это “душа” инструмента. Она должна быть вогнутой. Это необходимо для того, чтобы во – первых, создать внутри бруска резонирующую полость, во – вторых, для предстоящей его настройки. Самое большое “полено” должно быть длиной 700 -800 миллиметров, шириной 100 миллиметров, толщиной около 30 миллиметров. Раскладывают дрова на толстую, верёвку (свободно, не закрепляя) на пиле, стиральной доске, бутылках с водой [6].

Ведущая:

И сейчас же щётки, щётки
Затрещали как трещотки
И давай меня тереть,
Приговаривать…

Ребята, из какого произведения эти известные всем строчки?

Ответ детей: Из “Мойдодыра” Корнея Чуковского.

Ведущая: Молодцы! Из названия этого инструмента понятно, что трещотка должна что делать?

Ответ детей: трещать.

Ведущая: Правильно. Трещотка – старый русский народный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Состоит он из сухих тонких пластинок, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. Пластинки для трещоток делают из дуба, ореха или клёна. Играющий на трещотках держит инструмент на уровне груди, руками держит шнур за концы и, манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах [5].

Ребята, а хотите я прямо сейчас сделаю этот забавный инструмент?

Ведущая берёт заранее приготовленный материал, собирает трещотку, комментируя каждое своё действие и показывая детям.

Трещотки привлекают внимание зрителей не только своим звуком, но и внешним видом, нередко трещотки украшают лентами, бубенчиками и цветами.

Ведущая: Хорошо в зимние вечера, когда за окном метель да стужа, посидеть у печки в тёплой избе, попеть песен да на русских народных музыкальных инструментах поиграть. О каком музыкальном инструменте сейчас речь пойдёт вы угадаете, если загадку отгадаете: сама не ест, а всех кормит.

Ответ детей: Ложка.

Ведущая: Правильно, это – деревянные ложки. Ложки – это ударный деревянный самозвучащий музыкальный инструмент. В моём сундучке лежат разные ложки: простые, расписные, с рисунком на ручке (показ). Наши деревянные ложки популярны не только в России, но и за рубежом, иностранцы их вывозят как сувениры.

Есть народные мастера, которые изготавливают именно деревянные музыкальные ложки из твёрдых пород дерева (ясень, клён, дуб, бук, граб). Их изделия отличаются прочностью и звучностью. Музыкантов, которые играют на ложках, называются ложкарями, они знают много приёмов игры на ложках. Рисунок 1. Играют обычно тремя или пятью ложками. Некоторые виртуозы – ложечники закрепляют по нескольку ложек за поясом, в голенищах сапог и успевают пройтись по всем ложкам с такой скоростью, что и взглядом не уследишь. Ловкий ложечник напоминает фокусника или жонглёра, только жонглирует он не предметами, а звуком. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, послушайте, как звучат такие ложки (показ)

Хотите и мы с вами выучим один из приёмов игры на деревянных ложках?

Ответ детей: Да!

Ведущая: Возьмите в правую руку ложку за палочку, другую ложку зажмите в левой ладони выпуклой стороной наружу, палочкой вверх, ударяйте ложки “спинками” друг о дружку.

Дети выполняют.

Ведущая: Вы слышите звук, похожий цоканье копыт?

Дети: Да.

Ведущая: Да, с помощью ложек, так же как и с помощью коробочки можно имитировать цоканье копыт лошадей.

А сейчас давайте исполним на ложках песенку – потешку “Лошадки”, используя выученный приём игры:

Скачут, скачут две лошадки “но, но, но”,
Мчатся, мчатся без оглядки “но, но, но”.

Дети играют первый строчку четвертными длительностями, а вторую строчку – восьмыми.

Выходит ребёнок, читает стих:

Ложки, ложечки резные зазвучат в один момент,
Не простые – расписные древний русский инструмент.
Всем игра понятна наша посмешим, потешим вас!
Эти ложки – не для каши, мы сыграем вам сейчас!

Сейчас для вас ансамбль “Весёлые ложкари”, с которым мы занимаемся уже пять лет, исполнит музыкальную сценку “На завалинке”

(Попурри на темы русских народных песен “Во саду ли, в огороде”, “Пошла млада за водой” и “Коробейники”). Рисунок 2.

Ведущая: Вам понравился рассказ об русских народных ударных деревянных музыкальных инструментах?

Ответ детей: Да.

Ведущая: Давайте проверим, хорошо ли их запомнили. Найдите на картинках и назови русские народные ударные деревянные музыкальные инструменты.

Ответ детей.

Ведущая: Молодцы! А загадки про эти инструменты отгадать сможете?

Дети: Сможем!

Ведущая: Уважаемые взрослые, вы тоже можете присоединиться к нам и помочь детям отгадать сложные загадки! Первая загадка: Ребрист, но очень голосист.

Ответ: Рубель.

Ведущая: Каким музыкальным инструментом можно есть суп?

Ответ: Ложками.

Ведущая: Деревянные подружки жить не могут друг без дружки. Тонкие как спички весёлые сестрички.

Ответ: Палочки.

Ведущая: Ой, трещит она, трещит, всех ребяток веселит.

Ответ: Трещотки.

Ведущая: Мы на ней друзья играем, стук копыт изображаем.

Ответ: Коробочка.

Ведущая: Отлично справились с заданием, название всех музыкальных инструментов запомнили! Раньше на Руси очень любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах.

Давайте и мы с вами в завершении нашей встречи все вместе со взрослыми сыграем в весёлом оркестре под русскую народную песню “Калинка”. Для этого возьмите любой понравившийся вам инструмент и разделитесь по группам: в первой группе будут палочки, ложки, коробочка, во второй группе – кокошник, рубель, трещотка; в третьей группе – шаркун, барабанка, дрова.

Сейчас ко мне подойдёт один представитель от каждой группы и мы по считалке выберем какая группа будет играть в первом, втором, третьем запеве, какая – в припеве, какая – во втором куплете.

Считалка:

Самовары собрались, разговором занялись,
Коромысло песни пело, а ухват стихи читал,
Кочерга пошла плясать, крынка в дудочку играть.
Шышел – мышел, шышел – мышел –
Посмотрите-ка кто вышел.

Итак, в первом запеве будут играть палочки, ложки, коробочка. Во втором запеве – кокошник, рубель, трещотка. В третьем запеве – шаркун, барабанка, дрова. В припеве – все инструменты вместе.

Ведущая: Отличный получился оркестр! Ну а теперь наша встреча подошла к концу. До новых встреч!

Литература

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах Москва: "Дрофа", 2011 г.
  2. Изучение фольклорных инструментов: учебно-методический комплекс/сост. Л.В. Демина – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008.– 48с.
  3. Кирюшина Т. Традиционная русская инструментальная культура. ГМПИ им. Гнесиных.– М.1989.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп.– СПб.: Детство – Пресс, 1999. – 304 с.: ил.
  5. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.– М.: 1984 г.
  6. Петрова Т. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта/ Художник О. Контарева.– Калининград: ГИПП “Янтарный сказ”, 1995-144 с.
  7. Шостакович Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания/ред. А. Тищенко. – М.: Советский композитор, 1981 г.