Логоритмическое занятие в старшей группе для детей с ОНР. Тема: "В гостях у бабушки с дедушкой"

Разделы: Логопедия


Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  1. Расширить и активизировать словарь детей по лексической теме.
  2. Закрепить навыки образования и употребления глагольного словаря.
  3. Закрепить у детей навыки употребления существительных в дательном и родительном падежах.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие общей и артикуляционной моторики, мимической мускулатуры.
  2. Развитие чувства ритма и координации речи с движением.
  3. Развитие мелодико-интонационной стороны речи, диафрагмального и речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Развивать эмоционально-волевую сферу.
  2. Развивать выразительность движений.

Оборудование: куклы бабушки и дедушки, письмо, фигурки животных, зеркала, угощение для животных, предметные картинки, музыка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Приветствие гостей.

2. Введение в тему.

Логопед: Ой, посмотрите, что это там лежит? Дети, что это?

Дети: Это письмо.

Логопед:

Я вам его прочитаю.
Шлю поклон я вам, ребята,
Мои милые внучата!
Очень я без, Вас скучаю,
И до встречи дни считаю,
Приезжайте поскорей,
В гости к бабушке своей!

а) Развитие общей моторики.

Логопед: Поедем в гости?

Дети: Да.

- Вставайте друг за другом, мы поедем на поезде, приготовьте свои руки.

К бабушке.

Стучат колеса – тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей,
Везем подарочки мы ей.

Логопед: Посмотрите, нас бабушка с дедушкой встречают. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте бабушка, здравствуйте, дедушка!

б) Мимическая гимнастика.

Логопед: Давайте покажем мимикой, как мы радуемся, что приехали в гости (радость).

Логопед: Посмотрите сколько у них домашних животных во дворе (удивление).

Логопед: Мы увидели злого быка и очень испугались (испуг).

Логопед: Нет, это наш бычок. Рассердились на него, зачем он нас напугал (рассердились).

Логопед: Очень хорошо в деревне (восторг).

Логопед: А ваши внуки для Вас приготовили сюрприз. Садитесь за столы.

в) Артикуляционная гимнастика “У бабушки с дедушкой”.

Логопед: Пододвиньте зеркала, давайте с вами сделаем гимнастику.

Толстые внуки приехали в гости

Надуваем щеки

С ними худые – лишь кожа да кости

Втягиваем щеки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы

Поцеловать они всех потянулись

Губы вытянуты трубочкой

Утром проснулись – в улыбочку губы

Снова широкая улыбка

Чистили мы свои верхние зубы

Широкий язык за верхними зубами.

Вправо и влево, внутри и снаружи

Соответствующие движения широким языком

С нижними зубками тоже мы дружим

Повторение этих же движений  положении за нижними зубами

Губы сожмём мы и рот пополощем

Поочередное надувание щек - губы не пропускают воздух

И самоваром пыхтим, что есть мочи

Одновременное надувание обеих щек с выпусканием воздуха через губы.

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели

Широкий язык ставится то на верхнюю, то на нижнюю губу.

Дедушка скачет на лошади ловко

Щелкаем языком

Звонкие вязнут на глине подковки

Цоканье на верхней губе

Вот замедляет лошадка шажочки

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

Скоро у нас выходные денечки.

2. Игра “Отгадай, что это за животное?”

Логопед: Бабушка и дедушка приготовили для Вас сюрприз. Что это? Они вам хотят загадать необычные загадки, а вы попробуйте их отгадать. (Сторожит, грызет, лает – кто это?)

Ребенок: Это собака.

Мяукает, лакает, царапает – кто это? – Это кошка.

Хрюкает, роет – кто это? – Это свинья.

Блеет, бодается – кто это? – Это коза.

Ржет, бегает, скачет – кто это? – Это лошадь.

Мычит, жует, ходит – кто это? – Это корова.

Логопед: - Послушайте внимательно – мычит, бодается, жует. Это слова-действия. Они отвечают на вопрос “Что делает?” Молодцы, выходите из-за столов.

По деревне мы шагаем
Живность разную встречаем
Все по-своему кричат,
“Здравствуйте!” - нам говорят.

3. Дыхательные упражнения “Кто как голос подает?”. (Сначала показывает логопед, а дети повторяют)

Логопед: Положите ручку на животик, давайте сделаем вдох носом, видите наш животик сдулся, а теперь выдох носом, животик опять надулся. Попробуйте сами (вдох-выдох).

- Сделаем глубокий длительный вдох носом, а на выдохе помяукаем, тоненьким голоском, как котенок. Посмотрите, как я делаю.

Вдох длительный выдох Мяяяяяяяяу.

- Сделаем Глубокий длительный вдох носом, а на выдохе поздороваемся с собакой.

Вдох длительный выдох Гааааааав.

- Сделаем глубокий длительный вдох носом и поблеем громко, как коза.

Вдох длительный выдох Мееееееее.

- А теперь помычим очень громко, как взрослые коровы.

Вдох длительный выдох Мууууууу.

(Также “здороваемся” с лошадью и свиньей (Иииииии, Хрююююю)).

Логопед: А сейчас давайте назовем словом-действием, как животные голос подают?

Кошка (что делает?) – Ребенок: Кошка мяукает.

Коза (что делает?) – Ребенок: Коза блеет.

Корова (что делает?) – Ребенок: Корова мычит.

Лошадь (что делает?) – Ребенок: Лошадь ржет.

Собака (что делает?) – Ребенок: Собака лает.

Свинья (что делает?) – Ребенок: Свинья хрюкает.

4. Физкультминутка – танцевальная.

Как у нашей бабушки шестеро внучат
(надеваем воображаемый платочек на голову, загибаем пальцы на руке, как будто считаем)
Как у нашей бабушки шестеро внучат
Шестеро, шестеро, с вечера не спят
(обе руки ладонями вверх, сначала вправо, потом влево, затем пожимаем плечами)
Шестеро, шестеро, с вечера не спят
К каждому-то бабушка
С вечера приди!
(правой рукой гладим по воображаемой голове)
Каждому-то бабушка
Сказку заведи:
(ручку под щечку)
Каждому, каждому с вечера приди!
(повторяем)
Каждому, каждому сказку заведи.
Про утенка, про козленка.
Про гусенка, про цыпленка
(показываем клювик утенка, рога козленка, крылышки гусенка, ножки цыпленка)
Байку про коровушку
(показываем рожки Муууу)
Байку про котят
(показываем ушки Мяяяу)
Бабушка баюкает шестерых внучат.
(кладем одну руку на другую и покачиваем ими – “баюкаем”)

5. Поиграли, погуляли, надо бабушке помочь.

Игра “Кому, что дадим?”

Логопед: У бабушки приготовлена еда, для животных, нужно их покормить. (Косточка, молоко, сено, капуста, яблоки)

Логопед: Кому дадим сено?

Ребенок: Сено дадим корове. Сено дадим лошади.

Логопед: Кому дадим косточку?

Ребенок: Собаке дадим косточку.

Логопед: Кому дадим капусту?

Ребенок: Козе дадим капусту.

Логопед: Кому дадим яблочек?

Ребенок: Свинье дадим яблочек.

Логопед: Кому дадим молока?

Ребенок: Кошке дадим молока.

Логопед: А что собака может делать с косточкой?

Ребенок: Собака может косточку грызть, лизать, нюхать, облизывать.

Логопед: А, что кошка может делать с молоком? (Лакать, пить, глотать)

Логопед: Молодцы, садитесь на свои места.

Логопед: Посмотрите на картинки и составьте предложение. Что делает собака?

Ребенок: Собака смотрит в окно и т.д.

6. Детям раздаются картинки с изображением домашних животных.

Логопед: А давайте, сейчас расскажем об этих животных, но только словами-действиями.

- Наташа, кто у тебя?

Ребенок: У меня собака. Она лает, грызет, бегает, сторожит, смотрит. (И так все дети)

Хорошо в гостях, а дома лучше. Пора возвращаться домой. Помашем бабушке и дедушке, скажем спасибо и поедем домой (возвращаемся на поезде).

7. Итог.

Логопед: Кого из животных мы сегодня видели?

Ребенок: Я видела козу. Я видел лошадь и т.д.

Логопед: А как можно их назвать всех вместе?

Дети: Это домашние животные.

Логопед: Какие слова мы сегодня называли? – Слова-действия.

- На какой вопрос отвечают слова-действия? – Что делает?

- Спасибо, вы сегодня очень хорошо занимались, и бабушка передала вам посылку с угощениями.