Программа развития высокомотивированных детей и детей с повышенной мотивацией

Разделы: Администрирование школы


I. Концепция развития высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию обучающихся.

Принципы работы:

- индивидуализация обучения (разработка индивидуальной траектории развития обучающихся);

- свобода выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества;

- вариативность в предоставляемых образовательных структурах;

- личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию;

- интегрированность в отборе содержания образования;

- деятельностный подход к обучению, обеспечивающий активное участие школьников в собственном развитии адекватно их способностям.

Цели и задачи:

Целями работы учителей школы с обучающимися являются:

  • выявление высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей;
  • развитие обучающихся в соответствии с уровнем их способностей (на уровне опережения их потенциала).

Задачами выявления одаренных детей являются:

1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей и эффективных методических приемах обучения данной категории детей:

- обучение на курсах повышения квалификации;

- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический отбор новых поступлений;

- научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опыта).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность, путем:

- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии высокой и повышенной мотивации;

- знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

- выявления мнений родителей о склонностях, областях наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

- периодического сбора сведений учителей-предметников и классных руководителей о наличии высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение социальных тестов, позволяющих определить наличие мотивации у ребенка, в единстве с такими видами деятельности, как:

- знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;

- длительное наблюдение за корреляцией результативности по итогам тестирования и реальных успехов ученика;

- проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

4. Организация работы с высокомотивированными и имеющими повышенную мотивацию обучающимися:

- учителей, создающих атмосферу эмоциональной включенности обучающихся в познавательную деятельность, развивающих интерес к предмету, формирующих основы системы знаний, отрабатывающих с учеников технику видов деятельности при решении различных учебных задач;

- наставников, которые:

  • выполняют функции научных руководителей, выводящих ученика на высокий профессиональных уровень в работе над темой, избранной самим учеником;
  • координируют индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе мотивиронного на образование обучающегося;
  • обеспечивают необходимое обучающемуся общение;
  • осуществляют связь с родителями.

Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты.

II. Стратегия работы с высокомотивированными и имеющими повышенную мотивацию детьми.

Три уровня процесса формирования познавательных потребностей:

1-й уровень – потребность в новых впечатлениях;

2-й уровень – развитие любознательности, выражающейся в интересе к изучению нового предмета, вида деятельности (младший школьный возраст, младшие подростки);

3-й уровень (высший) – целенаправленная познавательная деятельность с ориентацией на научное исследование, профильное самоопределение (старшеклассники).

I ступень обучения

Успешность работы с высокомотивированными и имеющими повышенную мотивацию детьми зависит от того, как организован образовательный процесс в начальной школе.

Отличительными признаками мотивации ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к обучению и творческих проявлений, являются ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, активность умственной деятельности и ощущения радости и удовольствия от умственного труда.

Диагностика желаний, стремлений, способностей и возможностей детей, формирование активной познавательной потребности высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей в образовательной деятельности позволяют целенаправленно управлять процессом саморазвития и самоопределения обучающихся.

Цели образования I ступени:

1. Развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей, т.к. развитие природных задатков, способностей возможно лишь в определенный благоприятный возрастной период.

2. Развитие интеллекта ребенка (мыслительных операций, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

Задачи:

1. Выявление высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей на собеседованиях и в ходе образовательного процесса психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности уровня обученности и методов экспертных оценок деятельности обучюащихся и учителей родителями.

2. Формирование навыков коммуникации: развитие способностей инициировать межгрупповое общение и сотрудничество между детьми и управлять им.

3. Обеспечение сохранности душевного тепла, эмоционального и психологического комфорта в отношениях с детьми как необходимое условие успешности в любой деятельности:

- забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающей способность к сосредоточенному умственному труду; соблюдение режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;

- сохранение высокой самооценки мотивированного ребенка, поддержка и развитие любознательности (начальные успехи в обучении одобряются и поощряются);

- организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);

- организация системы контроля за развитием познавательной деятельности мотивированных обучающихся (промежуточный контроль, систематический мониторинг состояния качества образования, итоговый контроль).

II и III ступени обучения

Содержание работы с высокомотивированными и имеющими повышенную мотивацию обучающимися определяется в рамках каждой учебной дисциплины общими требованиями к отбору содержания учебных программ, соответствующих специфике школы как инновационного образовательного учреждения.

Содержание учебного материала мотивирует обучающихся к углублению знаний. Ведущие идеи, способы и методы познавательной деятельности, развивающие процессы мышления, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, должны помогать формировать навыки целеполагания в процессе обучения на достаточно высоком теоретическом уровне.

Разработка развивающихся программ по отдельным предметам в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучения мотивированных обучающихся ориентируется на их опережающее обучение: быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета и обновление, обогащение, углубление содержания образования; использование дополнительного материала, направленного на рост знаний в конкретной области и развитие умственных операций.

Методы и формы работы с высокомотивированными и имеющими повышенную мотивацию детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми обучюащимися школы и в то же время отличаются определенным своеобразием.

Например, такие формы работы с мотивированными детьми в учебное время: проблемные миникурсы, “мозговые штурмы”, ролевые тренинги, проектная деятельность, научно-практические конференции, творческие зачеты, дискуссии, диалоги, практикумы, лабораторные работы и др. Внеучебные формы работы: факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, социально-педагогические проекты, игры.

III. Организация обучения высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей.

1. Высокомотивированные и имеющие повышенную мотивацию дети обучаются в общеобразовательных классах. Это позволяет создавать условия для их дальнейшей социальной адаптации и одновременно для выявления скрытой до определенного времени повышенной мотивации, максимально возможного развития всех обучающихся школы.

2. Создание групп для высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей в ходе выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий для продвинутых обучающихся по развивающим технологиям.

Условия успешной работы:

1. Осознание значимости развития высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительного отношения к процессу обучения.

2. Признание руководством и коллективом школы того, что система работы с высокомотивированными и имеющими повышенную мотивацию обучающимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.

III. Направления совершенствования системы работы с высокомотивированными и имеющими повышенную мотивацию обучающимися:

1. Создание системы диагностики уровня мотивации обучающихся и организации эффективного функционирования этой системы.

2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.

3. Развитие научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности учителей по совершенствованию работы с высокомотивированными и имеющими повышенную мотивацию детьми.

4. Разработка и обновление программ, элективных курсов, отражающих индивидуальные траектории развития познавательных интересов и способностей обучающихся в различных учебных курсах и видах деятельности.

IV. Паспорт “Программы развития высокомотивированных детей и детей с повышенной мотивацией”

Программа Развитие высокомотивированных детей и детей с повышенной мотивацией в условиях общеобразовательной школы
Основание Конституция РФ.

Конвенция о правах ребёнка.

Закон РФ "Об образовании".

Национальный проект “Образование”.

Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002 г.".

Доклада Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".

Цели и задачи Основная цель: создание условий для проявления каждым ребенком своих учебных и творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Основные задачи:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей обучающихся.
  2. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления мотивации, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.
  3. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.
  4. Внедрение новой оценочной деятельности обучающихся и учителей - “Портфолио”.
  5. Подготовка и повышение квалификации кадров.
  6. Разработка нормативно-правового обеспечения.
Сроки и этапы реализации Организационный этап (2012-2013 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки высокомотивированных детей и детей с повышенной мотивацией, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с мотивированными детьми.

Этап реализации(2013-2014 гг.): непосредственная работа с высокомотивированными и с повышенной мотивацией обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка обучающихся.

Завершающий этап (2014-2015 гг.): контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации Программа реализуется через работу методических объединений учителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты
  1. Совершенствование форм работы с высокомотивированными и способными детьми.
  2. Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития мотивированных на образовательный процесс обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
  3. Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов.
  4. Стимулирование мотивации развития способностей.
  5. Проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ обучающихся.
  6. Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
  7. Создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению высокомотивированных детей (психологический профиль талантливого ребенка).
  8. Разработка методических рекомендаций для работы с высокомотивированными и с повышенной мотивацией обучающимися.
Организация контроля за исполнением Координацию работ и контроль за исполнением Программы осуществляет администрация школы.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.